Paranoid - ("Параноик") - второй альбом английской группы Black Sabbath, выпущенный в сентябре 1970 года компанией Vertigo. Paranoid - единственный альбом Black Sabbath,
сумевший возглавить британский хит-парад и до сих пор считается
наивысшим достижением группы. За десятилетия после выпуска, альбом стал
семижды платиновый в Великобритании и содержит несколько самых
знаменитых песен Black Sabbath, в том числе одноименную "Paranoid", "Iron Man", "War Pigs".
После неожиданного успеха, который имел дебютный альбом, вышедший в феврале 1970-го, группа принялась за запись второго альбома уже в июне этого же года. Роджер Бэйн, продюссировавший первые три альбома Black Sabbath привез четверых музыкантов для репетиций в примитивную в то время студию Rockfield в Южном Уэлльсе. "Большая часть времени уходила на репетиции и подгонку вещей," - объясняет Бэйн. "Штука в том, что когда приходишь в студию, там уже нет времени экспериментировать. В студии ты только переносишь на пленку то, что было сделано до этого.
Группа сходила там с ума, вела себя как на сцене. Здание студии представляло собой старинный амбар. Крыша там, буквально, ходила ходуном. Я помню, Оззи спросил: "А почему бы нам не записываться прямо здесь?", потому что там была действительно очень классная атмосфера и отличные люди." Музыканты Black Sabbath до сих пор поддерживают теплые отношения с хозяевами студии - братьями Кингсли и Чарльзом Уард. В наше время их студия Rockfield, а также новая по соседству - Monnow Valley Studios оборудованы по последнему слову техники.
"Мы записывали Параноика в том же месте, что и первый альбом - на Риджент-стрит в Уэст-энде, на маленьком 4-дорожечнике," - вспоминает звукоинженер Том Аллом. "Это была неплохо звучавшая студия, и мы добивались неплохих результатов в этом помещении. Это была полная дыра, но в ней все получалось. Микшерный пульт был самоделкой, кусок старой ржавчины. Самое хреновое в нем было - полное отсутствие средних частот. Нам пришлось немного потрудиться над ним, чтобы добиться хоть каких-то средних частот. У нас были: два 4-дорожечных Штудера с однодюймовой пленкой, Pultec, несколько микрофонов Neumann, кажется парочка 67-ых, потом мы достали старенький M49. Кроме того, у нас были старые AKG - какой там был предшественник 414-го, и несколько 64-ых - микрофоны-руки. С помощью этих микрофонов-ручек я снимал стереозвук с барабанов Билла Уарда. В то время немногие записывали барабаны в стерео, мне показалось это неплохой идеей."
По словам Бэйна, "бас записывали двойным способом - кабель от него разветвлялся: одним концом напрямую в пульт, другим - на комбик. Это было очень громко. Больше всего времени уходило на правильное размещение микрофонов. Чтобы записать успешный альбом в то время, нужно было потратить на это уйму времени."
"Мы начали Paranoid на Риджент-стрит," - вспоминает Оззи Осборн, "а потом переместились в великолепную Island Studios с 16-дорожечным магнитофоном. Это там мы написали песню "Paranoid"." Наложения и сведение сделали на Бэйсинг-стрит. "Айлэнд Студиос" создал Крис Блакуэлл, владелец успешной Island Records, в здании переделанной церкви. Основное помещение для записи находилось в цокольном этаже, бывшей крипте. Контрольная комната находилась наверху, откуда раньше возносились молитвы. Консоли для Island собрал легендарный британский аудио-дизайнер Дик Светтенхэм, который также делал консоли для Olympic Studios. В консолях Светтенхэма были встроенные компрессоры и эквалайзеры. Мониторили, главным образом, через динамики Tannoy, облаченные в кабинеты Lockwood.
С переходом на Island, перебросили 4-дорожечные записи на 16 каналов, что открыло перед группой огромное поле для экспериментов со звуком. Гитару Тони Айомми, например, "писали в два или три трека," - говорит Бэйн. "Один микрофон ставили вплотную, другой - как можно дальше, Эта комбинация и давала тот ударный звук и объем." Бэйн утверждает, что основная мощь гитарного звучания происходила от его простоты: "Я думаю, весь секрет был в том, что он был очень прямой. Как известно, если навешать туда компрессоров и сверху эквалайзер, эта мощь потеряется. Все это сильно ослабляет полноценность звучания. Мы обычно работали над тем, чтобы сохранить звук необработанным, по-настоящему сырым."
По иронии судьбы, на самый величайший хит группы ушло меньше всего работы. "Я сделал "Параноика", когда все ушли на обед," - говорит Айомми. "Я просто сидел студии, ковырял на гитаре, и в голову пришла эта идея." Барабанщик Билл Уард прекрасно помнит тот момент: "Он просто сидел в студии один и играл этот рифф. Мы вошли, Гизер подключил бас, я сел за барабаны, мы на автомате подключились к нему ловить кайф, а Оззи начал петь. Мы даже не обмолвились ни словом, просто вошли в студию и начали играть. Было кажется 1:30 пополудни, когда Тони играл один рифф, а в 2:00 у нас уже был "Параноик" в том виде, в каком вы слышите его на пластинке."
Это Бэйн настоял тут же записать песню, причем ему пришлось для этого приложить определенные усилия: "Там был очень сильный бит и мощный рифф. Я помню, нажал селекторную связь: "Классная вещь! Что это было? Давайте запишем." В ответ - недоумение. Они говорят: "Ты шутишь." "Нет", - говорю, "это действительно классно, очень сильный рифф." Они говорят: "Это мы просто поприкалывались." "Но это было круто, давайте сделаем!"
Название "Параноик" придумал Гизер Батлер: "Я написал текст и дал Оззи, он прочитал и спел." Антисоциальный настрой текста ничуть не помешал популярности песни. На самом деле, честные строки, типа "Я скажу тебе: наслаждайся жизнью / Жаль я уже не могу - слишком поздно" обращались к разочарованной молодежи начала 1970-х. Это было время разочарования тщетными "революциями" 1960-х и бессильными попытками изменить мир хипповскими лозунгами.
Необычно искаженное гитарное соло было записано напрямую в пульт, а затем - в процессе сведения - пропущено, по словам Айомми, "через какой-то звуковой модулятор" - одну из многочисленных коробочек с эффектами, которые в огромном множестве коллекционировал в то время Бэйн.
Оззи немного удивился, когда песня, сочиненная ими так легко и быстро, дала название всему альбому: "Я помню, вернулся домой с пленками и говорю тогдашней своей жене: "Мы, кажется, записали сингл." Она говорит: "Вы же не пишете синглы." Я говорю: "Ну да, не пишем. Но эта вещь забила мне все мозги в поезде, пока я возвращался домой."
У Билла Уарда была примерно похожая реакция: "Я думал "Paranoid" в сравнении с другими песнями, типа "Hand of Doom" была, если честно, довольно легковесной. Я думал: "Это какая-то немного даже попсовая вещь." Я даже не уделял ей особого внимания. Но записывающая компания, получив готовые пленки, сразу почуяла в "Параноике" потенциальную хитовость." "Я думаю, она была единственной подходящей для сингла," - смеется Айомми, "потому что все остальные были слишком длинные!"
"На самом деле, альбом Paranoid должен был называться War Pigs," - вспоминает Оззи. "А потом, в последний момент мы написали "Paranoid". Это видно даже по обложке альбома. Там изображен парень в розовом трико с щитом и мечом, который представлял из себя War Pig (Боевую Свинью). Розовую свинью. Они напечатали обложку, а название сменили на "Параноика" в последнюю минуту."
"Мы подыскивали что-нибудь для сингла," - вспоминает Джо Смит, который подписал Black Sabbath в Америке на Warner Bros. Records, "а у них тяжело с этим делом. Радиостанции по-прежнему противились в то время проигрывать любые синглы таких групп в своих хит-парадах Top40. Если кто прорвал эту блокаду, так это "Параноик". К тому же, это было крутое название для сингла в то время."
Сингл Paranoid, выпущенный в конце лета 1970-го быстро добрался до 4-го места в британских чартах. Сам альбом Paranoid вышел в свет 18 сентября 1970, в день, когда умер Джими Хендрикс. Альбом поднялся на 1-ое место в Соединенном Королевстве и на 12-ое в США, вознеся Black Sabbath на звездный уровень хэдлайнеров и принеся им мировую славу.
Хотя сингл достиг в Штатах только 61-го места, Black Sabbath были на собом отличии у Warner Bros. Как объяснил Джо Смит: "Что поражало нас, так это их продажи. Black Sabbath были самым продаваемым нашим товаром. У любого товара наступает момент, когда он перестает продаваться. С Black Sabbath этому не было видно конца и края. Это никогда не прекращалось. Самый пик конечно сошел, но у нас все равно уходило от 5 до 10 тысяч пластинок в неделю. Они получили шесть платиновых альбомов."
Спустя десятилетия, песня "Paranoid" остается в плэй-листах всех инкарнаций Black Sabbath и сольной карьеры Оззи Осборна. Она была записана и перезаписана много раз на различных концертных альбомах, а также в бесчисленных саундтреках и даже в рекламе пива. Рок-музыканты всех возрастов, черпая вдохновление у основоположников металла, в первую очередь делают кавер этой песни, обеспечивая себе беспроигрышный доступ в радиоэфир.
Музыкальный критик Стив Хьюи из AllMusic считает Paranoid "одним из лучших и наиболее влиятельных альбомов хэви-металла за все времена", который "определил звучание и стиль "тяжелого металла" как никакой другой альбом в истории рок-музыки". Журнал Rolling Stone в 2003 году поместил Paranoid на 130-е место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitar World оценил альбом повыше, поставив его на 6-е место среди 100 лучших гитарных альбомов всех времен.
Оригинальное британское издание вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого впервые на публике появились фотографии (черно-белые) участников Black Sabbath.
В 2009 году компания Sanctuary Records, купившая права на записи Black Sabbath, выпустила Расширенное специздание на двух пластинках. На первой - оригинальный альбом 1970 года. На второй - первоначальные записи из студии Regent Sound, сделанные 16 и 17 июня 1970. Здесь представлены все те же песни, но в своих ранних или незаконченных вариантах: "War Pigs", "Iron Man", "Electric Funeral", "Hand of Doom", "Fairies Wear Boots" - исключительно в инструментальном виде, "Paranoid", "Planet Caravan" - с другими текстами, а "Rat Salad" - альтернативный микс. Конверт полностью повторяет первое британское издание Vertigo, а ярлыки пластинок - большое "сверло" (swirl) первого издания. Кроме того, на внутренних вкладышах - очень интересная статья про ранний Black Sabbath и альбом Paranoid, а также дополнительные фотографии, взятые из программы турне Paranoid 1971 года.
После неожиданного успеха, который имел дебютный альбом, вышедший в феврале 1970-го, группа принялась за запись второго альбома уже в июне этого же года. Роджер Бэйн, продюссировавший первые три альбома Black Sabbath привез четверых музыкантов для репетиций в примитивную в то время студию Rockfield в Южном Уэлльсе. "Большая часть времени уходила на репетиции и подгонку вещей," - объясняет Бэйн. "Штука в том, что когда приходишь в студию, там уже нет времени экспериментировать. В студии ты только переносишь на пленку то, что было сделано до этого.
Группа сходила там с ума, вела себя как на сцене. Здание студии представляло собой старинный амбар. Крыша там, буквально, ходила ходуном. Я помню, Оззи спросил: "А почему бы нам не записываться прямо здесь?", потому что там была действительно очень классная атмосфера и отличные люди." Музыканты Black Sabbath до сих пор поддерживают теплые отношения с хозяевами студии - братьями Кингсли и Чарльзом Уард. В наше время их студия Rockfield, а также новая по соседству - Monnow Valley Studios оборудованы по последнему слову техники.
"Мы записывали Параноика в том же месте, что и первый альбом - на Риджент-стрит в Уэст-энде, на маленьком 4-дорожечнике," - вспоминает звукоинженер Том Аллом. "Это была неплохо звучавшая студия, и мы добивались неплохих результатов в этом помещении. Это была полная дыра, но в ней все получалось. Микшерный пульт был самоделкой, кусок старой ржавчины. Самое хреновое в нем было - полное отсутствие средних частот. Нам пришлось немного потрудиться над ним, чтобы добиться хоть каких-то средних частот. У нас были: два 4-дорожечных Штудера с однодюймовой пленкой, Pultec, несколько микрофонов Neumann, кажется парочка 67-ых, потом мы достали старенький M49. Кроме того, у нас были старые AKG - какой там был предшественник 414-го, и несколько 64-ых - микрофоны-руки. С помощью этих микрофонов-ручек я снимал стереозвук с барабанов Билла Уарда. В то время немногие записывали барабаны в стерео, мне показалось это неплохой идеей."
По словам Бэйна, "бас записывали двойным способом - кабель от него разветвлялся: одним концом напрямую в пульт, другим - на комбик. Это было очень громко. Больше всего времени уходило на правильное размещение микрофонов. Чтобы записать успешный альбом в то время, нужно было потратить на это уйму времени."
"Мы начали Paranoid на Риджент-стрит," - вспоминает Оззи Осборн, "а потом переместились в великолепную Island Studios с 16-дорожечным магнитофоном. Это там мы написали песню "Paranoid"." Наложения и сведение сделали на Бэйсинг-стрит. "Айлэнд Студиос" создал Крис Блакуэлл, владелец успешной Island Records, в здании переделанной церкви. Основное помещение для записи находилось в цокольном этаже, бывшей крипте. Контрольная комната находилась наверху, откуда раньше возносились молитвы. Консоли для Island собрал легендарный британский аудио-дизайнер Дик Светтенхэм, который также делал консоли для Olympic Studios. В консолях Светтенхэма были встроенные компрессоры и эквалайзеры. Мониторили, главным образом, через динамики Tannoy, облаченные в кабинеты Lockwood.
С переходом на Island, перебросили 4-дорожечные записи на 16 каналов, что открыло перед группой огромное поле для экспериментов со звуком. Гитару Тони Айомми, например, "писали в два или три трека," - говорит Бэйн. "Один микрофон ставили вплотную, другой - как можно дальше, Эта комбинация и давала тот ударный звук и объем." Бэйн утверждает, что основная мощь гитарного звучания происходила от его простоты: "Я думаю, весь секрет был в том, что он был очень прямой. Как известно, если навешать туда компрессоров и сверху эквалайзер, эта мощь потеряется. Все это сильно ослабляет полноценность звучания. Мы обычно работали над тем, чтобы сохранить звук необработанным, по-настоящему сырым."
По иронии судьбы, на самый величайший хит группы ушло меньше всего работы. "Я сделал "Параноика", когда все ушли на обед," - говорит Айомми. "Я просто сидел студии, ковырял на гитаре, и в голову пришла эта идея." Барабанщик Билл Уард прекрасно помнит тот момент: "Он просто сидел в студии один и играл этот рифф. Мы вошли, Гизер подключил бас, я сел за барабаны, мы на автомате подключились к нему ловить кайф, а Оззи начал петь. Мы даже не обмолвились ни словом, просто вошли в студию и начали играть. Было кажется 1:30 пополудни, когда Тони играл один рифф, а в 2:00 у нас уже был "Параноик" в том виде, в каком вы слышите его на пластинке."
Это Бэйн настоял тут же записать песню, причем ему пришлось для этого приложить определенные усилия: "Там был очень сильный бит и мощный рифф. Я помню, нажал селекторную связь: "Классная вещь! Что это было? Давайте запишем." В ответ - недоумение. Они говорят: "Ты шутишь." "Нет", - говорю, "это действительно классно, очень сильный рифф." Они говорят: "Это мы просто поприкалывались." "Но это было круто, давайте сделаем!"
Название "Параноик" придумал Гизер Батлер: "Я написал текст и дал Оззи, он прочитал и спел." Антисоциальный настрой текста ничуть не помешал популярности песни. На самом деле, честные строки, типа "Я скажу тебе: наслаждайся жизнью / Жаль я уже не могу - слишком поздно" обращались к разочарованной молодежи начала 1970-х. Это было время разочарования тщетными "революциями" 1960-х и бессильными попытками изменить мир хипповскими лозунгами.
Необычно искаженное гитарное соло было записано напрямую в пульт, а затем - в процессе сведения - пропущено, по словам Айомми, "через какой-то звуковой модулятор" - одну из многочисленных коробочек с эффектами, которые в огромном множестве коллекционировал в то время Бэйн.
Оззи немного удивился, когда песня, сочиненная ими так легко и быстро, дала название всему альбому: "Я помню, вернулся домой с пленками и говорю тогдашней своей жене: "Мы, кажется, записали сингл." Она говорит: "Вы же не пишете синглы." Я говорю: "Ну да, не пишем. Но эта вещь забила мне все мозги в поезде, пока я возвращался домой."
У Билла Уарда была примерно похожая реакция: "Я думал "Paranoid" в сравнении с другими песнями, типа "Hand of Doom" была, если честно, довольно легковесной. Я думал: "Это какая-то немного даже попсовая вещь." Я даже не уделял ей особого внимания. Но записывающая компания, получив готовые пленки, сразу почуяла в "Параноике" потенциальную хитовость." "Я думаю, она была единственной подходящей для сингла," - смеется Айомми, "потому что все остальные были слишком длинные!"
"На самом деле, альбом Paranoid должен был называться War Pigs," - вспоминает Оззи. "А потом, в последний момент мы написали "Paranoid". Это видно даже по обложке альбома. Там изображен парень в розовом трико с щитом и мечом, который представлял из себя War Pig (Боевую Свинью). Розовую свинью. Они напечатали обложку, а название сменили на "Параноика" в последнюю минуту."
"Мы подыскивали что-нибудь для сингла," - вспоминает Джо Смит, который подписал Black Sabbath в Америке на Warner Bros. Records, "а у них тяжело с этим делом. Радиостанции по-прежнему противились в то время проигрывать любые синглы таких групп в своих хит-парадах Top40. Если кто прорвал эту блокаду, так это "Параноик". К тому же, это было крутое название для сингла в то время."
Сингл Paranoid, выпущенный в конце лета 1970-го быстро добрался до 4-го места в британских чартах. Сам альбом Paranoid вышел в свет 18 сентября 1970, в день, когда умер Джими Хендрикс. Альбом поднялся на 1-ое место в Соединенном Королевстве и на 12-ое в США, вознеся Black Sabbath на звездный уровень хэдлайнеров и принеся им мировую славу.
Хотя сингл достиг в Штатах только 61-го места, Black Sabbath были на собом отличии у Warner Bros. Как объяснил Джо Смит: "Что поражало нас, так это их продажи. Black Sabbath были самым продаваемым нашим товаром. У любого товара наступает момент, когда он перестает продаваться. С Black Sabbath этому не было видно конца и края. Это никогда не прекращалось. Самый пик конечно сошел, но у нас все равно уходило от 5 до 10 тысяч пластинок в неделю. Они получили шесть платиновых альбомов."
Спустя десятилетия, песня "Paranoid" остается в плэй-листах всех инкарнаций Black Sabbath и сольной карьеры Оззи Осборна. Она была записана и перезаписана много раз на различных концертных альбомах, а также в бесчисленных саундтреках и даже в рекламе пива. Рок-музыканты всех возрастов, черпая вдохновление у основоположников металла, в первую очередь делают кавер этой песни, обеспечивая себе беспроигрышный доступ в радиоэфир.
Музыкальный критик Стив Хьюи из AllMusic считает Paranoid "одним из лучших и наиболее влиятельных альбомов хэви-металла за все времена", который "определил звучание и стиль "тяжелого металла" как никакой другой альбом в истории рок-музыки". Журнал Rolling Stone в 2003 году поместил Paranoid на 130-е место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitar World оценил альбом повыше, поставив его на 6-е место среди 100 лучших гитарных альбомов всех времен.
Оригинальное британское издание вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого впервые на публике появились фотографии (черно-белые) участников Black Sabbath.
В 2009 году компания Sanctuary Records, купившая права на записи Black Sabbath, выпустила Расширенное специздание на двух пластинках. На первой - оригинальный альбом 1970 года. На второй - первоначальные записи из студии Regent Sound, сделанные 16 и 17 июня 1970. Здесь представлены все те же песни, но в своих ранних или незаконченных вариантах: "War Pigs", "Iron Man", "Electric Funeral", "Hand of Doom", "Fairies Wear Boots" - исключительно в инструментальном виде, "Paranoid", "Planet Caravan" - с другими текстами, а "Rat Salad" - альтернативный микс. Конверт полностью повторяет первое британское издание Vertigo, а ярлыки пластинок - большое "сверло" (swirl) первого издания. Кроме того, на внутренних вкладышах - очень интересная статья про ранний Black Sabbath и альбом Paranoid, а также дополнительные фотографии, взятые из программы турне Paranoid 1971 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий