Aqualung - четвертый альбом английской группы прогрессивного рока Jethro Tull, выпущенный фирмой Island Records в марте 1971 года. Aqualung - самый популярный альбом Jethro Tull, по крайней мере об этом говорят его продажи - по свету распространилось свыше 7 млн. экз.
ИСТОРИЯ
Еще на предыдущем альбоме Benefit (1970) клавишные партии записывал старый добрый участник группы в ее предыдущих инкарнациях Джон Эван. Он в то время учился в Лондоне на фармацевта, и они вместе с Иэном Андерсоном снимали квартиру. Всем понятно, снимать жилье, которое в Лондоне не дешевле, чем в Москве, с напарником куда как легче, чем в одиночку. Еще доктор Ватсон это понял в свое время, благодаря чему мир узнал про Шерлока Холмса.
Когда пришло время ехать на гастроли с материалом Benefit, кто как не записавший их Джон Эван мог сделать это лучше? Таким образом, Эван забросил свою учебу и опять стал участником Jethro Tull, на сей раз надолго. По ходу этого турне произошла еще одна смена состава. Басист Гленн Корник был всем хорош, но гастроли - это довольно напряженная рутинная работа, это бесконечная езда вдали от дома и одиночество однообразных гостиничных номеров. Это всякие Ху, Лед Зеппелины и им подобные после концертов устраивали пьяные оргии, о которых потом долго шумела пресса. Джетро Талл вели себя скромно, а любителем вина и женщин у них был один лишь Гленн Корник.
"Наркотиками ни я, ни остальные в группе не баловались, но если ребята при этом избегали вина и женщин, то я это не упускал," - вспоминал Корник. "А поскольку был я в группе один такой любитель, то создалось неловкое положение. На музыке это никак не отражалось, но я почувствовал себя отколотым от коллектива. Общих интересов, кроме работы, становилось все меньше. Однажды мы собрались вместе, долго беседовали, в результате чего пришли к выводу, что связь между нами потеряна, и мне лучше будет уйти из группы. Что я и сделал."
Ему на смену пришел тоже не посторонний человек: Джеффри Хаммонд - старый приятель музыкантов, игравший в раннем составе Джетро Талла, когда группа называлась John Evan Band. Ему были даже посвящены несколько песен. Для пущей важности Джеффри взял себе сценический псевдоним, удвоив свою фамилию до Хаммонд-Хаммонд.
Кстати, хотя Гленн Кормик не значится в титрах альбома, но он принимал участие в записи некоторых вещей на ранней стадии их репетирования. Так, еще на первых сессиях записи в начале 1970 года группа пыталась записать песню "Wond'ring Again", которую Андерсон потом исключил из альбома, но некоторые элементы песни, особенно ее концовка, вошли во включенную в альбом песню "Wond'ring Aloud". Кормик не просто утверждает, что записывал бас на этой песне, но и называет ее самой любимой песней из всех, что он записал с Jethro Tull. Кроме того, он играл бас на ранних записях песни "My God" и еще "паре других".
АЛЬБОМ
Aqualung записывался в недавно открытой новой студии Island Records на Бэйсинг-стрит в Лондоне. Это было переделанное здание бывшей церкви. Там было два студийных помещения. В одном - том, что поменьше - в то время сидели Led Zeppelin и сводили свой четвертый альбом, а Jethro Tull писались в большом помещении, которое представляло собой когда-то основной придел храма. По воспоминаниям Иэна Андерсона записываться было очень трудно по причине "ужасного, холодного, гулкого звучания".
Оркестровые аранжировки подготовил, а затем дирижировал оркестром на записи все тот же Дэвид Палмер, что сотрудничал с Jethro Tull, начиная с первого альбома This Was (1968), и который позже стал полноправным членом коллектива в роли клавишника. В отличие от стилистики предыдущих альбомов многие песни "Акваланга" преимущественно акустические. "Cheap Day Return", "Wond'ring Aloud", "Slipstream" - короткие, исключительно акустические номера. Так же как и "Mother Goose". Иэн Андерсон позже признался, что основными источниками вдохновения этой работы были мастера Рой Харпер и Берт Джанш.
Название альбома не имеет отношения к прибору, с помощью которого люди дышат под водой. "Aqua" - вода, "lung" - легкие. Это имя бродяги с отсыревшими легкими, героя заглавной песни, изображенного на обложке альбома - образ, с которого и началась работа над альбомом.
В интервью 1999 года журналу Guitar World Иэн Андерсон рассказал:
"Акваланг не был концептуальным альбомом, как думают многие люди. Идея пришла мне в голову, когда я увидел фотографию лондонского бродяги, сделанную моей женой. Я ощутил с одной стороны чувство вины за этих бездомных, с другой стороны - страх и беззащитность перед ними, ибо есьт в них что-то пугающее. Так родился этот слегка романтизированный образ личности, хоть и бездомной, но не лишенной эдакого духа свободы, который просто не вписывается в общепринятые рамки общества.
На основании этой фотографии и подобных ощущений я начал писать слова песни "Акваланг". Я помню, как сидел в гостиничном номере в Л.Эй. (L.A. - Лос-Анджелес) и мучился над этой последовательностью аккордов, которые тянули меня то туда, то сюда, пока не вывели в более мягкую акустическую часть песни."
Иэн только не упомянул почему-то, что слова песни написала, в конце концов, поэтесса Дженни Фрэнкс, которая в то время будучи его женой, была Дженни Андерсон. Первые шесть нот в "Акваланге" иллюстрируют любовь Иэна Андерсона к Бетховену и его Пятой Симфонии. Кроме всего прочего, в песне "Акваланг" гитарист Мартин Баррэ записал свое самое выдающееся и мелодичное соло. Вспоминая запись, он рассказал: "Единственное, что мне запомнилось во время записи этого соло, что в соседнем помещении работали Led Zeppelin, и я заметил, как во время моей игры в контрольную комнату вошел Джимми Пейдж. Он еще кивнул мне. Я не представляю, как я не остановился и каким-то образом сумел продолжить."
"Aqualung" - пожалуй, одна из самых знаменитых песен Jethro Tull, можно сказать, визитная карточка группы. Но никогда не выпускалась на сорокопятке, во-первых потому что длинновата для формата радиостанций, а во-вторых, потому что в то время Led Zeppelin ввели моду на альбомное мышление и сознательно избегали выпускать синглы. Их примеру последовали многие группы, считавшие себя прогрессивными.
Персонаж Акваланг упоминается в следующей за ним песне "Cross-Eyed Mary". Этот грязный старик с вечно сопливым носом и педофильскими мыслями в голове здесь жадно следит похотливым взглядом за героиней песни Мэри. Тут Андерсон ударился во все тяжкие "капиталистического реализма", создав образ школьницы, которая предпочитает своим одноклассникам компанию богатых распутников и надеется с помощью проституции вырваться из унаследованной от родителей бедноты. "Робин Гудом Хайгейта" называет Андерсон эту девочку. Хайгейт - фешенебельный район Лондона.
Несмотря на то, что вся первая сторона альбома озаглавлена на обложке Aqualung, не все на ней, и тем более в альбоме посвящено "униженным и оскорбленным". Песня "Mother Goose" вообще уводит нас от реализма к сюрреальным образам. Джон Эван играет здесь на меллотроне. В альбоме Aqualung Live партию меллотрона исполняет на аккордеоне Эндрю Гиддингз.
Вторая сторона альбома носит общее название My God (Мой Бог). В заглавной песне Иэн Андерсон ясно демонстрирует свое отношение к Христу и церкви, в данном случае Церкви Англии:
Приблизительно такое же настроение в следующей песне - "Hymn 43". Протестантский протест против протестантской церкви Англии (простите за тавтологию).
"Locomotive Breath" (Дыхание локомотива) - яркая вещь, славящаяся своим блюзовым вступлением на пианино (которое сильно растягивалось на концертах), оригинальным соло на флейте рок-флейтиста виртуоза Иэна Андерсона и своей отчаянной аллегорией поезда, который невозможно остановить.
Песню сделали необычным способом - она собрана по кускам из отдельных наложений, большая часть которых записывалась по отдельности. Иэн Андерсон добавил партии вокала и флейты к им же записанным дорожкам барабана-бочки, хай-хэта, акустической гитары и нескольких партий электрогитары. Потом сюда наложили запись Джона Эвана на фортепиано. Потом Клайв Банкер добавил остальные ударные инструменты, а Мартин Баррэ дописал остальные партии электрогитары. Все эти хитрости Андерсон предпринял по той причине, что не знал, как объяснить остальным сидевшие у него в голове музыкальные идеи.
ОБЛОЖКА
На обложке представлен портрет акварелью заглавного персонажа альбома - старого бродяги Акваланга, выполненный художником Бертоном Силверманом. По воспоминаниям Андерсона, он лично позировал на фотографию для этой картины, а художник почему-то утверждает, что это его автопортрет (как все горят желанием играть "плохих" персонажей!).
На обратной стороне Акваланг изображен уже не таким злобным, как на лицевой, а сама сцена дает аллюзию на обложку первого альбома группы - This Was, где музыканты сняты в старческом гриме, окруженные сворой собак. На внутреннем развороте конверта Силверман изобразил так же в акварели всех пятерых музыкантов, чудящих в какой-то часовне.
Оригиналы этих картин сначала приобрел глава звукозаписывающей компании Chrysalis Records Терри Эллис, а потом они и вовсе бесследно исчезли, выкранные из номера в одной из лондонских гостиниц.
ВЫХОД В СВЕТ
Альбом Aqualung поступил в продажу в Соединенном Королевстве 19 марта 1971, а уже в апреле поднялся на 4-ое место в британских чартах. В Америке высшим достижением его популярности было 7-ое место. Критика приняла альбом очень благосклонно. Журнал Rolling Stone похвалил его за "прекрасную музыкальность", назвал "серьезным и интеллигентным", хотя и посчитал, что "серьезность" альбома несколько "занизила" его качество.
Журнал Sounds заявил, что "вкус и разнообразие", проявленные в альбоме, сделали его "лучшей работой группы". Allmusic оценил Aqualung четырьмя с половиною звездами по своей пятизвездной системе, назвав его "смелым заявлением" и "чрезвычайно глубоким".
С годами Aqualung только рос в своей значимости. Rolling Stone занес его в свой перечень 500 лучших альбомов всех времен на 337-ое место. Британский журнал Q признал его альбомом №7 из числа 40 альбомов космического рока. Соло Мартина Баррэ на гитаре в заглавной песне "Aqualung" журнал Guitarist поместил на 20-е место в своем списке 20 самых лучших гитарных соло всех времен. Aqualung также включен в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
ИСТОРИЯ
Еще на предыдущем альбоме Benefit (1970) клавишные партии записывал старый добрый участник группы в ее предыдущих инкарнациях Джон Эван. Он в то время учился в Лондоне на фармацевта, и они вместе с Иэном Андерсоном снимали квартиру. Всем понятно, снимать жилье, которое в Лондоне не дешевле, чем в Москве, с напарником куда как легче, чем в одиночку. Еще доктор Ватсон это понял в свое время, благодаря чему мир узнал про Шерлока Холмса.
Когда пришло время ехать на гастроли с материалом Benefit, кто как не записавший их Джон Эван мог сделать это лучше? Таким образом, Эван забросил свою учебу и опять стал участником Jethro Tull, на сей раз надолго. По ходу этого турне произошла еще одна смена состава. Басист Гленн Корник был всем хорош, но гастроли - это довольно напряженная рутинная работа, это бесконечная езда вдали от дома и одиночество однообразных гостиничных номеров. Это всякие Ху, Лед Зеппелины и им подобные после концертов устраивали пьяные оргии, о которых потом долго шумела пресса. Джетро Талл вели себя скромно, а любителем вина и женщин у них был один лишь Гленн Корник.
"Наркотиками ни я, ни остальные в группе не баловались, но если ребята при этом избегали вина и женщин, то я это не упускал," - вспоминал Корник. "А поскольку был я в группе один такой любитель, то создалось неловкое положение. На музыке это никак не отражалось, но я почувствовал себя отколотым от коллектива. Общих интересов, кроме работы, становилось все меньше. Однажды мы собрались вместе, долго беседовали, в результате чего пришли к выводу, что связь между нами потеряна, и мне лучше будет уйти из группы. Что я и сделал."
Ему на смену пришел тоже не посторонний человек: Джеффри Хаммонд - старый приятель музыкантов, игравший в раннем составе Джетро Талла, когда группа называлась John Evan Band. Ему были даже посвящены несколько песен. Для пущей важности Джеффри взял себе сценический псевдоним, удвоив свою фамилию до Хаммонд-Хаммонд.
Кстати, хотя Гленн Кормик не значится в титрах альбома, но он принимал участие в записи некоторых вещей на ранней стадии их репетирования. Так, еще на первых сессиях записи в начале 1970 года группа пыталась записать песню "Wond'ring Again", которую Андерсон потом исключил из альбома, но некоторые элементы песни, особенно ее концовка, вошли во включенную в альбом песню "Wond'ring Aloud". Кормик не просто утверждает, что записывал бас на этой песне, но и называет ее самой любимой песней из всех, что он записал с Jethro Tull. Кроме того, он играл бас на ранних записях песни "My God" и еще "паре других".
АЛЬБОМ
Aqualung записывался в недавно открытой новой студии Island Records на Бэйсинг-стрит в Лондоне. Это было переделанное здание бывшей церкви. Там было два студийных помещения. В одном - том, что поменьше - в то время сидели Led Zeppelin и сводили свой четвертый альбом, а Jethro Tull писались в большом помещении, которое представляло собой когда-то основной придел храма. По воспоминаниям Иэна Андерсона записываться было очень трудно по причине "ужасного, холодного, гулкого звучания".
Оркестровые аранжировки подготовил, а затем дирижировал оркестром на записи все тот же Дэвид Палмер, что сотрудничал с Jethro Tull, начиная с первого альбома This Was (1968), и который позже стал полноправным членом коллектива в роли клавишника. В отличие от стилистики предыдущих альбомов многие песни "Акваланга" преимущественно акустические. "Cheap Day Return", "Wond'ring Aloud", "Slipstream" - короткие, исключительно акустические номера. Так же как и "Mother Goose". Иэн Андерсон позже признался, что основными источниками вдохновения этой работы были мастера Рой Харпер и Берт Джанш.
Название альбома не имеет отношения к прибору, с помощью которого люди дышат под водой. "Aqua" - вода, "lung" - легкие. Это имя бродяги с отсыревшими легкими, героя заглавной песни, изображенного на обложке альбома - образ, с которого и началась работа над альбомом.
В интервью 1999 года журналу Guitar World Иэн Андерсон рассказал:
"Акваланг не был концептуальным альбомом, как думают многие люди. Идея пришла мне в голову, когда я увидел фотографию лондонского бродяги, сделанную моей женой. Я ощутил с одной стороны чувство вины за этих бездомных, с другой стороны - страх и беззащитность перед ними, ибо есьт в них что-то пугающее. Так родился этот слегка романтизированный образ личности, хоть и бездомной, но не лишенной эдакого духа свободы, который просто не вписывается в общепринятые рамки общества.
На основании этой фотографии и подобных ощущений я начал писать слова песни "Акваланг". Я помню, как сидел в гостиничном номере в Л.Эй. (L.A. - Лос-Анджелес) и мучился над этой последовательностью аккордов, которые тянули меня то туда, то сюда, пока не вывели в более мягкую акустическую часть песни."
Иэн только не упомянул почему-то, что слова песни написала, в конце концов, поэтесса Дженни Фрэнкс, которая в то время будучи его женой, была Дженни Андерсон. Первые шесть нот в "Акваланге" иллюстрируют любовь Иэна Андерсона к Бетховену и его Пятой Симфонии. Кроме всего прочего, в песне "Акваланг" гитарист Мартин Баррэ записал свое самое выдающееся и мелодичное соло. Вспоминая запись, он рассказал: "Единственное, что мне запомнилось во время записи этого соло, что в соседнем помещении работали Led Zeppelin, и я заметил, как во время моей игры в контрольную комнату вошел Джимми Пейдж. Он еще кивнул мне. Я не представляю, как я не остановился и каким-то образом сумел продолжить."
"Aqualung" - пожалуй, одна из самых знаменитых песен Jethro Tull, можно сказать, визитная карточка группы. Но никогда не выпускалась на сорокопятке, во-первых потому что длинновата для формата радиостанций, а во-вторых, потому что в то время Led Zeppelin ввели моду на альбомное мышление и сознательно избегали выпускать синглы. Их примеру последовали многие группы, считавшие себя прогрессивными.
Персонаж Акваланг упоминается в следующей за ним песне "Cross-Eyed Mary". Этот грязный старик с вечно сопливым носом и педофильскими мыслями в голове здесь жадно следит похотливым взглядом за героиней песни Мэри. Тут Андерсон ударился во все тяжкие "капиталистического реализма", создав образ школьницы, которая предпочитает своим одноклассникам компанию богатых распутников и надеется с помощью проституции вырваться из унаследованной от родителей бедноты. "Робин Гудом Хайгейта" называет Андерсон эту девочку. Хайгейт - фешенебельный район Лондона.
Несмотря на то, что вся первая сторона альбома озаглавлена на обложке Aqualung, не все на ней, и тем более в альбоме посвящено "униженным и оскорбленным". Песня "Mother Goose" вообще уводит нас от реализма к сюрреальным образам. Джон Эван играет здесь на меллотроне. В альбоме Aqualung Live партию меллотрона исполняет на аккордеоне Эндрю Гиддингз.
Вторая сторона альбома носит общее название My God (Мой Бог). В заглавной песне Иэн Андерсон ясно демонстрирует свое отношение к Христу и церкви, в данном случае Церкви Англии:
Приблизительно такое же настроение в следующей песне - "Hymn 43". Протестантский протест против протестантской церкви Англии (простите за тавтологию).
"Locomotive Breath" (Дыхание локомотива) - яркая вещь, славящаяся своим блюзовым вступлением на пианино (которое сильно растягивалось на концертах), оригинальным соло на флейте рок-флейтиста виртуоза Иэна Андерсона и своей отчаянной аллегорией поезда, который невозможно остановить.
Песню сделали необычным способом - она собрана по кускам из отдельных наложений, большая часть которых записывалась по отдельности. Иэн Андерсон добавил партии вокала и флейты к им же записанным дорожкам барабана-бочки, хай-хэта, акустической гитары и нескольких партий электрогитары. Потом сюда наложили запись Джона Эвана на фортепиано. Потом Клайв Банкер добавил остальные ударные инструменты, а Мартин Баррэ дописал остальные партии электрогитары. Все эти хитрости Андерсон предпринял по той причине, что не знал, как объяснить остальным сидевшие у него в голове музыкальные идеи.
ОБЛОЖКА
На обложке представлен портрет акварелью заглавного персонажа альбома - старого бродяги Акваланга, выполненный художником Бертоном Силверманом. По воспоминаниям Андерсона, он лично позировал на фотографию для этой картины, а художник почему-то утверждает, что это его автопортрет (как все горят желанием играть "плохих" персонажей!).
На обратной стороне Акваланг изображен уже не таким злобным, как на лицевой, а сама сцена дает аллюзию на обложку первого альбома группы - This Was, где музыканты сняты в старческом гриме, окруженные сворой собак. На внутреннем развороте конверта Силверман изобразил так же в акварели всех пятерых музыкантов, чудящих в какой-то часовне.
Оригиналы этих картин сначала приобрел глава звукозаписывающей компании Chrysalis Records Терри Эллис, а потом они и вовсе бесследно исчезли, выкранные из номера в одной из лондонских гостиниц.
ВЫХОД В СВЕТ
Альбом Aqualung поступил в продажу в Соединенном Королевстве 19 марта 1971, а уже в апреле поднялся на 4-ое место в британских чартах. В Америке высшим достижением его популярности было 7-ое место. Критика приняла альбом очень благосклонно. Журнал Rolling Stone похвалил его за "прекрасную музыкальность", назвал "серьезным и интеллигентным", хотя и посчитал, что "серьезность" альбома несколько "занизила" его качество.
Журнал Sounds заявил, что "вкус и разнообразие", проявленные в альбоме, сделали его "лучшей работой группы". Allmusic оценил Aqualung четырьмя с половиною звездами по своей пятизвездной системе, назвав его "смелым заявлением" и "чрезвычайно глубоким".
С годами Aqualung только рос в своей значимости. Rolling Stone занес его в свой перечень 500 лучших альбомов всех времен на 337-ое место. Британский журнал Q признал его альбомом №7 из числа 40 альбомов космического рока. Соло Мартина Баррэ на гитаре в заглавной песне "Aqualung" журнал Guitarist поместил на 20-е место в своем списке 20 самых лучших гитарных соло всех времен. Aqualung также включен в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий