понедельник, 8 июля 2013 г.

Знаменитые фотообложки музыкальных альбомов "винилового" периода. Часть 1.

Делать оригинальные обложки для пластинок стали не так уж и давно. В тридцатых годах музыкантам не приходило в голову заниматься оформлением конвертов для своих пластинок, а их менеджерам нанимать для этого именитых художников. Музыканты занимались музыкой и знать ничего о маркетинге не хотели.

Вот граммофонная пластинка, выпущенная в 1929 году. На ней всего две песни, по одной с каждой стороны: "Painting the Clouds with Sunshine" и "Tip-Toe Thro". Обе из знаменитого кинофильма "Gold Diggers of Broadway" (Бродвейские золотоискатели).


На обложке нет ничего, кроме рекламы компании, продающей пластинки.

В сороковых годах начали придавать значение визуальному оформлению пластинок. В 1939 году дизайнер Алекс Стейнвейс (Alex Steinweiss) становится арт-директором крупнейшей звукозаписывающей компании Коламбия Рекордс (Columbia Records). Именно он первым начал использовать иллюстрации для оформления пластинок.



Пластинка с песнями Элвиса Пресли, выпущенная в 56 году.



 Обложка пластинки с записями Телониуса Монка (Thelonious Monk), знаменитого джазового пианиста, выпущенной в середине 50-х.

Пластинки стали выглядеть намного привлекательней, хотя, конечно, ни о какой концепции оформления речи не шло: иллюстрации подбирались так, чтоб хоть как-то соответствовать записям, дополнительной смысловой нагрузки эти обложки в себе не несли.
Первый крупный музыкальный бум пришелся на пятидесятые. Звуковоспроизводящая аппаратура стала качественной, а прогресс в технологиях массового производства сделал ее доступной. Для привлечения внимания к пластинкам, их начали упаковывать в конверты, украшенные фотографиями музыкантов.

На шестидесятые пришелся второй музыкальный бум. Новые группы появлялись, как грибы после дождя и большинство их них, записав свою первую пластинку, распадались, не сумев добиться известности. Теперь, чтоб прославиться, стало необходимо не только писать красивые песни, но и уметь завернуть эти песни в красивые фантики, чтоб выделиться из толпы музыкантов.

Если вы будете гулять по Лондону... обязательно наткнетесь на здание, которое покажется вам  очень знакомым. «Где-то я его уже видел!» - подумаете вы.

Часть этой угольной электростанции построила в 1927-м году Лондонская Энергетическая Компания в самом центре Лондона в районе Баттерси на берегу Темзы: так было удобней подвозить уголь, а вода из реки использовалась системой охлаждения электростанции. В 1955-м построили и вторую часть станции, зеркально отображающую первую, и электростанция в Баттерси стала самым большим кирпичным зданием в Европе. Но, разумеется, не это прославило ее на весь мир.

 
В 1977 году группа Pink Floyd выпустила альбом Animals, с фотографией этой электростанции на обложке.

Эту обложку, как и многие другие обложки Pink Floyd, делало дизайнерское агентство Сторма Торгерсона Hipgnosis, а концепцию оформления придумал Роджер Уотерс. В то время он жил неподалеку от электростанции и ему приходилось часто проезжать на машине мимо нее. Производством парящей свиньи по эскизам художника Джеффри Шоу занялась немецкая компания, делавшая раньше цеппелины. И вот, в середине декабря 1976 года, воздушный шар в форме девятиметровой свиньи, наполненный гелием, привязали к одной из труб электростанции, чтоб сделать фотографию, но сильным порывом ветра шар унесло в небо. Через несколько дней воздушный шар вернул разгневанный фермер из графства Кент на чье поле он приземлился, распугав коров, и съемки возобновили. Однако на обложку поместили фотографию электростанции, сделанную в первый день съемок, а фотографию парящей свиньи - со второй съемки.

 

«Все то время, что мы потратили на создание этой фотографии, у меня было чувство совершенной нелепости всего происходящего, - рассказывал Торгерсон, - особенно, когда в газетах стали появляться статьи с кричащими заголовками о пилотах, видевших летающих свиней (разве мир слетел с катушек?). И вся эта котовасия случилась только из-за того, мы делали все по-настоящему. Динамическая красота сооружения и красота неба с плывущими по нему драматическими облаками - великолепный фон для великолепной свиньи. Это так грандиозно и в то же время абсурдно: очень по-рок-н-ролльному».

На этом музыкальная история электростанции не закончилась и даже не началась. Она появляется в фильме The Beatles Help!, на одной из фотографий буклета альбома Quadrophenia группы The Who.



В 2009 году группа Muse выпустила альбом The Resistance, конверте которого тоже фигурирует эта электростанция.



В марте 1975 года закрыли ту часть электростанции, которую построили в 1927 году, а в октябре 1983 года - и вторую часть. В 1980 году ее включили в список зданий, являющихся национальным достоянием Британии, а в 2004 году WMF (некоммерческий фонд, занимающийся сохранением исторической архитектуры и объектов культурного наследия во всем мире) включил здание электростанции в Баттерси в список из ста памятников, которых мир может лишиться в ближайшее время.

 R.E.M.
Murmur, 1983 год


На обложке дебютного альбома R.E.M. изображены заросли кудзу. У нас слово «кудзу» не вызывает никаких ассоциаций, а вот жителям Джорджии, родного штата группы R.E.M. кудзу хорошо известен.

В Америку кудзу завезли из Японии в далеком 1876 году. В Японии кудзу широко используется как кормовая культура. В Китае кудзу входит в число пятидесяти основных трав традиционной медицины - её используют как лекарство для снятия симптомов алкогольного отравления. Последние исследования европейских ученых дает основание полагать, что кудзу можно эффективно использовать при лечении диабета и многих других болезней, а в Америке используют эту траву для приготовления мыла и всевозможной косметической продукции. И все бы хорошо, но рост и распространение кудзу невозможно контролировать: ее не сжечь ни химикатами, ни огнем; выкапывать ее бесполезно, да и слишком хлопотно; в лучшем случае можно приспособить земли, оккупированные кудзу под пастбища. Поэтому, думаю, фотография зарослей этого наиполезнейшего из сорняков была выбрана не случайно для оформления альбома «Шепот».



На обратной стороне пластинки изображена заброшенная эстакада, часть Железной дороги Джорджии, проходящей через родной город R.E.M. - Афины. Сразу после выхода альбома, эта эстакада стала местом паломничества поклонников группы. Когда в 2000 году местные власти решили демонтировать ее, за ее сохранение выступила общественность, и эстакаду было решено не разбирать.

Green, 1988 год
 

Обложка этого альбома была сделана Нью-Йоркским фотографом и художником минималистом Джоном МакКафферти (Jon McCafferty).


Automatic for the People, 1992 год

Кажется, что на обложке Automatic for the People изображено нечто зловещее, индустриально-пугающее. На самом деле ничего зловещего здесь нет. В Америке существует традиция - ставить такие и подобные звезды на мачтах рядом с мотелями. Вот, например, целая группа на flickr, посвященная таким звездам. Одна из таких звезд, установленная рядом с Sinbad Motel в Майами, и была сфотографирована Антоном Корбейном (Anton Corbijn), для оформления обложки этого альбома. Мотель и сейчас находится на своем месте, а вот звезду, говорят, унесло ураганом.

 Aerosmith
Done with Mirrors, 1985 год
 
Текст на обложке, и все остальные надписи, кроме технической информации, были написаны справа налево, так, чтоб удобно читать их было только в отражении зеркала.

Естественно, правильное положение обложки такое:



Через буквы проглядывает фотография иллюзиониста, который заставляет вилку парить и изгибает ее силой своего взгляда.

При переиздании этой пластинки обложку переделали, написав буквы слева направо, так, как принято, чем вызвали возмущение фанатов.



Pump, 1989 год

 

Фотографию для этого альбома сделал американский фотограф южноафриканского происхождения Норманн Сифф (Norman Seeff).

Get a Grip, 1993 год



Get a Grip - самый продаваемый альбом Aerosmith. Через два года после выхода он стал платиновым семикратно. Обложка этого альбома с, клейменной логотипом группы, коровой с пирсиногванным соском стала, пожалуй, самой узнаваемой.

Queen 

 Queen II, 1974 год



Первый альбом группы Queen назывался по традиции тех лет также, как и группа, а второй - должен был стать Over the Top, но почему-то это название было отвергнуто, и альбом назвали порядковым номером - Queen II. С продюсером тоже с первого раза не сложилось: продюсировать этот альбом Queen приглашали Дэвида Боуи, но он отказался. Не смотря на это - альбом получился свежим, ярким и наполненным, как, впрочем, и всё, что делали Queen. Ему даже не мешает то, что из всех щелей проглядывает влияние мастодонтов рока: и The Who, и Led Zeppelin. На этой пластинке первая сторона, обозначенная как белая, содержит песни Брайана, а вторая, черная сторона - песни Фредди. Эту идею повторяет оформление альбома: на конверте - фотография, ставшая, пожалуй, самой знаменитой фотографией Queen, выполненная в темных тонах, видимо, символизирует «черную сторону» - фронтмена группы, а внутри конверта - буклет в светлых тонах, символизирующий «сердце» Queen, Брайана Мея.

 



Фотография для обложки сделана Миком Роком (Mick Rock). Рок черпал вдохновение из снимков на которых красуется Марлен Дитрих.

Мик Рок переснимал многих британских музыкантов: он сделал фотографии для альбома Барретта «The Madcap Laughs», альбома Боуи «Space Oddity» и «Raw Power» The Stooges. Его единственного допустили фотографировать во время съемок фильма «The Rocky Horror Picture Show.

Miracle, 1989 год

 

В 1989 году Фредди был уже сильно болен и Queen даже не рассчитывали, что им удастся дописать этот альбом в полном составе. Но альбом вышел, и это было чудом - Miracle. Обложку делал Ричард Грей (Richard Gray).

Комментариев нет:

Отправить комментарий