In the Court of the Crimson King ("При дворе Темно-Красного Короля") - дебютный альбом британской группы прогрессивного рока King Crimson, выпущенный 10 октября 1969 года фирмой Island Records. Альбом считается одним из сильнейших в жанре прогрессив-рока, поскольку в нем King Crimson далеко перешагнула границы базировавшейся до этого главным образом на блюзе рок-музыки, внеся в нее элементы джаза и симфонической классики. Критик-музыковед Эдвард Макан в книге Rocking the Classics (1997) отметил, что In the Court of the Crimson King - "возможно, самый влиятельный альбом прогрессивного рока из всех, когда-либо выпущенных". Пит Таунсенд из The Who назвал альбом "сверхъестественным шедевром". Журнал Q поставил альбом на 4-ое место среди "40 космических рок-альбомов". Журнал Classic Rock поместил его в список "50 альбомов, которые создали Прог Рок".
ПРЕДИСТОРИЯ
Началось с того, что в августе 1967-го профессиональные музыканты братья Джайлз - Майкл (ударник) и Питер (басист), набившие руку, играя в различных ансамблях графства Дорсет на юго-западном побережье Англии, дали объявление о поиске поющего органиста для создания нового проекта. Откликнулся однако не органист, а гитарист, и вовсе не поющий, но их дорсетский земляк Роберт Фрипп. Так они создали трио Giles, Giles and Fripp, исполнявшее довольно эксцентричные поп-песни со сложными инструментальными партиями. Однако трио, записав альбом и несколько синглов, не добилось успеха, несмотря на выступления на радио и телевидении. Им не хватало хорошего хита, чтобы сделать прорыв.
Решив расширить границы своего звучания, Джайлз, Джайлз и Фрипп взяли в группу мульти-инструменталиста Иэна Макдональда, который стал играть у них на клавишных и деревянных духовых инструментах. Макдональд привел с собой ценного кадра - Питера Синфилда. Он был знаком с Питером, когда у того еще была своя группа под названием Creation. Тогда Макдональд сказал Синфилду: "Питер, должен сказать тебе, что твоя группа безнадежна, но ты пишешь прекрасные тексты. Давай напишем вместе парочку песен?" И они стали писать песни вместе.
Так вот, когда Макдональд привел с собой Синфилда, тот стал текстовиком, художественным стратегом, а заодно и роуди [дорожный и сценический работник] группы. И одна из первых песен, написанных Макдональдом и Синфилдом стала "The Court of the Crimson King".
А в это время Фрипп сходил в модный в то время лондонский клуб Marquee на группу под названием 1-2-3 и был сильно впечатлен - это подвигло его на импровизации в духе джаза и классической музыки. В свете всего этого, басист Питер Джайлз, более склонный к попсе, стал не вписываться в открывавшиеся новые горизонты. Тогда Фрипп порекомендовал взять в группу вокалиста и гитариста Грега Лейка. При этом Роберт хитро предложил, чтобы Лейк заменил либо его, либо Питера Джайлза. Ушел Питер. И хотя позже тот саркастически прокомментировал действия Фриппа, как "хитрые политические интриги", в тот момент он и впрямь не прочь был покинуть группу, разочарованный сплошными ее неудачами. Таким образом, вместо Джайлза в группу пришел Грег Лейк в качестве басиста, вокалиста и вообще фронтмена. В этом составе группа и превратилась в King Crimson.
ТЕМНО-КРАСНЫЙ КОРОЛЬ
Первая инкарнация Темно-красного Короля (King Crimson) состоялась 30 ноября 1968 г., а первая репетиция - 13 января 1969-го. Название группы придумал Питер Синфилд как синоним для Вельзевула - князя демонов.
Иэн Макдональд стал главным композитором King Crimson, впрочем Лейк и Фрипп вносили в музыку свой немалый вклад. Синфилд не только писал все тексты, но также разрабатывал и создавал революционную систему сценического освещения. В титрах альбомов за ним значилось "sounds and visions" ("звуки и видеопредставление"). Макдональд предложил купить для группы модную в то время штучку Меллотрон, и они стали использовать его для создания оркестрового рок-звучания, под впечатлением от экспериментов группы The Moody Blues .
King Crimson дебютировал на сцене 9 апреля 1969 года, но настоящий прорыв произошел на знаменитом бесплатном концерте в Гайд-парке, устроенном в июле 1969-го группой The Rolling Stones перед аудиторией в 650 000 человек.
А уже в октябре 1969-го группа выпустила на Island Records свой дебютный альбом In the Court of the Crimson King.
ПРИ ДВОРЕ ТЕМНО-КРАСНОГО КОРОЛЯ
Первоначальные попытки записать альбом предпринимались еще в начале 1969-го с продюссером Тони Кларком, известным своей работой с The Moody Blues. Однако с Кримсоном у него дело не пошло, так что в конце концов, Island разрешила группе продюссировать себя самостоятельно. Многие фаны King Crimson считают, что основную работу над записью альбома сделал Грег Лейк.
Альбом писался на 8-канальный мастер-магнитофон в лондонской студии Wessex Sound с инженером Робином Томпсоном. Особенно много часов ушло на запись многочисленных дорожек, сыгранных Макдональдом на Меллотроне и деревянных духовых, которые сведенные вместе создали оркестровое звучание. Роберт Фрипп сокрушался, что часть пленок 8-дорожечных мастер-оригиналов с альбома пропали. По окончании сессий записи выяснилось, что у стереомагнитофона, использовавшегося для сведения альбома, смещены записывающие головки. Это привело к потере высоких частот и нежелательным искажениям в некоторых частях альбома, особенно в композиции "21st Century Schizoid Man". Для американского выпуска альбома на Atlantic Records была изготовлена стереокопия мастер-пленки, чтобы в Америке исправить эти звуковые проблемы. А первоначальные стерео мастер-пленки были отложены в архив и забыты на долгие годы.
Альбом состоит всего из пяти длинных песен. Некоторые из них имеют дополнительные заголовки для названия отдельных частей этих песен. На самом деле, эти дополнительные заголовки не отражают какое-либо разделение в музыке. Их целью было "заполнить" альбом до требуемых параметров, при которых все авторские (роялти) будут выплачиваться их создателям. Для этого необходимо было, чтоб альбом содержал не менее 12 песен. С дополнительными заголовками это так и выглядело. После выпуска In the Court of the Crimson King в музыкальном издательском бизнесе были введены новые стандарты, которые стали принимать во внимание не только количество заголовков в альбоме, но и длину песен.
Позже Фрипп назвал этот альбом "мгновенным ударом", а еще "Нью-Йоркским кислотным альбомом 1970-го" - хотя Фрипп и Джайлз всегда утверждали, что группа никогда не употребляла психоделические наркотики. Звучание In the Court of the Crimson King впоследствии назвали "слуховой предтечей" альтернативного рока и гранджа.
В противовес современной им британской и американской хард-рок сцене, базировавшейся исключительно на блюзе, King Crimson преподнесли более европеизированный подход, смешивавший античность с современностью. Музыка King Crimson замешана на широком диапазоне интересов всех пятерых членов группы. Она включает в себя классику эпохи романтизма и модернизма, психоделический рок во главе с Джими Хендриксом, фолк, джаз, военную музыку (это особенно касается Макдональда, бывшего военного музыканта), амбиентные импровизации, музыку Викторианской эпохи и британский поп.
Альбом поднялся на 3-е место в Соединенном Королевстве, а в Штатах стал золотым. Окрыленная успехом, группа поехала в турне, сначала по Англии, затем - в США, вращаясь среди самых популярных в то время музыкантов и групп. Но в то время как их оригинальное звучание поражало публику и критиков, в группе начались творческие трения. Майкл Джайлз и Иэн Макдональд, ошалевшие от нахлынувшего внезапно бешенного успеха и реалий гастрольной жизни, стали оспаривать основную музыкальную линию группы. Фрипп хоть и не являлся фронтменом или главным композитором King Crimson, все же считал себя движущей силой и делегатом группы. Он желал двигаться в изначально избранном направлении, развиваясь в прогрессивную глубину и более серьезную музыку. Макдональд и Джайлз, вкусив славы, предлагали пойти по более легкому и романтичному музыкальному пути. В конце концов, эти два мировоззрения не могли сосуществовать больше вместе. В попытке спасти то, что он считал главными элементами King Crimson, Фрипп предложил вариант собственного ухода из группы, но Макдональд и Джайлз заявили, что эта группа "больше его, чем их", поэтому уйти должны они.
Первый состав King Crimson отыграл свой последний концерт 16 декабря 1969 года в знаменитом зале Fillmore West в Сан-Франциско. Иэн Макдональд и Майкл Джайлз после этого официально покинули группу и пытались работать вместе, однако записав в 1970-м малоуспешный альбом McDonald and Giles, вскоре расстались. Макдональд позже возник в группе Foreigner, а Джайлз довольствовался судьбой сессионного барабанщика (и по ночам ему, наверное, часто снились триумфальные концерты при дворе Темно-красного Короля).
ОБЛОЖКА
Рисунки для обложки нарисовал компьютерный программист Барри Годбер. Он умер в феврале 1970-го в возрасте 24 года от сердечного приступа. Это была его единственная живопись. Ее владельцем стал Роберт Фрипп.
"Питер принес эту картину, и всей группе она понравилась. Позже я забрал оригинал из офиса компании, потому что она стояла у них на ярком свету, что могло повредить картину. На внешней стороне обложки изображен Schizoid Man (Человек Шизоид), а на внутренней - Crimson King. Если вглядеться в его улыбающееся лицо, в глазах обнаружится невероятная печаль. Что тут можно добавить? Это отражает нашу музыку." (Роберт Фрипп)
Первые издания альбома 1969 года с розовым ярлыком Island Records и логотипом "I" чрезвычайно дорого ценятся среди коллекционеров. В последнее время, вслед за ними подскочили цены и на второе издание - 1970 года, где ярлык Island Records с пальмой и розовой каймой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий