суббота, 20 июля 2013 г.

Edward Artemiev - Solaris. The Mirror. Stalker

"Солярис. Зеркало. Сталкер" - альбом музыки к кинофильмам русского композитора Эдуарда Артемьева, выпущенный на двух пластинках в 1990 году в Нидерландах компанией Torso Kino (LP 50001). В 1991 году этот альбом в точности переиздал в Греции лейбл Music Box International (40444/5), с тем же содержанием, так же на двух пластинках, только под другой обложкой и титрами на греческом: Σολάρις, Καθρέφτης, Στάλκερ

Эдуард Артемьев лучше всего известен слушателям по музыке к самым потрясающим фильмам Андрея Тарковского: "Солярис" (1972), "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979). Таким образом, неудивительно что эта электронная музыка много раз переиздавалась в различных форматах, как официально (включая первый релиз в середине 80-х на советском звукозаписывающем лейбле "Мелодия"), так и неофициально. Данная коллекция остаeтся наиболее полной и наилучшим образом представленной из всех. Впервые выпущенная на Torso Kino в 1990, она была переиздана на CD в 1999 году на Electroshock Records (лейбл, принадлежащий сыну композитора).

Особенность альбома заключается в порядке композиций. Вступая в противоречие с логикой, он построен так, что композиции (или "сцены") из "Соляриса" и "Сталкера" смешаны, а из "Зеркала" в альбоме присутствует только одна композиция. Артемьев имеет обыкновение использовать главную тему для каждого фильма, а затем строить вокруг этой темы вариации. Тот факт, что композиции из "Сталкера" не идут одна за другой, а разделены другими композициями, помогает слушателю отдохнуть от главной темы, забыть еe. В результате она не надоедает. Данный порядок также создаeт некий противовес между мелодичным материалом "Сталкера" и намного более просторными и неземными звуковыми ландшафтами "Соляриса".

В то время, когда записывалась музыка, стиль композитора всe ещe находился под влиянием возможностей единственного в своeм роде синтезатора АНС (фоточувствительный инструмент). Музыка элегантно мерцает, по сей день оставаясь недооценeнной классикой музыки к кино, а также обязательной пластинкой для любителей научной фантастики. Альбом завершается композицией "Посвящение Андрею Тарковскому", которая была записана в 1989 году. По стилистике она напоминает остальной материал, представленный на альбоме, придавая пластинке некий штрих элегии. (Франсуа Кутюр. All-Music Guide)

В альбом включены музыкальные темы из "Зеркала" (одна композиция), ставшего уже классикой мирового кинематографа фильма "Сталкер" (четыре пьесы) и, естественно, темы из выдающегося научно-фантастического фильма всех времeн и народов "Солярис" (шесть композиций). Апофеозом альбома, его завершающим аккордом является последняя композиция автора "Океан" - посвящение гениальному режиссeру советской эпохи Андрею Арсеньевичу Тарковскому.

Вся музыка, представленная на данном диске прекрасна. Она бывает местами светлой, лирической и грустной, а местами предупреждающей и даже угрожающей время от времени. В целом это электронная музыка, но это не значит, что она носит чисто синтетический характер. Отнюдь, композитор мыслит достаточно широко, чтобы выйти за рамки указанные данным жанром, как, например, он делает это филигранно в первых двух темах из к/ф "Сталкер" - открывающую альбом неоклассическую клавесинно-звучащую "Сталкер - Тема" и амбиентно-направленную композицию "Сталкер - Поезд", открывающуюся видоизменeнным лейтмотивом из предыдущей темы, который в последствии тонет в накладывающемся низком звуке синтезатора и плавно видоизменяющемся стуке колeс на стыках рельсов.

Другие композиции (их даже лучше назвать "сценами") могут напомнить Вам своей стилистикой Берлинскую школу электронной музыки из-за эпизодического присутствия секвенцерно-запрограммированного ритмического рисунка, но в целом, весь диск гораздо атмосфернее, чем всe направление немецкой электронной музыки вместе взятое, т.к. представляет собой музыку из кинофильмов, носящую в себе изначально сильный визуальный компонент. Сцена "Солярис - Станция" представляет собой высочайший образец "космической" музыки с эффектными, сверхъестественными синтезаторными тембрами, которые в последствии перерастают в зажигательную ритмическую структуру в духе Tangerine Dream, но не столь поверхностную как у упомянутой мною группы, а более серьeзную по сути.

Следующая сцена - это единственный музыкальный номер, представляющий слушателю не столь известную на западе картину Тарковского "Зеркало" и носящий название "Зеркало - Исход", являет собою отличный образчик медитативно-структурных композиций в стилистике dark ambient. Мрачные как ночь тембры синтезаторов, строящихся на растущем крещендо, вызывают мистические образы, страх и безысходность. С этими чувствами Советская армия переходила Сиваш, отступая под напором немецких войск во время Второй Мировой войны.

За этой сценой идeт не менее драматическая тема из "Сталкер - Они идут долго". Арпеджиаторное звучание, летающее вверх и вниз по всему звуковому спектру, и низкие глубокие тембры накладывают ощущения отчаяния на всю композицию в целом. "Солярис - Сон" - имеет пронизывающую обволакивающую атмосферную окраску. Когда в звуковую палитру произведения вплетается хор (живой или синтезированный?) я полагаю, что Вам вообще лучше забыть о существовании композитора Грегори Лигетти или звукового оформления такой культовой кинокартины как "2001".

В сцене "Сталкер - Медитация" использована деревянная флейта для создания мистической и таинственной атмосферы. В звучание красивого земного инструмента проникают глубокие фоновые тембры синтезаторов, которые держат всю пьесу словно якорь в реалиях потустороннего мира.

Сцена одиннадцати минутного сочинения "Солярис - Океан" включила в себя все достижения современной электронной музыки от атмосферных звуковых разработок Роберта Рича, до новаторств композиторов-эксперименталистов, выходящих на лейбле Hypnos или музыкантов типа Рон Бутс и группы Hemisphere, представленных голландской студией звукозаписи Groove Unlimited. Данные имена знакомых вам западных композиторов и лейблов понадобились мне лишь для того, чтобы вызвать у вас звуковой ассоциативный образ. Музыка Эдуарда Артемева, в отличие от его западных коллег, более самобытна, глубока и филигранно отточена. В этом и заключается смысл слова "мастер". Артемьев - истинный оригинал с огромной потенциальной мощью, которая только растeт с каждым прожитым годом композитора.
(Керт Хошарт. Melody Maker)

Комментариев нет:

Отправить комментарий