среда, 17 июля 2013 г.

Pink Floyd - Ummagumma

Ummagumma - двойной альбом английской группы Pink Floyd, вышедший в 1969 году на EMI - Harvest в Соединенном Королевстве и на Capitol - Harvest - в США. Первая пластинка - это концертный альбом с обычным репертуаром Пинк Флойд того времени. Вторая пластинка - студийный альбом, состоящий из индивидуальных композиций каждого члена группы.

Ummagumma - четвертый альбом Пинк Флойд, первый - двойной, и первый концертный. Это единственный концертный альбом Пинк Флойд в их классическом составе, следующий вышел больше 20 лет спустя - "Delicate Sound of Thunder", но уже без Роджера Уотерса. Весь плодотворный период концертной деятельности группы, в итоге оказался зафиксирован только на бутлег-альбомах. Концертную часть Ummagumma продюссировала сама группа, а студийную - Норман Смит. Кстати, Флойды задумали записать и больше не играть материал, записанный на концертной пластинке, но композиции имели большой успех, публика хотела слышать их вживую, так что они еще продержались в репертуаре Pink Floyd некоторое время.

Ummagumma - первый релиз Пинк Флойд на лейбле Harvest, который в то время только создала EMI для продвижения исполнителей прогрессивной и экспериментальной музыки. Кроме Флойдов, Harvest занимался в то время Deep Purple и The Move.

НАЗВАНИЕ

Существует предположение, будто Ummagumma означает "секс" на слэнге кембриджских студентов той эпохи. Его обычно употреблял один из друзей Пинк Флойдов, подрабатывавший у них роуди, Иэн "Эмо" Мур. Он обычно говаривал: "Ну я пошел домой немножко "поаммагаммить"." Сами пинк флойды утверждают, что Ummagumma -простая абракадабра и ничего не означает.

ИСТОРИЯ

Хотя на конверте написано, что концертный материал записан в июне 1969, первая пластинка была записана частично в клубе Mothers, г. Бирмингем, Англия 27 апреля 1969, частично - в манчестерском торговом колледже 2 мая 1969. В студийную часть альбома изначально предполагалось поместить записанную на концерте "Interstellar Overdrive" (из первого альбома The Piper at the Gates of Dawn (1967). Пинк Флойды даже раздали многим друзьям, в том числе Джону Пилу, тестовые штамповки этого варианта пластинки. Но в последний момент список песен переиграли. Может потому что не влезала по времени. Скорее всего, не желая иметь проблем с авторскими (весь первый альбом записывался с Сидом Барретом, здесь итак была одна его вещь - "Astronomy Domine").

На студийной части альбома Ричард Райт предложил дать простор для творчества каждому из четырех членов команды. В итоге, на пластинке равномерно распределились композиции Райта и Уотерса - на первой стороне, Гилмора и Мэйсона - на второй. Хорошенькое название придумал для своей композиции Уотерс: "Несколько видов маленьких, покрытых мехом животных собрались вместе в пещере и балдеют с пиктом". Пикты - одна из народностей, некельтского происхождения, окупировавшая Британские острова в VIII-X веках. Странный хаотичный монолог, произносимый по ходу этой пьесы, не имеет никакого отношения ни к парнокопытным животным, ни к пиктам. Зато песня полна всевозможных тайных записей. Если прокрутить эпизод 4:32 - 4:33 в два раза медленнее, то в правой колонке слышится голос Дэвида: "Это довольно авангардно, не так ли?" А если проиграть ее в дав раза быстрее, вы услышите голос Роджера: "Принеси мою гитару". Кроме того, в песне в разных местах записан женский голос, кашель Райта и прочие звуки.

Мэйсон назвал свою пьесу "Вечер в саду Большого Визиря", прочитав светскую хронику о торжественном вечере в саду, данном Королевой по какому-то случаю.

Мэйсон, вспоминая про Ummagumma: "Это абсолютно не пинкфлойдовский альбом. Концертная часть звучит сегодня удивительно антикварно, хотя сам факт выступления Пинк Флойд в бирмингемском Mothers считался по тем временам большим событием. Мы тогда искали новые способы конструирования альбома, хотя я думаю, что он прекрасно демонстрирует, что вместе - мы гораздо лучше, чем по частям. EMI в то время была очень замшелая контора, там всё ещё рулили парни в белых пальто. Когда я хотел смонтировать сам свои пленки, один из студийных менеджеров не разрешил, заявив, что я не член профсоюза."

ОБЛОЖКА

Обложку делал Сторм Торгерсон из дизайн-группы Hipgnosis. На лицевой стороне изображены члены группы и картина на стене, повторяющая эту сцену с эффектом рекурсии. Только музыканты, вопреки эффекту, возникают при каждом повторе в разных позах. После четырех повторов, в самой маленькой пятой сцене, вместо этой картины, висит обложка предыдущего альбома Pink Floyd - A Saucerful of Secrets (1968).

Лицевая сторона обложки имела различия в британском, американско-канадском и австралийском вариантах. Около сидящего на табурете Гилмора стоит, прислоненный к стене конверт с пластинкой. В британском варианте - это обложка альбома-мюзикла Gigi (1958). Ее поместили не потому, что кто-то из Флойдов был большим поклонником этого мюзикла, а просто для отвода глаз. Просто чтобы вызвать бессмысленные гадания: "Что это? Зачем и почему это?" В американско-канадских версиях эту обложку закрасили белым, дабы избежать копирайтных придирок. В Австралии поступили проще - закрасили эту пластинку вовсе, так что от нее ничего не осталось.

На обратной стороне изображены роуди Алан Стайлз и Питер Уоттс с оборудованием группы по дороге в лондонский аэропорт Биггин Хилл. Эту идею предложил Ник Мэйсон. Она как бы пародирует популярные в то время иллюстрации военных самолетов, изображавшихся в полном боевом снаряжении. Этот самый Уоттс - отец американской актрисы Наоми Уоттс. Его голос, кстати, можно услышать в The Dark Side of the Moon - это он так заразительно смеется в песнях Speak to Me и Brain Damage.

Изображенное на обложке оборудование оказалось разворовано после выступления Pink Floyd 16 мая 1970 в зале The Warehouse в Новом Орлеане, так что пришлось отменить все остальные концерты в США. Если учесть, что 31 января 1970-го в этом же Warehouse ("Товарный склад") арестовали прямо в начале концерта музыкантов группы Grateful Dead за хранение наркотиков, то понятно, что за Нью-Орлеаном закрепилась дурная слава, и многие рок-группы сабботировали приезжать туда всю первую половину 1970-х. А Пинк Флойд и вовсе зареклись там появляться.

Еще одно различие в оформлении обложки по обе стороны океана: только в американско-канадской версии Ummagumma "Saucerful of Secrets" представлен разбитым на четыре отдельных пьесы:
   1.  Something Else
   2. Syncopated Pandemonium
   3. Storm Signal
   4. Celestial Voices
Этого не делалось не только на британском варианте, но и на самом альбоме Saucerful of Secrets.

На внутреннем развороте конверта помещены черно-белые фотографии членов группы. Дэвид Гилмор стоит на фоне древнего 900-летнего дуба по имени Эльфин - достопримечательности Кенсингтонского сада в Лондоне. Роджер Уотерс изображен со своей первой женой Джуд с модной в конце 1960-х высокой прической - малышку беспощадно вырезали на обложках CD-изданий.

Ummagumma стал первым для Флойдов альбомом, попавшим в первую сотню альбомов в США (№ 74), у себя на родине альбом был популярнее и поднялся на 5-ое место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий