"Кислород" - альбом инструментальной электронной музыки, который сочинил, спродюссировал и исполнил французский композитор Жан Мишель Жарр. Первое издание было выпущено в 1976 году маленьким французским лейблом Disques Motors, лицензию у которого вскоре купила фирма Polydor,
почувствовав, что тут есть чем поживиться. Жарр записал альбом у себя
дома с помощью различных аналоговых синтезаторов, множества всевозможных
электронных инструментов и эффектов. Oxygene стал классикой в своем жанре и оказал огромное влияние на развитие электронной музыки. Критики считают, что альбом "произвел синтезаторную революцию в 1970-х."
ИСТОРИЯ
До 1976 года Жарр болтался безо всякого успеха в различных проектах, писал музыку для рекламы и композиции для балета, и даже записал альбом синтезаторной музыки, который прошел незамеченным. И тут к нему пришло вдохновение, когда его подруга и будущая жена Шарлотта Рамплинг подарила ему картину художника Мишеля Грангера. Картина поразила воображение Жарра. На ней изображался земной шар, с которого - как с фрукта - снималась кожура, под которой открывался человеческий череп. В то время в Европе только-только зарождалось движение за экологию, и Грангер изобразил озабоченность погибающей планетой Земля. Жарр попросил у художника разрешения использовать эту картину на обложке своего будущего альбома. Позже Жарр говорил в интервью: "30 лет назад очень немногие задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема - не с политической, а с поэтической, сюрреальной стороны."
Жарр сочинял Oxygene на протяжении восьми месяцев, пользуясь большим количеством аналоговых синтезаторов и записывал на восьмидорожечный магнитофон на кухне в своей парижской квартире. Как-то в интервью Жарр даже сравнил сочинение "Кислорода" с приготовлением пищи: "Не случайно, "Кислород" записывался на кухне в Париже. Я готовил его, как пищу. Нужно чувствовать себя шеф-поваром, чтобы делать такую музыку: подбирать нужные ингредиенты, выбирать правильную температуру. Я не люблю предубежденные мнения, будто бы электронная музыка - холодная, футуристическая, машинизированная. Я хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично. Я - не ученый, работающий в лаборатории, а скорее художник, как Джексон Поллок, например, смешиваю цвета и освещение, экспериментирую с текстурами."
В одном интервью для Daily Telegraph Жарр сказал, что "все эти неземные струнные звуки в четвертой части "Кислорода" [самой известной мелодии Жана Мишеля] сделаны на VCS 3. Это был первый в Европе синтезатор, сделал его в Англии парень по имени Питер Зиновьев. У меня был один из первых. Я ездил за ним в Лондон в 1967 году, и до сих пор играю на нем на сцене, 40 лет спустя."
Альбом состоит из шести частей, озаглавленных просто Oxygène (Part I), Oxygène (Part II) и т.д. Один критик назвал его звучание "заразной комбинацией булькающих и пружинящих аналоговых секвенций с запоминающимися мелодическими линиями." Музыка Жарра выделялась в сравнении с современными ему коллегами по цеху электронной музыки. У немецкой группы Kraftwerk она была немного холодноватой, "клинической" - как ее называли, имела жесткое футуристическое звучание. Другой корифей электроники - группа Tangerine Dream звучала более по-космически и мрачноватее. Oxygène же отличался от них сочным, пространственным звучанием и сильными мелодиями.
Записав альбом, Жарр долго не мог потом найти компанию, которая согласилась бы выпустить его: "Oxygene" был отвергнут всеми записывающими компаниями. Он был как НЛО для того времени, на пересечении эпох диско и панк-рока, и в компаниях меня спрашивали: "Что это? Певца нет, нормальных названий у песен нет - всё какие-то палочки-закорючки: 'I', 'II', 'III', 'IV', 'V' и 'VI'. Да, еще к тому же, по-французски!" - вспоминал Жарр. "Даже мама спросила меня: "Зачем ты назвал свою музыку каким-то газом?" Теперь люди говорят о "Кислороде" как о шедевре. Когда пришел успех, для меня все это было странно. Тот волнующий и невинный период прошел. Вокруг сразу возникло много новых друзей, которые, мне показалось, были заинтересованы в продолжении этого успеха больше, чем я."
Жарр еще в 1972 году ходил в Группу музыкальных Исследований под руководством Пьерра Шэфэ, где обучался пользованию синтезаторами, в том числе и знаменитым EMS VCS 3, на котором сыграна большая часть музыки в Oxygene. В этой же группе училась девушка, муж которой - Фрэнсис Дрейфус - возглавлял небольшую компанию звукозаписи под названием Disques Motors. Позже Дрейфус вспоминал, что они были знакомы с Жарром давно и даже "решили работать вместе и в 1973 Жан-Мишель продюсировал сингл под названием "Zig Zag Dance", который стал хитом, который положил начало целой серии хитов, в которых Жан-Мишель раскрыл свой изобильный талант как композитор, автор текстов и продюсер."
В компании Дрейфуса Жарр спродюсировал запись нескольких французских музыкантов и артистов (Christophe, Francoise Hardy, Patrick Juvet, Gerard Lenorman), пластинки которых имели такой успех, что к нему стала выстраиваться очередь из знаменитостей, которые просили его продюсировать или написать им музыку, или слова, или и то, и другое, и третье вместе.
"Он имел огромный успех при записи чужих пластинок, а я неплохо зарабатывал как их издатель, но это было не то, что мы хотели. Тогда мы начали всем отказывать, придумывая самые безумные извинения, типа Жан-Мишель уезжает в отпуск или идет на чей-то очень важный день рождения. Мы имели дело со множеством известных французских артистов, которым было довольно трудно говорить "нет". Но я хотел утвердить Жана-Мишеля самого как артиста."
И хотя Дрейфус скептически относился к электронной музыке, но все же решился выпустить 50 000 экземпляров альбома. Первая реакция была очень вялой. "Радиостанции отнеслись к альбому очень негативно," - вспоминает Дрейфус, - "поэтому мы решили продвигать его через музыкальные магазины. Поскольку инструментальная электронная музыка тогда была еще не в моде, нас поддержала поначалу андерграундная музыкальная пресса. Правда, они тут же потеряли к нам всякий интерес, как только Жарр стал популярен.
Пластинки расходились исключительно по слухам и взаимным рекомендациям меломанов, и только когда через два-три месяца их было продано более 60 000 экз. - это уровень, на котором пластинка начинает интересовать радиостанции - эту музыку стали крутить по радио, и альбом стал хитом."
В июне 1977 Дрейфус устроил Жарру договор с компанией-гигантом звуковой индустрии Polydor International на выпуск трех альбомов с изданием их по всему миру. Это был "один из самых привлекательных контрактов, какие подписывал когда-либо французский артист," - говорит Дрейфус. С тех пор выпущено 15 млн. экземпляров "Кислорода", а Дрейфус был с лихвой вознагражден за вовремя оказанную поддержку, и ныне его лейбл называется Disques Dreyfus.
ИСТОРИЯ
До 1976 года Жарр болтался безо всякого успеха в различных проектах, писал музыку для рекламы и композиции для балета, и даже записал альбом синтезаторной музыки, который прошел незамеченным. И тут к нему пришло вдохновение, когда его подруга и будущая жена Шарлотта Рамплинг подарила ему картину художника Мишеля Грангера. Картина поразила воображение Жарра. На ней изображался земной шар, с которого - как с фрукта - снималась кожура, под которой открывался человеческий череп. В то время в Европе только-только зарождалось движение за экологию, и Грангер изобразил озабоченность погибающей планетой Земля. Жарр попросил у художника разрешения использовать эту картину на обложке своего будущего альбома. Позже Жарр говорил в интервью: "30 лет назад очень немногие задумывались о судьбе нашей планеты. А меня всегда интересовала эта тема - не с политической, а с поэтической, сюрреальной стороны."
Жарр сочинял Oxygene на протяжении восьми месяцев, пользуясь большим количеством аналоговых синтезаторов и записывал на восьмидорожечный магнитофон на кухне в своей парижской квартире. Как-то в интервью Жарр даже сравнил сочинение "Кислорода" с приготовлением пищи: "Не случайно, "Кислород" записывался на кухне в Париже. Я готовил его, как пищу. Нужно чувствовать себя шеф-поваром, чтобы делать такую музыку: подбирать нужные ингредиенты, выбирать правильную температуру. Я не люблю предубежденные мнения, будто бы электронная музыка - холодная, футуристическая, машинизированная. Я хочу, чтоб моя музыка звучала тепло, человечно и органично. Я - не ученый, работающий в лаборатории, а скорее художник, как Джексон Поллок, например, смешиваю цвета и освещение, экспериментирую с текстурами."
В одном интервью для Daily Telegraph Жарр сказал, что "все эти неземные струнные звуки в четвертой части "Кислорода" [самой известной мелодии Жана Мишеля] сделаны на VCS 3. Это был первый в Европе синтезатор, сделал его в Англии парень по имени Питер Зиновьев. У меня был один из первых. Я ездил за ним в Лондон в 1967 году, и до сих пор играю на нем на сцене, 40 лет спустя."
Альбом состоит из шести частей, озаглавленных просто Oxygène (Part I), Oxygène (Part II) и т.д. Один критик назвал его звучание "заразной комбинацией булькающих и пружинящих аналоговых секвенций с запоминающимися мелодическими линиями." Музыка Жарра выделялась в сравнении с современными ему коллегами по цеху электронной музыки. У немецкой группы Kraftwerk она была немного холодноватой, "клинической" - как ее называли, имела жесткое футуристическое звучание. Другой корифей электроники - группа Tangerine Dream звучала более по-космически и мрачноватее. Oxygène же отличался от них сочным, пространственным звучанием и сильными мелодиями.
Записав альбом, Жарр долго не мог потом найти компанию, которая согласилась бы выпустить его: "Oxygene" был отвергнут всеми записывающими компаниями. Он был как НЛО для того времени, на пересечении эпох диско и панк-рока, и в компаниях меня спрашивали: "Что это? Певца нет, нормальных названий у песен нет - всё какие-то палочки-закорючки: 'I', 'II', 'III', 'IV', 'V' и 'VI'. Да, еще к тому же, по-французски!" - вспоминал Жарр. "Даже мама спросила меня: "Зачем ты назвал свою музыку каким-то газом?" Теперь люди говорят о "Кислороде" как о шедевре. Когда пришел успех, для меня все это было странно. Тот волнующий и невинный период прошел. Вокруг сразу возникло много новых друзей, которые, мне показалось, были заинтересованы в продолжении этого успеха больше, чем я."
Жарр еще в 1972 году ходил в Группу музыкальных Исследований под руководством Пьерра Шэфэ, где обучался пользованию синтезаторами, в том числе и знаменитым EMS VCS 3, на котором сыграна большая часть музыки в Oxygene. В этой же группе училась девушка, муж которой - Фрэнсис Дрейфус - возглавлял небольшую компанию звукозаписи под названием Disques Motors. Позже Дрейфус вспоминал, что они были знакомы с Жарром давно и даже "решили работать вместе и в 1973 Жан-Мишель продюсировал сингл под названием "Zig Zag Dance", который стал хитом, который положил начало целой серии хитов, в которых Жан-Мишель раскрыл свой изобильный талант как композитор, автор текстов и продюсер."
В компании Дрейфуса Жарр спродюсировал запись нескольких французских музыкантов и артистов (Christophe, Francoise Hardy, Patrick Juvet, Gerard Lenorman), пластинки которых имели такой успех, что к нему стала выстраиваться очередь из знаменитостей, которые просили его продюсировать или написать им музыку, или слова, или и то, и другое, и третье вместе.
"Он имел огромный успех при записи чужих пластинок, а я неплохо зарабатывал как их издатель, но это было не то, что мы хотели. Тогда мы начали всем отказывать, придумывая самые безумные извинения, типа Жан-Мишель уезжает в отпуск или идет на чей-то очень важный день рождения. Мы имели дело со множеством известных французских артистов, которым было довольно трудно говорить "нет". Но я хотел утвердить Жана-Мишеля самого как артиста."
И хотя Дрейфус скептически относился к электронной музыке, но все же решился выпустить 50 000 экземпляров альбома. Первая реакция была очень вялой. "Радиостанции отнеслись к альбому очень негативно," - вспоминает Дрейфус, - "поэтому мы решили продвигать его через музыкальные магазины. Поскольку инструментальная электронная музыка тогда была еще не в моде, нас поддержала поначалу андерграундная музыкальная пресса. Правда, они тут же потеряли к нам всякий интерес, как только Жарр стал популярен.
Пластинки расходились исключительно по слухам и взаимным рекомендациям меломанов, и только когда через два-три месяца их было продано более 60 000 экз. - это уровень, на котором пластинка начинает интересовать радиостанции - эту музыку стали крутить по радио, и альбом стал хитом."
В июне 1977 Дрейфус устроил Жарру договор с компанией-гигантом звуковой индустрии Polydor International на выпуск трех альбомов с изданием их по всему миру. Это был "один из самых привлекательных контрактов, какие подписывал когда-либо французский артист," - говорит Дрейфус. С тех пор выпущено 15 млн. экземпляров "Кислорода", а Дрейфус был с лихвой вознагражден за вовремя оказанную поддержку, и ныне его лейбл называется Disques Dreyfus.
Комментариев нет:
Отправить комментарий