среда, 31 июля 2013 г.

Thin Lizzy - Live and Dangerous

"Живой и опасный" - так можно перевести live-альбом, т.е. концертный двойной альбом ирландской группы Thin Lizzy, выпущенный в 1978 году на Vertigo в Соединенном Королевстве и на Warner Bros. - в США. Записанный с помощью знаменитого продюссера Тони Висконти, Live and Dangerous во всех опросах последних десятилетий называется в числе лучших концертных рок-альбомов, наряду с The Who - Live at Leeds (1970) и Deep Purple - Made in Japan (1972). Включен в список "1001 альбом, которые надо услышать, прежде чем умрешь".

Поначалу Live and Dangerous планировался как студийный альбом. После успешного сотрудничества в предыдущем альбоме Bad Reputation (1977) с Тони Висконти, Thin Lizzy хотели продолжать работать с ним. Но поскольку Висконти был продюссером нарасхват, у него был очень плотный рабочий график. Тогда лидер Thin Lizzy Фил Лайнотт придумал такой ход - у группы имелось много концертных записей, сделанных в процессе очередных гастролей с альбомами Johnny the Fox (1976) и Bad Reputation (1977), надо было только найти вместе с Висконти пару недель собрать из этого материала концертный альбом.

Однако в итоге, получился гибрид студийного и концертного вида. Началось с невинного предложения Лайнотта переписать кое-где вокал, ибо где-то он действительно страдал чисто по техническим причинам. Потом переписали, так сказать, "залатали" другие огрехи. Потом обнаружили, что результат-то оказался недурён, вошли во вкус да и переписали все вокалы, гитары и бас. Единственными концертными элементами в Live and Dangerous остались ударные и шум публики. Висконти засвидетельствовал по крайней мере, что все песни изначально были записаны перед публикой, кроме "Southbound", которую записали на саундчеке (настройка перед концертом) на сцене в Филадельфии, США. Тони Висконти заявил, что альбом "на 75% записан в студии". Другие источники однако утверждают совершенно обратное: будто альбом на 75% живой. Наложения и сведение производились в студии Good Earth в Лондоне.

Вот что вспоминал сам Висконти об этой работе:

"Альбом Bad Reputation стал большим хитом. Это означало, что Lizzy и я должны были попробовать сделать еще один великий альбом. К сожалению, они застали меня в такой период, когда я был занят альбомом Боуи и, по меньшей мере, еще тремя проектами - я обязался в то время спродюссировать альбомы Steve Gibbons Band, the Radiators и Рика Уэйкмана. Кроме того, в тот год я пытался открыть свой собственный лейбл Good Earth. Записывающая компания требовала от Lizzy новый альбом, а они хотели работать со мной.

Хотя они хотели сделать очередной студийный альбом, они поняли, что я не смогу совпасть с ними по причине моей занятости (это было действительно так). Тогда мы собрались в моей студии Good Earth. Фил сказал, что у них есть горы плёнок с концертов, почему бы нам не посидеть пару недель и не собрать из этого приличный концертный альбом? Это было лучшее, что мы могли сделать за две недели. Какой там! Следующие восемь недель я был по уши в работе над "Живым и опасным"!

Мы слушали, и слушали, и слушали - как минимум 30 часов плёнок, записанных на многих концертах, от Торонто до Филадельфии, и до Лондона! Конечно там имелось кое-что, но работа по отбору подходящего материала была ужасная. Когда мы сделали это, Фил поинтересовался, можно ли переписать кое-где вокал. Особого вреда от этого быть не может - так часто делают в концертных альбомах, исправляя технические ошибки, например, когда фонит микрофон и другие "косяки". Вся штука в том, чтоб студийный вокал звучал как заменяемый им концертный, надо спеть песню точь в точь так же. Если новый голос не совпадет, то из-под него выползет концертный.

Несколько дней мы перезаписывали несколько вокалов. Получалось очень хорошо. Когда мы настроили для этого всю систему и звук, Фил предложил переписать все вокалы. Мы так и сделали. Тогда мы заметили, что Горхэм и Робертсон на подпевках часто не попадали в микрофон. Если прислушаетесь внимательнее, вы можете обнаружить, что Фил дублирует бэкинг-вокалы, исполняя в то же время основную партию! Потом Фил обнаружил, что упустил две ноты на басу, во время концертного пения. Можем ли мы переписать некоторые басовые партии? "Конечно!" - сказал я. Сказано - сделано. Новый бас оказался тверже и точнее, поэтому переписали ВСЕ партии баса.

Тут пришла очередь Скотта Горхэма и Брайана Робертсона. Раз так легко было заменить партии Фила, можно ли им переделать свои? "Конечно!" Но теперь было очевидно, что это уже не был полностью концертный альбом. Были заменены гитары, бас и вокалы - остались только барабаны Дауни и реакция публики! К счастью, Дауни нравилось, как он сыграл и мы сохранили ВСЕ барабаны концертными.

До выхода альбома я не говорил, что альбом на 75% записан в студии, так что я надеюсь, не разрушил некоторых иллюзий. Тем более, альбом стал платиновым, поднимался на второе место в британских чартах, и он того заслуживает. Каждая песня в нем была исполнена перед публикой, кроме "Southbound". Не нашлось хорошей записи этой песни с концертов, поэтому мы взяли ее с саундчека на сцене в Филадельфии и наложили в начале и в конце ее реакцию публики с записи того же вечера.

Поскольку в оригинальной записи не хватало каких-то деталей, мне приходилось идти на некоторые ухищрения, когда Фил попросил добавить участия публике. Например, в брейкдауне песни "Rosalie" Фил призывает публику "Put yer hands together!" (что-то типа "Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы!"). Я приподнял уровень дорожки, где записана публика, и публика с диким энтузиазмом стала хлопать, как сумасшедшая. Но группа при этом зазвучала еще громче. Я не мог использовать эту дорожку, потому что группа зазвучала бы в таком случае с эхом, отражаемая в усиленных мною микрофонах из публики. Тогда я сделал 20-секундную петлю из аплодисментов, когда публика вызывала группу на бис. Я пропустил эту петлю через электронный гейтер, который открывался-закрывался взависимости от нот, взятых на клавишах. Когда я играл одну ноту на клавишах, петля молчала. Когда я брал на клавишах четвертные, это звучало как хлопки публики. Понимаете, они хлопали тогда весь вечер, но микрофоны записали недостаточно громко. Кроме того, в конце этой песни лента закончилась, и мне пришлось добавлять реакцию публики из концовки другой песни. Вот почему это звучит, буквально, как взрыв аплодисментов в конце.

Кроме этих необходимых трюков, альбом очень реальный. Он демонстрирует одновременно электрические моменты перед публикой и чудесные возможности кое-что исправить в студии.
"

Некоторые трюки группа удачно проделывала вживую. Например, песня "Cowboy Song"("Ковбойская песня") на строке "a cowboy's life is the life for me" моментально переходит в песню "The Boys Are Back in Town" ("Те парни снова в городе"). В последующих концертах Thin Lizzy повторяли этот прием и даже более профессионально, например, на сиднейском концерте с Гарри Муром на гитаре.

Live and Dangerous - последний альбом с участием лидер-гитариста Брайана Робертсона, который ушел из группы, чтобы образовать вместе с экс-басистом Rainbow Джимми Бэйном группу Wild Horses. Джон Ирл, игравший на саксофоне в "Танцах при луне" ("Dancing in the Moonlight") был из группы Graham Parker & the Rumour, а Хьюи Льюис, сыгравший на гармонике в "Baby Drives Me Crazy" ("Малышка сводит меня с ума"), - из группы Clover. Обе эти команды в то время сопровождали Thin Lizzy на гастролях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий