понедельник, 8 июля 2013 г.

Знаменитые фотообложки музыкальных альбомов "винилового" периода. Часть 3.

Pink Floyd

"Pink Floyd" не самая моя любимая группа, но группы с таким же трепетным отношением к визуальным образам я не знаю. Это касается и раннего, барреттовского, и зрелого периодов. Сложно выбрать какую-нибудь одну, поэтому на первом месте оказалось сразу 8 обложек.
The Piper at the Gates of Dawn, 1967 год



"Волынщик у врат зари" - это первый альбом "Пинк Флойда" и единственный, полностью записанный Сидом Барреттом. Многие склонны считать этот альбом одним из самых влиятельных за всю историю современной музыки. На обложке - фотография участников группы, сделанная Виком Сайном (Vic Singh) с помощью призматической линзы, подаренной ему Джорджем Харрисоном. Фотограф и дизайнер Вик Синг впервые встретил The Pink Floyd в Лондоне на Пиккадилли. "Там была толпа людей, но они выделялись из нее. Я просто подошел к ним, и мы разговорились, а через две недели они пригласили меня сделать им обложку для их первого альбома. У меня не было идей, пока мой друг Джордж Харрисон не дал мне призматическую линзу, которая размножала изображение. Я решил использовать эту идею. Я пригласил группу на фотосессию. Они пришли, мы поболтали, послушали музыку, выпили, и я приступил к работе. Снимок сделан на белом фоне стробоскопом. Группа была в яркой одежде, потому что линза смягчает изображение, и нужны яркие броские цвета, чтобы изображение не было тусклым. Так я сделал эту обложку, а Сид сделал надпись Pink Floyd на обложке".

А Saucerful of Secrets, 1968 год



"Блюдце, полное секретов" - второй альбом группы, последний, над которым работал Сид, и первый, в записи которого принимал участие Дэвид Гилмор. Обложку разработали в британском дизайнерском бюро "Hipgnosis", которое также создало обложки для некоторых альбомов Genesis, Alan Parsons Project, Led Zeppelin, T. Rex и The Pretty Things. Компания EMI не любила привлекать сторонних дизайнеров для оформления обложек и "Блюдце, полное секретов" стало вторым диском в истории студии, когда EMI поступилась своими принципами. Основные элементы коллажа, использованного в оформлении обложки, были позаимствованы из 158 номера журнала комиксов "Рассказы о неизведанном" (Strange Tales).

Дизайнер Орби Пауел (Aurbey Powell): "Сторм Торгерсон учился в королевском колледже искусств, а я – в лондонской школе кинотехники. Чтобы заработать деньги на каникулы, мы оформляли обложки для книг, экспериментируя с инфракрасным излучением, из-за чего получились очень психоделические снимки. Роджер Уотерс попросил нас помочь с оформлением обложки второго альбома".

Задание было простым: отобразить группу и их время. "Являясь частью ранней психоделической эры, мы интересовались наркотиками, восточной культурой, а также нас интересовал монтаж, коллаж и знаки зодиака. Мы попробовали смешать все эти элементы вместе и отобразить на обложке, придать ей сюрреалистически-кислотный вид", – говорит Пауел. Он снял группу в Риджент парке, используя инфракрасный свет.
Над обложкой работали 2 недели в проявочной комнате. Сначала делались черно-белые снимки, когда Сторм и Орби добивались какого-то результата, делались цветные снимки. Доктор Strange из комиксов Marvel и рисунки космоса были отдельно сняты на полу при дневном освещении. Надпись сделали с помощью летрасета и нанесли прямо поверх обложки. Окончательный снимок был сделан фотоаппаратом Pentax. Hipgnosis получили £100.

"Atom Heart Mother", 1970 год



"Мать с ядерным сердцем" - четвертый альбом группы. На его обложке нет ни названия самого альбома, ни названия группы. "Пинк Флойд" пытались избежать ярлыков, навешиваемых на них музыкальными критиками, поэтому участники группы хотели выпустить альбом, оформление которого не будет ассоциироваться с их музыкой и, вообще, не будет ничего обозначать. Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson), основатель "Hipgnosis", вспомнив о знаменитых обоях с коровой Энди Уорхола, просто выехал за пределы Лондона и сфотографировал первую попавшуюся на глаза корову. Так корова по кличке Лулубель III (Lulubelle III) вошла в историю рок-музыки.

The Dark Side of the Moon, 1973 год



В начале 70 годов группа полностью распрощалась с наследием Барретта и в 73 году "Pink Floyd" записывает альбом отличающийся принципиально не только от всего раннего творчества группы, но и от всей музыки, существовавшей до этого. Альбом "The Dark Side of the Moon" стал легендой, а обложка этого альбома - культовой. Лаконичность и простота оформления вывела на передний план идейную составляющую: концептуальному альбому лучше всего подходила концептуальная обложка. Призма, расщепляющая световой поток на спектры - стала одним из самых узнаваемых визуальных образов в мировой культуре. Альбом стал платиновым девять раз в Великобритании и пятнадцать в Соединенных Штатах.

Дизайнер Обри Пауел: "Нас вдохновила старая книга черно-белых фотографий, название которой было что-то вроде "Великие фотографии XX века". Там было много фото, сделанных на рыбалке 1936 года. Но фотография, которая нас заинтересовала, был снимок черно–белой призмы, через которую был пропущен цветной спектр. Мы решили взять ее за идею обложки для альбома. Призма символизировала твердость и мощь Флойд. Команда Hipgnosis сделала обложку с изображением призмы, она была нарисована дизайнерами George Hardie и Bob Lawre. Спектр продолжался на внутреннем развороте. "Роджер Уотерс подал идею изобразить сердцебиение на спектре, чтобы отобразить начало и конец альбома рисунком", — объясняет Powell.

В оформление альбома входил двухсторонний постер и две наклейки. На одной стороне постера была изображена группа, на другой – три египетские пирамиды ночью. Призма была одной из идей, предложенных группе, другой идеей было изображение супергероя Silver Surfer из комиксов Marvel. "Нам нравилось, что он был космическим героем и мог отобразить вселенную, но все же группа выбрала призму", - говорит Powel. Обложка была сделана за 3 недели, за нее заплатили 5 000 фунтов (25 000 на сегодняшний день).



Wish You Were Here, 1975 год

 

На обложке следующего альбома группы "Хочу, чтоб ты был здесь" размещена фотография, сделанная в Лос-Анджелесе на фоне павильонов, принадлежавших Warner Bros. Два человека, пожимающих друг другу руки, - каскадеры Ронни Ронделл и Дэнни Роджерс (Ronnie Rondell and Danny Rogers). Из за ветра, дувшего не туда, куда надо было фотографу, каскадерам пришлось поменяться местами, а чтоб горящий каскадер все-таки находился справа, для обложки фотографию отразили зеркально. Вот так приходилось мучатся фотографам и их моделям до появления Фотошопа.

Пластинка "Wish You Were Here" продавалась запечатанной в черный целлофановый пакет в середине которого был наклеен стикер с иллюстрацией Джорджа Харди (George Hardie). На небольшом круглом стикере были изображены две механические руки, сплетенные в рукопожатии, на фоне схематического изображения четырех стихий.

А Momentary Lapse of Reason, 1987 год



Над обложкой альбома "Кратковременное помутнение рассудка" опять работало дизайнерское бюро Сторма Торгерсона. Автор этой фотографии Роберт Доулинг (Robert Dowling). Он заснял 800 больничных коек, расставленных вереницей вдоль пляжа Саунтон Сэндз в Девоне (Sounton Sands in Devon). На производство фотографии ушло две недели, но старания Доулинга были щедро вознаграждены: за эту фотографию он получил золотую награду от Association of Photographers Awards.

Сторм Торгерсон хотел изобразить море и "реку" из кроватей. Ленс Уильямс, его ассистент, ездил по миру в поисках подходящего места для снимка. Но ассистент Роберта Довлинга, Тони Мей, предложил берег в Saunton Sand’s в северном Девоне, где снимали фильм The Wall. Он там вырос и поэтому знал, что ровный берег подойдет для снимка.

 Роберт Давлинг: "Тут не было никаких компьютерных эффектов. Сторм хотел сделать все по-настоящему." Заказ был выдан государством: 1000 викторианских железных больничных кроватей. Торгерсон настоял, чтобы каждая кровать была застелена одеялом и подушкой.

Роберт Давлинг: "Мы расставили все кровати, но море было слишком спокойным. Оставив одну кровать, мы сделали несколько пробных снимков, а на следующее утро она исчезла. Через неделю мы вновь расставили кровати. Фотографировать пришлось очень быстро, чтобы поймать волну. Съемки длились с пяти утра до десяти вечера. Дядя Тони Мея помог транспортировать кровати, а его друзья помогли их застелить".

The Division Bell, 1992 год



Двенадцатый и последний альбом группы. Для обложки Торгерсон соорудил две головы из металла, каждую ростом с двухэтажный автобус, и установил их в поле, недалеко от Эли (Ely). Головы были установлены в профиль так, чтоб у зрителя создавалось ощущение, будто бы они о чем-то беседуют. Два этих профиля образуют собой третьего собеседника, чье лицо расположено анфас. Снимал эти композиции фотограф Тони Мэй.

"Главной идеей этой обложки было общение", – объясняет Торгерсон – "или связь между дизайнером и зрителем. Здесь два лица, которые формируют отдельное третье лицо, которое смотрит прямо на зрителя. Некоторые видят сразу два лица, некоторые – одно". Кейз Бриден (Keith Breeden) нарисовал план для двух скульптур, а потом сделал 3х футовые модели. Фотограф Тони Мей: "Каждая голова была высотой 7 метров и весила полтонны". Было сделано два вида: металлические, сделанные модельной организацией Джона Робертсона из полистерина и метала, которые были окрашены под металлические конструкции самолета,– были использованы на обложках винилового и CD изданиях. Каменные головы были сделаны для кассетной обложки Андрианом Смитом из полиэстерина, на который нанесли песок и щебенку. Оба варианта были отображены на уличных постерах.

 "Для съемок мы поехали на фермерское поле в Кембридж. Я сделал модели из картона, чтобы выяснить, где лучше разместить головы", – говорит Мей.

Потребовалось две недели в январе, чтобы сделать окончательный снимок. Головы скрывали камуфляжной сеткой от прессы и туристов. Собор Ely Cathedral изображен на заднем фоне.
Сторм Торгерсон сказал, что нужно поместить лампочки между головами, чтобы отобразить их общение, идею взяли из песни Keep Talking. Тони Мей подключил лампочки к аккумулятору от автомобиля, чтобы они горели.

Только Ник Мэйсон посетил место съемок. Он прилетел на вертолете, вылез на минуту, осмотрел металлические головы, а потом полетел к каменным.
Металлические скульптуры были выставлены за Earls Court, когда там выступала группа. Сейчас они хранятся в сарае Гилмора с остальной меморабилией Pink Floyd. Hipgnosis получили £3000 за снимок.

 The Doors

 The Doors, Strange Days. 1967

 

Вдохновленный фотографией европейского уличного цирка Анри Картье-Брессона, фотограф Джоэл Бродски, которому заказали оформление альбома, решил снять фото под мастера в Нью-Йорке. Модели были набраны отовсюду. Силачом был швейцар. Жонглером - ассистентом Бродски, который провел большую часть дня, гоняясь за непоймаными шарами по улице. Трубачом был таксист, который согласился позировать за 5 долларов. Единственными профессионалами были лилипуты и акробаты.

Led Zeppelin

1973 Led Zeppelin, Houses of the Holy

 

«Я слышал много интересного о Led Zeppelin и даже слегка нервничал перед предстоящей работой с ними, - рассказывал Обри Пауэлл, который вместе со своим партнером по дизайнерской команде «Хипгносис» Стормом Торгерсоном создал обложку для “Houses of the Holy”. – Они попросили о встрече, чтобы обсудить идеи. Там были Джимми Пейдж и Роберт Плант со своим менеджером Питером Грантом, которой был очень, очень большим, громадным, ошеломляющим человеком.»

Поуэлл, который не слышал музыки и не знал название, от чего можно было бы отталкиваться, представил две концепции. Для одной требовались съемки в Перу. Для другой нужно было снимать детей на каменистом формировании в северной Ирландии, называемом Великанской Гатью. «Замысел был позаимствован из фантастической книги «Конец детства», - рассказывал Пауэлл. – В конце книги все дети бегут от конца света. Они сказали: «Нам нравятся обе идеи, так что делай, что хочешь». Я сказал: «Да, но обе дорого обойдутся». И Питер Грант сказал: «Деньги? Да нам плевать на деньги. Сделай это, черт побери.»

Пауэлл с детьми, командой и гримерами отправился в северную Ирландию, где, по его словам, «десять дней без перерыва лили дожди», расстроив его планы делать съемки в цвете. «Я снял все на черно-белую пленку одним унылым утром под проливным дождем.» Несмотря на то, что обложка кажется широкоформатной фотографией, на самом деле это коллаж, состоящий из тридцати разных снимков. В съемках участвовали только два ребенка. «Поначалу мне хотелось, чтобы дети были золотого и серебряного цвета, - сказал Пауэлл. – Но так как я делал
черно-белые снимки и день был очень серым, дети получились очень белыми. И когда мы их подцвечивали вручную, художник-аэрографик случайно нанес такой лиловый оттенок. Когда я первый раз увидел это, я сказал: «О боже.» Потом посмотрел и сказал: «Подожди-ка минуточку, в этом есть что-то потустороннее.» И мы оставили, как есть.»

«Внутреннюю сторону обложки я снимал в замке неподалеку от того места, где я снимал детей, - сказал Пауэлл. – Все так замерзли и были на пределе, потому что ничего не получалось, и единственное, из-за чего никто не разбежался, была бутылка «мандракса» и большое количество виски.»

Patti Smith

 Patti Smith, Horses. 1975

 

«У меня всегда получались великолепные снимки Патти Смит», - сказал Роберт Мэплторп в 1987 году. Он сравнил свое сотрудничество с Патти с «приемом наркотиков – ты находишься в абстрактном месте и все идеально». Обложка дебютного альбома Смит “Horses” является самым знаменитым документом в отношениях фотографа и певицы, длившихся на протяжении двух десятилетий. Мэпплторп снял обложку альбома “Dream of Life” незадолго до своей смерти в 1989 году.

Они познакомились, когда Мэпплторп был студентом художественного колледжа и Смит забрела в его квартиру в поисках кого-то еще. В 1970 году они переехали в легендарный отель в «Челси» в Нью-Йорке, где они жили в самом маленьком номере, потому что они могли позволить себе только его. «Мы засиживались допоздна, – рассказывал Мэпплторп, - она занималась своими делами, а я своими, потом мы делали перерыв, раскуривали по сигарете и смотрели на работы друг друга.» Этой интимностью наполнен портрет на обложке: прямой взгляд Патти контрастирует с напряженной застенчивостью ее позы, андрогинность ее одежды противопоставлена изяществу ее пальцев. Обложка отражает глубину и прозрачность музыки Смит.

  The Clash

 The Clash, London Calling. 1979

 

21-е сентября 1979 года, концерт The Clash в нью-йоркском «Палладиуме», и бас-гитаре Пола Симонона осталось жить считанные секунды. «Концерт шел очень хорошо, - рассказывал Симонон, - но в глубине души я чувствовал, что что-то не так, и думаю, что я просто отыгрался на гитаре. Будь я умнее, у меня был бы запасной бас, похуже, и я бы расколотил его, а не тот.» Симонон до сих пор хранит обломки.

Тот момент был запечатлен на снимке фотографа Пенни Смит для обложки третьего альбома The Clash “London Calling”, фантастическим образом сочетавшего в себе ритм-энд-блюз, ска, рокабилли и другие стили. «Если вы художник или музыкант, - сказал Симонон, - вы копаетесь в прошлом и смешиваете это с тем, что влияет на вас сегодня.» Это как раз то, что делает это фото, отсылая нас назад к традиционному извержению темперамета Пита Таунзенда в конце выступления. Оформление, позаимствованное с первого альбома Элвиса Пресли, является еще одним поклоном прошлому рока. «Когда вышла эта пластинка Элвиса, рок-н-ролл был довольно опасен, - говорит Симонон, - и я считаю, что когда мы выпустили нашу пластинку, он тоже был довольно опасная штукой.»

Кроме разбитого хорошего баса, у Симонона обложка вызывает еще одно сожаление. «Гляжу я на нее сейчас и думаю, что надо было немного поднять голову.»

 Peter Gabriel Mercury.1980

 

Обложка для третьего альбома Питера Гэбриэла явилась Сторму Торгерсону во сне. В дурном сне… Торгерсона, одного из партнеров дизайнерского тандема «Хипгносис», сделавшего обложки для двух предыдущих альбомов Гэбриэла, во сне посетило тревожное видение британского певца. «В моем сне он был похож на восковую фигуру с тающим, мутирующим лицом,» - рассказывал Торгерсон. Вместо того, чтобы просто испугаться, Торгерсон постарался воссоздать видение. После тщетных попыток сделать так, чтобы эмульсия текла по обычным и стеклянным негативам, художник натолкнулся на книгу о приемах работы с поляроидом. Он потер поляроидные снимки тупым карандашом, пока они проявлялись, растирая таким образом эмульсию до получения рельефного, бесформенного изображения.

Торгерсон применил ту же технику для Гэбриэла, снимая певца на поляроид пачку за пачкой и устремляясь с ассистентами в студию, чтобы успеть растереть снимки. «Это нужно делать быстро, - рассказывал он. – На самом деле неясно, что получится, потому что ничего пока на снимках не видно.» Было выбрано множество растертых фотографий для использования на плакатах, конвертах синглов и на громадных щитах, установленных в Лондоне. Для обложки альбома Торгерсон добавил аморфные очертания, «домысел моего сна, предполагающий еще больше видений».

Как Питер Гэбриэл отнесся к такому злостному искажению черт его лица? «Пит был там и растирал поляроиды вместе с нами! – ответил Торгерсон. – Большинство артистов вообще не позволило бы менять их лица. А если бы позволили, то только в обратную сторону: сделай меня лучше, сделай меня красивее. Меня очень впечатлило, что Пит позволил все это.»

U2

 U2, Boy. 1980

 

Учитывая название дебютного альбома U2 и его темы совершеннолетнего возраста, группа выбрала подходящее изображение для обложки. На ней была фотография голого по пояс семилетнего мальчика по имени Питер Роуэн, который был младшим братом одного из участников экспериментальной ирландской группы The Virgin Prunes, олицетворявшего чудесную невинность с широко открытыми глазами. К сожалению, когда поползли слухи, что альбом стал раскручиваться в гей-клубах в Сан-Франциско, посыпались обвинения в адрес группы в пропаганде педофилии. Чтобы замять скандал, американский лейбл U2 заменил это фото на черно-белое изображение четверки.

1983 U2, War

 

По словам гитариста группы Эджа, третий альбом U2 должен был быть "ударом кастетом по морде новой поп-музыки". Как рассказывал дизайнер Стива Эврилла, работавший над оформлением большинства альбомов группы, выбрав фотографию того же, но уже повзрослевшего мальчика три года спустя, музыканты U2 хотели показать, как за это время изменилась их музыка. "Фотография того же ребенка отражает, если хотите, определенную потерю невинности за время, прошедшее с первого альбома до третьего", - сказал Эврилл. На фото на обложке "War" у Питера разбита нижняя губа – подходящий образ для воинственного музыкального "кастета" U2.

"Все думали, что мы заретушировали фото, - говорил Эврилл, - или даже что мы специально побили пацана."

Комментариев нет:

Отправить комментарий