пятница, 12 июля 2013 г.

The Bee Gees - Odessa

Odessa - шестой альбом группы The Bee Gees, четвертый в международном масштабе, первый для группы двойной, изданный в 1969 году на Polydor Records в Англии и Европе, на ATCO Records в США и Канаде. Odessa - последний альбом группы в ее оригинальном составе.

ИСТОРИЯ

The Bee Gees сели в студии работать над альбомом осенью 1968 года. Гитарист Винс Мелуни давно испытывал нежелание играть в группе, взявшей курс на поп-музыку. Его тянуло к нормальному року с блюзовыми корнями. В конце концов, Винс записался только в песнях с первой стороны альбома и по-дружески покинул братьев Гибб.

С самого начала это был амбициозный проект, который первоначально назывался ни много, ни мало - An American Opera (Американская Опера), потом еще не легче - Masterpeace - каламбур, основанный на сочетании двух слов: Masterpiece (Шедевр) и Peace (мир - в смысле покой, антоним войны). Потом в процессе записи каким-то образом потерялась связь с изначальной концепцией альбома, и его назвали, как и его заглавную песню -  Odessa - в честь города Одесса на Черном море. 

Песня так и называется с подзаголовком в скобках "Город на Черном море", видимо чтоб не было неясностей. Это очень длинная композиция с классическими интонациями, где доминируют струнные и акустическая гитара в стиле фламенко. По тематике песня продолжает традиции Bee Gees создавать суровые эпосы о катастрофах, вспомним к примеру их хит об аварии на рудниках. В песне "Одесса" речь идет о британском судне Veronica, пропавшем без вести 14 февраля 1899 года, то есть в Валентинов день. Катастрофа эта вымышленная, но Братья Гибб тревожным монотонным речетативом произносят эту дату и эту весть в начале и в конце песни. 

Британский корабль затерялся где-то в Балтийском море, у капитана Ричардсона осталась вдова в Гулле, но причем здесь Одесса, город на Черном море? Она только упоминается здесь в рефрене: "Одесса, насколько я силен? Одесса, как время идет." Что любопытно: братья Гибб поют по-русски правильно: "А-а-а-дэ-э-са-а!", начиная с "А". Обычно иностранцы если видят "О", то и читают "О". Кто-то ж ведь их консультировал? Уж не одесситы ли?!
Альбом записывался то в Нью-Йорке, то в Англии, и многие считают, что это прыгание по континентам поспособствовало потере концепции, какова бы она ни была. Кроме того, между братьями стало расти напряжение. Это стало заметно на широкой публике, и пресса не переставала муссировать новости о какой-нибудь очередной ссоре между братьями Гибб. В итоге, амбициозный проект Odessa стал тонуть в море проблем.

По словам Барри, "все вышло у нас из-под контроля, и мы не знали, в каком направлении движемся. Мы так по-настоящему и не завершили этот альбом. Это была полностью наша работа, которой мы очень гордились, но вышло не так, как могло бы."
И тем не менее, альбом Odessa стал большим достижением Bee Gees, не случайно он попал в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь. Альбом получился богато аранжированный и оркестрованный. Созидавшийся в ситуации, довольно сходной с историями создания альбомов Beach Boys - Pet Sounds и Love - Forever Changes, когда участники группы изрядно поднадоели друг другу, Odessa занял достойное место среди этих выдающихся альбомов 1960-х.

Песня "Melody Fair" (Ярмарка мелодий) стала главной темой в фильме Melody и стала хитом №1 в Японии. Это действительно ярмарка звуков: гитарных, струнных, духовых, голосовых... "Marley Purt Drive" (песня о приюте на 35 сирот) удивляет необычайно крепкой для Би Джиз ритм-секцией и гитарой, с рисунком балалайки. Эта ритм-н-блюзовая вещь звучит как будто из репертуара Creedence Clearwater Revival, скрипки в конце придают звучанию сюрреальность. "Suddenly" (Внезапно) поражает своим вселенским метафизическим смыслом, вложенным в простой - как народная песня - распев. "Как ты можешь говорить, что люди реальны? Как ты можешь говорить, что тебе нравится то, что ты видишь...чувствуешь?" "Whisper, whisper" (Шепни, шепни) - психоделика не хуже битловских "Strawberry Fields" или "Walrus"! "Lamplight" (Искусственное освещение), где текст частично на французском языке. 

Помимо всего прочего, в альбоме три инструментальных композиции с более чем громкими названиями: "Симфония семи морей", "Британская опера", а "Со всеми нациями" и вовсе претендует на Международный Гимн - она так и подписана в скобках! В одном интервью уже в 2000-х годах Барри Гибб сказал про альбом: "Я думаю, Odessa была попыткой сделать рок-оперу. Мы хотели сделать что-то, чтобы можно было поставить на сцене. Предполагалась какая-то общая тематика, но она потерялась."

Альбом Odessa вышел в свет в начале 1969 года. По словам Барри, "он ознаменовал собой период разрыва, когда мы не разговаривали друг с другом и не могли долго находиться вместе в студии. Запись заняла три или четыре месяца, что было довольно долгим сроком записи по тем временам. Bee Gees 1st, например, был сделан за месяц. Было бы неплохо перемастерить этот альбом, а несколько вещей, в качестве бонуса, записать живьем."

Первый сингл с альбома "First of May" (Первое Мая) послужил яблоком раздора между братьями и оказался одним из поводов для ухода из группы Робина Гибб. Дело в том, что ведущую вокальную партию в "First of May" поет Барри. Менеджер Би Джиз Роберт Стигвуд выбрал эту песню в качестве главной на сингле, поместив ее соответственно на сторону А, главную для радиодиджеев, которые стороны B обычно не крутили в эфире. А на эту сторону B Стигвуд поместил песню "Lamplight", где главный вокал поет Робин. Что тут началось! Робин хотел "Lamplight" на сторону А, а тут... К своему счастью, все братья обзавелись к тому времени красивыми и верными женщинами, которые оказывали им поддержку в столь трудное время.
В начале марта 1969 Bee Gees выступили в британской телепередаче Top Of The Tops, продвигая свой сингл "First of May", и это было их последнее совместное выступление с Робином. 15 марта Робин объявил о своем уходе из группы, и начались его переговоры с семьей, Робертом Стигвудом и адвокатами. К разрыву привело давление огромной славы этих лет, многочисленные дикие фанаты, подружки, люди, нашептывавшие каждому брату, что для успеха ему не нужны другие два брата, и куча, куча заработанных денег, а также приход зрелости. К тому времени Барри стукнуло всего 22, а близнецам Робину и Морису - по 19.
Odessa стал одним из последних альбомов 1960-х, и в нем ощущается присущая тому времени духовность. По словам Барри: "Я всегда интересовался философией, древними цивилизациями и т.п. Нам всем нравились всякие необъяснимые вещи, мы любили посещать места, типа египетских пирамид. Мы были там детьми, по пути в Австралию, а потом - на обратном пути, тогда мы исследовали страну побольше, очень интересно." Морис о том же: "Я думаю, в нас есть что-то кельтское. У нас бывало много переживаний, когда с кем-то из нас что-то случалось. Мы никогда не пытались посылать сообщения между строк в своей музыке, мы просто писали все, что чувствовали. Работая над "Одессой", мы много фантазировали."

Первое издание вышло в богатом велюровом (либо вельветовом) конверте, а название Bee Gees - Odessa было выполнено золотым тиснением. Сейчас эти экземпляры очень высоко ценятся, поскольку их быстро заменили на обычные конверты из картона. От первоначальной обложки отказались не только по причине ее дороговизны: на предприятиях, изготавливавших ее, у рабочих случались приступы аллергии.

Многие считают альбом Odessa лучшим у Bee Gees. Во многом, это справедливое мнение. Причем, "Одессу" приятно рекомендовать не только любителям Bee Gees, она понравится и нелюбителям, и даже ненавистникам Bee Gees, и вообще всем, для кого дороги 1960-е с их духом доброго идеализма!

Комментариев нет:

Отправить комментарий