понедельник, 29 июля 2013 г.

Tom Waits - Swordfishtrombones

Swordfishtrombones - девятый альбом американского автора-исполнителя, композитора и актера Тома Уэйтса, вышедший в сентябре 1983 года на Island Records. Это первый альбом, который Том Уэйтс продюсировал сам - начиная с Swordfishtrombones эта традиция продолжится. Swordfishtrombones открывает новое направление, в котором Уэйтс резко сменил звучание, уйдя от традиционных аранжировок к самым диковинным инструментам, а тексты приняли абсурдистско-абстрактный характер. Swordfishtrombones - один из лучших альбомов в современной музыке и включен во многие списки "самых-самых". 
ИСТОРИЯ

Некоторые отголоски нового направления уже слышны в предыдущем альбоме Уэйтса Heartattack and Vine (1980), но основной причиной глубоких перемен в творчестве певца и актера были значительные изменения в его личной жизни. В 1980 году он женился на Катлин Бреннан, коллеге по музыкальному цеху, которая стала его музой и соавтором многих последующих песен, хотя официально в авторских титрах и не значится.
В 1998 году Уэйтс рассказал как это было: "Мы познакомились на одной новогодней вечеринке в Голливуде. На следующий день я уезжал в Нью-Йорк и больше не собирался когда-либо возвращаться в Лос-Анджелес. По крайней мере, так я думал тогда. Так вот, мы встретились под Новый год, и я уехал на несколько месяцев, а потом меня позвал Коппола работать в фильме One from the Heart/От всего сердца (1982). Я вернулся, мне выделили небольшой офис с роялем, где я сидел и писал песни. А в соседнем помещении была Катлин. Она работала скрипт-аналитиком, то есть обрабатывала сценарий этого фильма. Кто-то попросил ее что-то передать мне, она постучала в дверь, я открыл - на пороге стояла она, тут-то все и произошло. Любовь с первого взгляда. Любовь со второго взгляда."
Том Уэйтс со своей женой Катлин БреннанЧерез два месяца они поженились, причем церемония совершилась в 2 часа ночи в знаменитой лос-анджелесской церкви "Навеки вместе", которая специализируется на брачных службах и проводит их круглосуточно. Попав в дом Тома, Катлин была несколько разочарована его виниловой коллекцией. Она вырвала Уэйтса из привычной джазовой упаковки и заставила смотреть иностранные фильмы (что американцы делают весьма и весьма редко - и очень немногие), познакомила с немецким театром, азиатской перкуссией, французским кабарэ... Музыкальные вкусы Катлин Бреннан, не ограничивавшиеся рок и поп музыкой, существенно повлияли на дальнейший ход творчества Уэйтса. Прежде всего, Катлин открыла для Тома творчество Капитана Бифхарта. Несмотря на то, что у Уэйтса с Бифхартом  в семидесятых был один и тот же менеджер, Уэйтс как ни странно никогда толком не слушал музыки Дона Ван Влита. "Я узнал его лучше только после женитьбы," - признался Уэйтс. Нестандартный подход к музыке Капитана Бифхарта определенно повлиял на новые музыкальные решения Уэйтса в Swordfishtrombones

Начнем с инструментов. Если раньше Уэйтс удовлетворялся обычным набором из гитары, ф-но и струнной оркестровки, то в этом альбоме в ход пошли более диковинные для рок-поп музыки инструменты. Ну, волынки ("Town with No Cheer") или фагот, это еще куда ни шло, все-таки традиционные вещи. Маримба ("Shore Leave"), хоть и экзотичнее, но все знают ее звучание по роллинг-стоунзовской вещи "Under My Thumb". Но Уэйтсу полюбились также звуки язычкового органа или например совсем уж диковинного инструмента под названием уотерфон (waterphone), который буквально переводится как водофон. Связь с водой здесь и прямая, и переносная. В эту железяку заливают воду для резонанса. Впрочем, для перкуссии  туда с таким же успехом насыпают гвозди. Изобретатель водофона - человек с водной фамилией Уотерс (Richard Waters) запатентовал свое изделие в 1975 году. Каждый водофон уникален и делается на заказ. Все о водофонах (можно даже заказать) - на сайте Уотерса. 

Для инструментальной композиции "Dave the Butcher" (Мясник Дейв) Уэйтс пытался найти каллиопу. Да где ж ее найдешь? Битлы обыскались ее в свое время - Джордж Мартин хотел записать каллиопу в песне "Being for the Benefit of Mr. Kite!" - да тоже не нашли. Уэйтсу пришлось обойтись органом Hammond B-3.

Как объяснил свой поворот к необычным инструментам Том Уэйтс: "Наши руки, как собаки, привыкли ходить только по знакомым местам. Надо опасаться, когда перестаешь играть головой, а пальцы бегают сами по наезженной колее. Надо отучить их от этой дурной привычки, иначе перестанешь искать новое, а будешь играть все только проверенное и приятное. Я пытаюсь избавиться от этой привычки, играя на инструментах, о которых понятия не имею - таких например, как фагот или водофон."

Уйдя от традиционного жанра баллады под ф-но со скрипками, Уэйтс в Swordfishtrombones попробовал сразу несколько жанров, включая примитивный изначальный блюз, кабарэ, румба, театрализованность в духе Курта Вейля, танго, ранняя кантри-музыка, европейская народная музыка, а также песни эпохи, когда процветала т.н. "Улица дребезжащих жестянок" (Tin Pan Alley - так прозвали улицу в Нью-Йорке, на которой в начале XX века скопилось множество сочинителей и издателей музыки. В те времена никто из исполнителей не пел своих песен -  все приезжали на эту улицу и заключали с авторами договор на исполнение той или иной песни.). Уэйтс даже попробовал себя в жанре, который в английском называют spoken word, т.е. произносимое слово ("Frank's Wild Years" - Дикие годы Фрэнка) - это нечто типа речетатива, только в речетативе говорят, придерживаясь какой-то тональности, а в рэпе - ритма, а spoken word - это просто говорильня на фоне музыки. Этой говорильней увлекался еще Джим Моррисон в The Doors.

Итак, Том Уэйтс сменил жанр, сменил инструментарий, а кроме того сменил фирму грамзаписи: ушел с Asylum Records на известную своими прогрессивными наклонностями Island Records. Swordfishtrombones стал первым его альбомом, вышедшим на Island. Более того, начиная с этого альбома Уэйтс стал продюсировать себя - то есть отстраивать себе звук - сам. Оно и понятно: какой профессиональный звукорежисер взялся бы за такое? Разве что Фрэнк Заппа, продюсировавший Капитана Бифхарта.

Большое участие в аранжировке песен альбома принимал его старый друг-музыкант Френсис Тамм. Вот кто определенно помог Уэйтсу двигаться в новом направлении. Они подружились еще в 1969 году, когда обоим было по 20 лет. "Том вырос на очень старомодной музыке," - рассказывал Френсис Тамм. - "он многое воспринял от мамы и церкви. Мы когда познакомились с ним, первым делом запели вместе лучшие мелодии Гершвина. Помню, мы сидели за ф-но и вспоминали одну за другой песни Гершвина, как пара стариков из дома престарелых. Том замечателен тем, что уравнивает все сферы музыки. Для него нет разницы между классикой и другими стилями. Он - раб звуков и музыки, и ты захватываешь его в плен моментально, начиная играть что-нибудь. Это очень детская, и в то же время очень утонченная реакция."

Едва познакомившись, Уэйтс с Таммом начали делать всякие домашние записи, полные юмора. Как рассказывал Тамм: "Мы записали, например, магнитофонный альбом под названием "Фрэнк Синатра поет песни Джима Моррисона". Мне больше всего нравилось, как Том пел "Riders on the Storm", кося под Синатру. Мы до сих пор балуемся так."
Френсис Тамм - классический пианист, обучавшийся дирижированию у самого Леонарда Бернстайна, имел кроме того настоящий "потусторонний" опыт, участвуя в авангардистских экспериментах Ансамбля Гарри Парча (Harry Partch Ensemble). Сам Гарри Парч - уникальная личность, нетрадиционный подход которого к музыке наверное можно сравнить с подходом Эйнштейна к физике. Хотя сравнение неточное, ибо традиционная физика все-таки признавала Эйнштейна, а классические музыковеды гнали Парча, как традиционная медицина смертельно ненавидит любые народные методы. Но Парч, его микрохроматическая музыка, а также изобретенные им уникальные инструменты требуют отдельного разговора. Он упомянут здесь постольку, поскольку в его музыке следует искать корни сюрреалистического звучания Swordfishtrombones, а Френсис Тамм оказался основным проводником этих идей. Наберите Harry Partch в YouTube и послушайте...

Одна из песен альбома - "Johnsburg, Illinois" - имеется в вид городок Джонсбург в штате Иллинойс, откуда родом жена Уэйтса - Катлин - "единственная настоящая любовь", которой он посвятил эту песню. Она выросла там на ферме, о чем и поется. "Она очень короткая, я хотел уместить все в одном куплете," - комментировал Уэйтс. - "Бывает, работаешь над песней, и вдруг обнаруживаешь, что второй куплет просто повторяет то, что уже было сказано в первом. Я пытался передать в ней настроение моряка, который где-то на  чужбине в баре достает свой кошелек и показывает фотографию соседу, который разговаривает в это время о чем-то, а он показывает и говорит: "А вот.. Это она". И убирает кошелек обратно. Тематически, я пытался связать ее с песней "Shore Leave", где упоминается женщина, одиноко ждущая где-то там в Иллинойсе."

Песня "Underground" (Подземелье) - по словам Тома Уэйтса, "изначально это была попытка отразить поведение некой колонии мутантов-карликов и передать это все в духе русского марша. Люди, трахающиеся в подземных теплотрассах, тысяча ботинок одновременно проходящих по деревянному полу. Должен был петь какой-нибудь хор, и все это в духе "Доктора Живаго". Так было задумано вначале.

А потом я сократил размах и решил использовать бас-маримбу для придания экзотической атмосферы, отсюда и получился этот стук деревяшек. Это Виктор Фельдман играет на бас-маримбе, Ларри Тейлор - на акустической гитаре, Рэнди Олдкрофт - на баритоне, Стивен Ходжес на ударных и Фред Таккетт - на электрогитаре.
Мне оказал помощь джентльмен по имени Френсис Тамм, который работал со мной над аранжировками некоторых из этих песен, который играет на Хромлодеоне в Ансамбле Гари Парча под руководством Дэниэла Митчелла. Так вот, он плотно работал над многими из этих песен.

В песне речь идет об активной ночной жизнедеятельности в подземных теплотрассах и коллекторах под Нью-Йорком, где как говорят, существуют целые коммуны леди и джентльменов, ведущих нелегкий образ жизни в таких условиях. Когда я был ребенком, я мог часами стоять, уставившись взором в коллекторный колодец и воображая нечто типа "Путешествия в центр земли".

Вообще, про альбом Swordfishtrombones можно писать очень много и долго, разбираясь по порядку в его треках, с удовольствием занимаясь анализом текстов - к сожалению, у нас нет на это времени. Swordfishtrombones, как и многие другие шедевры Тома Уэйтса, не поднялся высоко в чартах - всего лишь № 164 в Биллборде, зато был по достоинству оценен в некоторых журналах. Так журнал Spin в 1989 назвал Swordfishtrombones альбомом №2 в своем списке 25 лучших из лучших всех времен. Английский журнал Q в 2006 году отвел альбому 36-ое место в списке 40 лучших альбомов 1980-х. Более независимый (в смысле инди) чикагский интернет-журнал Pitchfork Media оценил Swordfishtrombones повыше: № 11 в числе лучших альбомов 1980-х. 

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

 Swordfishtrombones - сложный словонаворот, изобретенный Уэйтсом, в котором swordfish - это "рыба-меч", а trombones - "тромбоны" (имеется в виду духовой музыкальный инструмент). Каламбур заключается в том, что bones (если без trom) означает "кости". Кости, то есть "Тромбкости рыбы-меча". Больше никаких объяснений тут нет и не требуется. Это слово упоминается один раз в одноименной песне, когда герой песни, вернувшись с войны, "стал ходить с девушкой из Оркестра Армии Спасения, которая играла грязную воду на какой-то тромбкости рыбы-меча".

Обложку для Swordfishtrombones сделал Майкл Расс, которого можно назвать фотографом-художником или наоборот - художником-фотографом. Том с женою посетили однажды выставку его работ, им понравилось, и Уэйтс заказал Рассу сделать обложку для этого альбома. Уэйтс предложил обыграть идею контраста между карликами и гигантами. Для этой цели провели кастинг, на который пришла куча лос-анджелесских карликов и куча невероятно больших людей. Представляете зрелище! Выбрали двоих: Анджело Россито и Ли Колима. Они были самые вдохновляющие. Мы поместили здесь парочку альтернативных фотографий с той фотосессии.

Потом, по словам фотографа, они вынашивали идею еще три месяца, пока она не утряслась окончательно. Для последующей подкраски фотографий, Рассу желательно было иметь отражающийся фон, и тут прекрасно подошла кухня одного ресторана, блестящая шкафами и полками из нержавеющей стали. Фотосессия заняла всего три часа и прошла в дружеской шутливой атмосфере. Расс отметил, что с Уэйтсом очень приятно сотрудничать: "Он любит во все вникать и оказывает поддержку. Мы прекрасно сработались с ним. Возможно это благодаря тому, что Тому интересны люди, он всегда носит с собой блокнот с ручкой и записывает туда то, что слышит. Так что если вы заметите, как он черкает что-то в своем блокноте, после чьих-то слов, и рисует, ну скажем, бокал мартини - этот бокал мартини что-то означает для него. А когда это начинает что-то значить и для меня - вот так и начинается сотрудничество и обмен идеями. По-моему, он - мастер минимализма."
Во время фотосессии родилась идея видеоклипа к песне "In the Neighborhood", в котором участвовали все люди с обложки альбома: Том, Ли Колима и Анджело Россито. Хотя кроме них на видеоклип сбежалась масса желающих - люди любят сниматься в кино, на телевидении. А тем более в клипе у Тома Уэйтса. Поэтому на кастинг пришло больше сотни самых дремучих лос-анджелесских маргиналов из андерграунда.

За основу сюжета клипа взято традиционное нью-орлеанское траурное шествие, которое отличается как известно приплясыванием. Том Уэйтс в клипе не только приплясывает, но еще и подпрыгивает, как контуженный. "In the Neighborhood" переводится "По соседству", клип и был снят по соседству с домом Тома Уэйтса в лос-анджелесском районе Серебрянное Озеро (Silver Lake). Съемку делал оператор-ветеран Хаскелл Уэкслер, считающийся одним из десяти самых влиятельных операторов в истории Голливуда. Он снимал на обычную оптику и на цветную пленку. Это потом, в построизводственном процессе все перевели в черно-белый цвет и - с помощью оптического принтера - наложили эффект широкоугольной оптики с довольно сильным коэффициентом, близким к "рыбьему глазу".

"In the Neighborhood" (По соседству) - своеобразый траурный гимн нашим соседям, достающим своими лающими собаками; непрекращающимся ремонтным работам на улице; мусорному ведру, которое всю прошлую ночь катали по улице собаки...

Подобно настоящей траурной музыке, в этой песне печаль сочетается с надеждой на лучшее, а этой торжественностью Уэйтс, как настоящий художник, напоминает нам о высокой ценности данной нам жизни, независимо от рутинных мелочей, из которых она состоит.

Swordfishtrombones - один из 1001 альбомов, которые надо послушать, прежде чем умрешь. Несомненно, must be в коллекции любого мыслящего человека, слушающего современную музыку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий