Tago Mago - второй студийный альбом немецкой группы Can, выпущенный United Artists в 1971 году. Это первый студийный альбом группы, где появляется вокалист Дамо Судзуки (Damo Suzuki), сменивший Малкольма Муни,
покинувшего группу в 1970 г. по причине нервного срыва. Альбом получил
восторженные отзывы критиков вскоре после выхода и оказал огромное
влияние на развитие прогрессивного рока и не только - многие
исполнители, даже такие далекие от прогрессивного рока, как Джонни
Роттен, признались в огромном влиянии на них альбома Tago Mago группы Can.
ИСТОРИЯ ЗАПИСИ
Когда Малкольм Муни (Malcolm Mooney) ушел из группы, Can остались без вокалиста. В мае 1970 года группа прибыла на концерт в Мюнхене. Басист Хольгер Шукай (Holger Czukay) встретил Кеджи Судзуки (Kenji "Damo" Suzuki) по прозвищу Дамо, зарабатывавшего пением на улицах. Хольгер представился как член экспериментальной рок-группы и пригласил Судзуки присоединиться к ним. В тот же вечер Судзуки выступил с Can в клубе Blow Up и стал полноправным членом группы.
Вот как описал появление Судзуки в Can сам Хольгер:
"Я увидел его (Судзуки) на улице Мюнхена, он не то пел, не то громко молился. Мы сидели с Джеки на уличной террасе какого-то кафе, когда Дамо подошел ближе. Я сказал Джеки: "Это будет наш новый певец". Джеки ухмыльнулся: "Как ты можешь так говорить, ты даже не знаком с ним". Я встал, подошел к Дамо и спросил, свободен ли он сегодня вечером. Сказал, что мы экспериментальная рок-группа, даем сегодня концерт, все билеты проданы. Дамо сказал, что он ничем особо не занят, почему бы не попеть. Концертная площадка была забита народом в тот вечер, и Дамо начал с шепота, напоминая молящегося монаха. Под конец, он разошелся так, что превратился в сражающегося самурая, публика была шокирована и постепенно покинула зал. Остались только около 30 американцев, они были просто без ума от того, что слышали. Среди них был голливудский актер Дэвид Нивен (David Niven), который возможно решил, что попал в какой-то кошмар..."
Как пишет известный музыковед Андрей Горохов: "Дамо Сузуки оказался в Мюнхене на пути из Японии в США. Он пересёк СССР на поезде, побывал в Москве и двинулся дальше на Запад. Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не лишены известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам, петь под сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт, он был не в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а к мелодиям CAN вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то, что Дамо любил хардрок и особенно группу Deep Purple. С появлением Дамо Сузуки изменилась расстановка сил: Дамо был ровесником гитариста Михаэля Кароли, но дело было не только в этом. Клавишник Ирмин Шмидт и басист Хольгер Шукай играли очень отрывисто и ритмично, и мелодично-протяжное пение Дамо было поддержано гитарой Михаэля Кароли.
В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, верно и то, что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы, однако с его появлением CAN стали во многих отношениях новым коллективом, а с его уходом в 1973 все чудеса и неожиданности закончились." (Музпросвет. Немецкая волна. CAN.)
Tago Mago, как и дебютный альбом Monster Movie (1969), записывался в замке Шлосс Нёрвенихь (Schloss Noervenich) под Кёльном. Хозяин замка, меценат и коллекционер живописи, господин Фовинкель (Vohwinkel) поощрял околохудожественную богему и дал возможность группе целый год бесплатно репетировать и записываться в этом замке. Поскольку музыканты днем преимущественно отсыпались, пик их активной деятельности приходился на ночь, но господин Фовинкель снисходительно относился к бурной полуночной жизни, благодаря чему на свет родился один из уникальнейших альбомов.
Все писалось на двухдорожечный магнитофон, у группы не было звукоинженера, всей записью ведал Хольгер Шукай. Первые два года Can обходились даже без микшерного пульта - гитары и барабаны писались напрямую в магнитофон. Поэтому сводить, микшировать запись не представлялось возможным, и если какой-то инструмент записывался громче остальных, это было уже неисправимо. Шукай имел обыкновение включать магнитофон на запись в моменты технических пауз, когда музыканты в ожидании решения каких-либо технических проблем, музицировали все, что взбредет им в голову, не подозревая, что их записывают. Шукай специально для таких случаев держал в готовности один микрофон и магнитофон в запасе. Шукай нарезал пленку с обрывками таких спонтанных джемов и, склеив в определенном порядке, составил достаточно структурированные композиции, которые вошли в альбом в виде цельных произведений. Вся запись продолжалась три месяца.
Как пишет А.Горохов: "Группа планировала выпустить вполне человеческий рок-альбом, но когда жена Ирмина Шмидта Хильдегард услышала песни, которые группа не решилась опубликовать, она пришла в восторг и заявила, что альбом должен быть двойным, первая половина - так сказать, нормальная, вторая - экспериментальная. Хильдегард Шмидт, работавшая до того агентом по продаже недвижимости, вскоре заняла место менеджера группы."
Джулиан Коуп (Julian Cope)в своей известной книге про краутрок - Krautrocksampler - писал, что Tago Mago "звучит ни на что не похоже, ни до, ни после него", а про тексты из альбома сказал, что они копают "глубже Подсознательного". Tago Mago звучит более приджазованно, более экспериментально, чем все, что они записывали до этого. В нем длиннее инструментальные номера и короче вокальные. В этом сказалась большая разница между Судзуки и прежним вокалистом Муни, который доминировал в музыке Can.
В музыкальном плане Can вдохновлялись самыми разноплановыми источниками - от джаз-музыки типа Майлза Дэвиса (Miles Davis) до электронной авангардной музыки. Другой источник вдохновения альбома - оккультист Алистер Кроули (Aleister Crowley), что отражается как в темном звучании альбома, так и в его названии: Isla de Tagomago - это остров, фигурирующий в одной из легенд Кроули. По воспоминаниям Хольгера Шукая: "TAGO MAGO был вторым официальным альбомом CAN и попыткой путешествия в таинственный мир музыки, от света к тьме и обратно."
Критик из Allmusic Нед Рэггетт (Ned Raggett) назвал Tago Mago "раритетом начала 1970-х, двойным альбомом без единой лишней ноты". Паскаль Бюсси (Pascal Bussy) в своей книге про краутрок "Kraftwerk: Man, Machine and Music" назвал Tago Mago "чрезвычайно влиятельным". Альбом попал в знаменитый список "1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь", где сказано: "Даже 30 лет спустя, Tago Mago звучит свежо современно и блестяще экстремально." Группу расхвалили многие британские рок-критики, благодаря чему, в конце 1971 года, Can дали свой первый концерт в Соединенном Королевстве.
Многие исполнители признались в огромном влиянии на них альбома Tago Mago. Джон Лайдон (Джонни Роттен) из Секс Пистолз и Public Image Ltd. назвал его "сногсшибательным" в своей автобиографии Rotten: No Irish, No Blacks, No Dogs. Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) из Jesus and Mary Chain и Primal Scream говорил: "Эта музыка не была похожа ни на что из всего, что я слышал: это был ни рок-н-ролл, ни американщина, но это было нечто таинственное и европейское."
Несмотря на столь значимый след в истории рок-музыки, Tago Mago остается музыкой не для среднестатистического слушателя. Это альбом, который раскрывается постепенно, по мере многократного прослушивания. Даже среди заядлых любителей прогрессивного рока вряд ли найдется хоть один, кому Tago Mago понравился с первого раза. Tago Mago требует к себе пристального внимания, живого воображения и восприимчивости к авангардной музыке.
ИСТОРИЯ ЗАПИСИ
Когда Малкольм Муни (Malcolm Mooney) ушел из группы, Can остались без вокалиста. В мае 1970 года группа прибыла на концерт в Мюнхене. Басист Хольгер Шукай (Holger Czukay) встретил Кеджи Судзуки (Kenji "Damo" Suzuki) по прозвищу Дамо, зарабатывавшего пением на улицах. Хольгер представился как член экспериментальной рок-группы и пригласил Судзуки присоединиться к ним. В тот же вечер Судзуки выступил с Can в клубе Blow Up и стал полноправным членом группы.
Вот как описал появление Судзуки в Can сам Хольгер:
"Я увидел его (Судзуки) на улице Мюнхена, он не то пел, не то громко молился. Мы сидели с Джеки на уличной террасе какого-то кафе, когда Дамо подошел ближе. Я сказал Джеки: "Это будет наш новый певец". Джеки ухмыльнулся: "Как ты можешь так говорить, ты даже не знаком с ним". Я встал, подошел к Дамо и спросил, свободен ли он сегодня вечером. Сказал, что мы экспериментальная рок-группа, даем сегодня концерт, все билеты проданы. Дамо сказал, что он ничем особо не занят, почему бы не попеть. Концертная площадка была забита народом в тот вечер, и Дамо начал с шепота, напоминая молящегося монаха. Под конец, он разошелся так, что превратился в сражающегося самурая, публика была шокирована и постепенно покинула зал. Остались только около 30 американцев, они были просто без ума от того, что слышали. Среди них был голливудский актер Дэвид Нивен (David Niven), который возможно решил, что попал в какой-то кошмар..."
Как пишет известный музыковед Андрей Горохов: "Дамо Сузуки оказался в Мюнхене на пути из Японии в США. Он пересёк СССР на поезде, побывал в Москве и двинулся дальше на Запад. Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не лишены известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам, петь под сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт, он был не в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а к мелодиям CAN вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то, что Дамо любил хардрок и особенно группу Deep Purple. С появлением Дамо Сузуки изменилась расстановка сил: Дамо был ровесником гитариста Михаэля Кароли, но дело было не только в этом. Клавишник Ирмин Шмидт и басист Хольгер Шукай играли очень отрывисто и ритмично, и мелодично-протяжное пение Дамо было поддержано гитарой Михаэля Кароли.
В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, верно и то, что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы, однако с его появлением CAN стали во многих отношениях новым коллективом, а с его уходом в 1973 все чудеса и неожиданности закончились." (Музпросвет. Немецкая волна. CAN.)
Tago Mago, как и дебютный альбом Monster Movie (1969), записывался в замке Шлосс Нёрвенихь (Schloss Noervenich) под Кёльном. Хозяин замка, меценат и коллекционер живописи, господин Фовинкель (Vohwinkel) поощрял околохудожественную богему и дал возможность группе целый год бесплатно репетировать и записываться в этом замке. Поскольку музыканты днем преимущественно отсыпались, пик их активной деятельности приходился на ночь, но господин Фовинкель снисходительно относился к бурной полуночной жизни, благодаря чему на свет родился один из уникальнейших альбомов.
Все писалось на двухдорожечный магнитофон, у группы не было звукоинженера, всей записью ведал Хольгер Шукай. Первые два года Can обходились даже без микшерного пульта - гитары и барабаны писались напрямую в магнитофон. Поэтому сводить, микшировать запись не представлялось возможным, и если какой-то инструмент записывался громче остальных, это было уже неисправимо. Шукай имел обыкновение включать магнитофон на запись в моменты технических пауз, когда музыканты в ожидании решения каких-либо технических проблем, музицировали все, что взбредет им в голову, не подозревая, что их записывают. Шукай специально для таких случаев держал в готовности один микрофон и магнитофон в запасе. Шукай нарезал пленку с обрывками таких спонтанных джемов и, склеив в определенном порядке, составил достаточно структурированные композиции, которые вошли в альбом в виде цельных произведений. Вся запись продолжалась три месяца.
Как пишет А.Горохов: "Группа планировала выпустить вполне человеческий рок-альбом, но когда жена Ирмина Шмидта Хильдегард услышала песни, которые группа не решилась опубликовать, она пришла в восторг и заявила, что альбом должен быть двойным, первая половина - так сказать, нормальная, вторая - экспериментальная. Хильдегард Шмидт, работавшая до того агентом по продаже недвижимости, вскоре заняла место менеджера группы."
Джулиан Коуп (Julian Cope)в своей известной книге про краутрок - Krautrocksampler - писал, что Tago Mago "звучит ни на что не похоже, ни до, ни после него", а про тексты из альбома сказал, что они копают "глубже Подсознательного". Tago Mago звучит более приджазованно, более экспериментально, чем все, что они записывали до этого. В нем длиннее инструментальные номера и короче вокальные. В этом сказалась большая разница между Судзуки и прежним вокалистом Муни, который доминировал в музыке Can.
В музыкальном плане Can вдохновлялись самыми разноплановыми источниками - от джаз-музыки типа Майлза Дэвиса (Miles Davis) до электронной авангардной музыки. Другой источник вдохновения альбома - оккультист Алистер Кроули (Aleister Crowley), что отражается как в темном звучании альбома, так и в его названии: Isla de Tagomago - это остров, фигурирующий в одной из легенд Кроули. По воспоминаниям Хольгера Шукая: "TAGO MAGO был вторым официальным альбомом CAN и попыткой путешествия в таинственный мир музыки, от света к тьме и обратно."
Критик из Allmusic Нед Рэггетт (Ned Raggett) назвал Tago Mago "раритетом начала 1970-х, двойным альбомом без единой лишней ноты". Паскаль Бюсси (Pascal Bussy) в своей книге про краутрок "Kraftwerk: Man, Machine and Music" назвал Tago Mago "чрезвычайно влиятельным". Альбом попал в знаменитый список "1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь", где сказано: "Даже 30 лет спустя, Tago Mago звучит свежо современно и блестяще экстремально." Группу расхвалили многие британские рок-критики, благодаря чему, в конце 1971 года, Can дали свой первый концерт в Соединенном Королевстве.
Многие исполнители признались в огромном влиянии на них альбома Tago Mago. Джон Лайдон (Джонни Роттен) из Секс Пистолз и Public Image Ltd. назвал его "сногсшибательным" в своей автобиографии Rotten: No Irish, No Blacks, No Dogs. Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) из Jesus and Mary Chain и Primal Scream говорил: "Эта музыка не была похожа ни на что из всего, что я слышал: это был ни рок-н-ролл, ни американщина, но это было нечто таинственное и европейское."
Несмотря на столь значимый след в истории рок-музыки, Tago Mago остается музыкой не для среднестатистического слушателя. Это альбом, который раскрывается постепенно, по мере многократного прослушивания. Даже среди заядлых любителей прогрессивного рока вряд ли найдется хоть один, кому Tago Mago понравился с первого раза. Tago Mago требует к себе пристального внимания, живого воображения и восприимчивости к авангардной музыке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий