четверг, 1 августа 2013 г.

Tangerine Dream - Alpha Centauri / Atem

Alpa Centauri (Альфа Центавра) - второй альбом немецкой группы электронной музыки Tangerine Dream, выпущенный в марте 1971 года небольшим немецким лейблом Ohr. На официальном сайте Tangerine Dream Alpha Centauri назван "первым в истории электронно-космическим альбомом ".

В музыкальном плане, Alpha Centauri сильно отличается от первого альбома Electronic Meditation (1970) - стало больше клавишей и всякой электроники. Хотя они чаще остаются на заднем плане - все-таки доминирующие инструменты в альбоме это орган и флейта. Главный композитор Tangerine Dream Эдгар Фрёзе назвал этот инструментальный сдвиг "Kosmische musik" - "космической музыкой".

Alpha Centauri примечателен появлением в группе Криса Франке, который стал одной из ключевых фигур в дальнейшие 15 лет существования группы. Взятый поначалу как барабанщик, Франке сыграл большую роль в становлении звука Tangerine Dream, благодаря его широкому применению синтезаторов, а также игре на флейте, цитре, перкуссии и прочих синхрофазотронах.

Эдгар Фрёзе познакомился с Франке случайно, когда какой-то друг позвал его помочь спродюссировать для одного немецкого исполнителя немецкую версию песни Саймона и Гарфинкела "Боксер". Фрёзе в то время занимался такой подработкой на "хлеб с маслом", а заодно присматривал в студиях хорошего ударника, с тех пор как Клаус Шульце покинул его, начав собственную успешную электронно-музыкальную карьеру. На этой сессии Фрёзе и встретил Криса, которому в свои 17 лет показывал довольно незаурядную и разнообразную игру. Эдгар пригласил его поначалу для отдельных студийных записей, но потом предложил стать постоянным членом Tangerine Dream.

Вместо Конрада Шнитцлера пришел органист Стив Шройдер. Они экспериментировали в новом составе около месяца, пытаясь найти оригинальное звучание на основе органа. В те дни и зародился их "космический" звук.

Альфа - это единственная звезда в созвездии Кентавра, по мнению ученых, самая близкая к планете Земля - всего каких-то 4,3 световых года - рукой подать! В начале 1970-х, после высадки советского Лунохода и американских астронавтов на Луне, тема освоения человечеством космоса живо будоражила общество. Казалось, еще пара десятилетий и можно будет ездить на Луну туристами, а на Марсе будут яблони цвести. Тут, конечно, подлили масла в огонь и писатели-фантасты с многочисленными книгами, и кинорежисеры, поспешившие облечь их произведения в кинематографические образы. Вот почему идиотское бульканье синтезаторов и прочие несуразные трески, писки, грохотания, извлекаемые из каких-то немыслимых инструментов, очаровывали души землян и жанр "космический рок" нешуточно процветал в начале 1970-х.

Помимо троих постоянных членов Tangerine Dream, свой вклад в альбом внесли также Удо Деннебург - на флейте и Роланд Паулик (их гастрольный менеджер в то время) - на синтезаторе. Но у них был статус только приглашенных музыкантов.

Музыка "Альфа Кентавра" родилась от глубокого прослушивания различных произведений венгерского авангардного композитора Дьорди Лигети, прославившегося своей музыкой к эпохальному "космическому" фильму Стэнли Кубрика "2001: Космическая одиссея". (Причем, Кубрик использовал его музыку без разрешения, что вызвало впоследствии долгие судебные тяжбы.) Немудрено, что получившаяся в результате, музыка Tangerine Dream также стала именоваться "космической". С той поры выпускающая их фирма записи Ohr стала лепить термин "космическая музыка" к месту и не к месту, ко всем, записывавшимся у них  группам. Полагают, некоторых это так "доставало", что послужило одной из причин, почему многие экспериментальные группы покинули лейбл Ohr и вообще уехали из Германии.

Alpa Centauri - первый альбом, представивший группу за пределами Германии - в Америке, Франции и Японии. В опросе читателей журнала Sounds за 1971-1972 гг. Alpa Centauri был назван "самой долгоиграющей пластинкой года".

В 1971 году Стив Шройдер покинул группу по каким-то личным причинам, и его сменил берлинец Питер Бауманн, который начинал свою музыкальную деятельность в 1968 году органистом в любительской группе Burning Touch. В итоге, сложился более-менее стабильный состав Tangerine Dream, просуществовавший ни много, ни мало - шесть лет. Позже Эдгар высказывал мнение, что в тот период группа создала, возможно, самые сильные свои проекты. В то время Эдгар тесно сотрудничал больше с Питером, нежели с Кристофом.

В 1971 году джазовый пианист Фридрих Гульда пригласил Tangerine Dream и Pink Floyd на Фестиваль Мировой Музыки в Оззиах, Австрия. Tangerine Dream представили там цельную программу "космической" музыки под названием "Oscillator Planet Concert", но всех затмили, конечно же, Pink Floyd, устроив поздно вечером грандиозное представление.

Эдгар был убежден, что группе не удастся сделать чего-то выдающегося, пока они применяют обычные инструменты. Однажды он собрал музыкантов и предложил им распродать все свое оборудование и традиционные инструменты, дабы избавиться от искушения применять их в дальнейшем. После такой радикальной меры, группа пережила шок, оставшись на первых порах с небольшими приборчиками, типа генераторов синусоидных колебаний и принялась изобретать свой собственный звук. Они, как ученые в лаборатории, кропели над разными звукосочетаниями, пытаясь создать новые вибрации. Полученные, в итоге, звуки были более внятны, чем скрипка и глубже, чем бас. Но вовсе не ставилось задачи, чтобы это ласкало слух.

Никто до этого не пытался создавать музыку с помощью таких устройств. Эта музыка не сочинялась, но импровизировалась в процессе экспериментирования. Однако никакого будущего с такой музыкой не предвиделось. Музыканты называли себя "самой хорошо оплачиваемой репетирующей группой в мире". На концертах было то же самое - зрители наблюдали, как перед ними на сцене просто репетируют и экспериментируют.

Если на первых двух альбомах Tangerine Dream применяли обычные инструменты, смешивая их с электронными эффектами, то начиная с третьего альбома (двойного) Zeit (1972) все у них строилось на синтезаторе, чтобы купить который им пришлось продать большую часть своих инструментов.

Вслед за альбомом Alpa Centauri в тот год вышел сингл "Ultima Thule", который в наше время представляет чрезвычайную коллекционную редкость.

ATEM

Atem - четвертый альбом Tangerine Dream, выпущенный в марте 1973 года немецким лейблом Ohr. Музыка альбома варьируется от медленных медитативных композиций до более агрессивной перкуссии, вокальных экспериментов и динамичных оркестровок на Меллотроне.

Экспериментаторство в альбоме Atem привело группу к технике квадрофонической записи, дабы охватить как можно больше звуков различных инструментов. Немецкая пресса обошла вниманием этот альбом, зато гораздо более теплый прием и популярность группа обрела в Британии. Во многом конечно, это была заслуга легендарного радиодиджея по имени Джон Пил. Он ставил Tangerine Dream в эфир при первой возможности, нахваливая при этом, а в конце 1973-го объявил Atem "альбомом года" в списке Би-Би-Си. Благодаря его стараниям и рекламе, у группы появилось немало поклонников в Великобритании, и пластинку стали часто заказывать по почте.

В то время существовала в Соединенном Королевстве такая практика - продавать и покупать пластинки по почтовым заказам. И был такой предприимчивый англичанин по имени Ричард Брэнсон, который уже в 16 лет разбогател, издавая собственный журнал Student. В 1970 году он смекнул немалый спрос в заказах пластинок по почте и открыл бизнес на этой почве. В 1972 году Брэнсон уже имел сеть магазинов винила под названием Virgin Records, а вскоре создал и собственный лейбл - то есть фирму по записи и изданию пластинок - Virgin Records.

Откуда Брэнсон узнал про Tangerine Dream - доподлинно неизвестно, но случаев тому представлялось немало. Возможно, его удивило количество заказов по почте на какую-то безвестную немецкую группу. А возможно, он не раз слышал по радио хвалебные панегирики, отпускаемые в адрес группы Джоном Пилом. Но так или иначе, они познакомились - Брэнсон и Tangerine Dream, и в декабре 1973 года подписали контракт на Virgin Records.
Atem - последний альбом раннего периода, который назвали "Розовые годы" (Pink Years) по розовому ярлыку лейбла экспериментальной музыки Ohr, на котором Tangerine Dream выпускались в то время. С переходом на Virgin Records, группа обрела более структурированный и более коммерчески приемлемый звук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий