вторник, 4 июня 2013 г.

В марте исполнилось 60 лет с момента выхода в свет первой семидюймовой пластинки-сингла.



Сингл
Жизнь винилового сингла оказалась недолгой, но очень яркой
Новинка послевоенной поры прожила недолгую жизнь - нынешнее молодое поколение, скорее всего, даже и не поймет о чем идет речь. Но синглы, или, как их любовно называли в СССР, "сорокапятки", - неотъемлемая часть истории популярной музыки.

Первым семидюймовым диском-синглом стала песня Texarcana Baby американского кантри-певца Эдди Арнольда. В России он практически неизвестен, но в Америке - один из самых популярных исполнителей своего жанра. У него был тот же менеджер - полковник Том Паркер, что и у великого Элвиса Пресли.

За долгую карьеру - а умер Эдди Арнольд только в прошлом году в возрасте 90 лет - у него накопилось 28 синглов, которые доходили до первого номера в американских кантри-хит-парадах. Один из этих синглов - та самая историческая Texarcana Baby.
До семидюймовых синглов главным коммерческим носителем музыки были десяти- (реже двенадцати-) дюймовые шеллаковые диски, запись на которых воспроизводилась со скоростью 78 оборотов в минуту.

Бублик на 45 оборотов
 
Это позволяло на десятидюймовой пластинке записать примерно три минуты музыки. Такое чисто техническое ограничение настолько прочно въелось в сознание фирм грамзаписи и самих артистов, что и по сей день трехминутный формат прочно доминирует на поп-музыкальном рынке.


Битлз
"Битлз" помогли кардинально изменить подход к записи синглов
Те же три минуты играл и меньший по размеру сингл. Только крутился он уже со скоростью 45 оборотов в минуту - отсюда и название "сорокапятка". В маленьком виниловом кругляшке посередине было отверстие куда больше обычного - внешне сингл напоминал бублик.

Три минуты оставались почти незыблемой нормой вплоть до второй половины 1960-х, когда с одной стороны развитие техники (появление так называемых микродорожек), с другой стороны растущая независимость ведущих музыкантов от давления фирм - привели к поистине революционному прорыву.
Вышедшая в 1968 году на сингле битловская Hey Jude длилась целых невероятных до того времени семь минут! А еще четыре года спустя американский певец Дон Маклин выпустил свой эпохальный American Pie, который длился целые восемь с половиной минут.

Синглы-сорокапятки появились практически одновременно с появлением долгоиграющих пластинок на 33 оборота в минуту. Первые назывались SP (Single Play, вторые LP (Long Play). Первые долгое время служили исключительно как локомотив для продажи вторых.

Революция и Revolution
 
Из альбома (LP) выбиралась наиболее ударная песня и выпускалась в виде сингла. Сингл стоил дешевле, выбранная песня вовсю игралась на радио и тянула за собой продажу более дорогого альбома.


Проигрыватель виниловых дисков
Сейчас винил остается уделом меломанов и аудиофилов
Те же "Битлз" сломали и эту практику. Чуть ли не с самого начала, с 1963 года, их синглы нередко были самостоятельной категорией. Многие самые известные песни: She Loves You, Lady Madonna, Day Tripper, We Can Work It Out или та же Hey Jude никогда в основные альбомы не входили.

А если и входили, то сингловая версия иногда немного (Let It Be, Get Back), а иногда радикально (Revolution) отличалась от альбомной.

На сингле есть сторона А и сторона В. В хит-парад, и в историю сингл входит исключительно по названию песни на стороне А.
Хотя немало случаев, когда и на стороне В оказывался шедевр - уже упоминавшиеся Hey Jude и Revolution вышли на одном сингле, как стороны А и В соответственно.

В Америке позиция в хит-параде определялась по числу появлений песни на радио, и в какой-то момент на первом месте находилась Hey Jude, а на втором - Revolution.
Хотя уже и раньше были случаи синглов, обе стороны на которых считались сторонами А. Такой у Beatles была "сорокапятка" Day Tripper/We Can Work It Out.

Были, впрочем, исполнители, которые принципиально не выпускали синглов. Led Zeppelin, например, с презрением относились к "сорокапяткам", как к сугубо коммерческому формату, и первый сингл - пересведенная версия Whole Lotta Love - вышел в Британии лишь много позже распада группы - в 1997 году.

Прощай, винил!
 
1960-70-е годы были пиком развития сингла как формата. Причем одно время наряду с семидюймовыми появились и двенадцатидюймовые "сорокапятки", на которых можно было поместить куда более длинную, пересведенную и предназначенную уже специально для воцарившихся тогда дискотек версию песни.



Появление компакт-дисков перевело виниловые диски из продукта массового спроса в категорию сугубо профессиональную - для ди-джеев, или же элитарную - для аудиофилов, до сих пор преданных старому формату. Впрочем, и там синглы не в почете - аудиофил слушает очень качественные долгоиграющие пластинки.
Короткая, по сравнению с альбомом, жизнь сингла сделала его гораздо большей редкостью. У коллекционеров - тех, кто собирает не музыку, а редкости, - цена некоторых уникальных небольшого тиража оригинальных изданий достигает десятков тысяч долларов.
Огромной и очень представительной коллекцией синглов - ни много ни мало 40 тыс. штук - обладал самый знаменитый британский ди-джей Джон Пил.

Свой сингл-формат есть и у компакт-дисков. Но наступившая эра скачивания музыки из интернета и всеобщей электронизации средств записи и хранения музыки практически полностью вытесняют прежние привычные физические носители.

Те, что остаются, - удел очень специфических групп потребителей. Взобравшаяся несколько лет назад на вершины хит-парадов песенка о Барби - свидетельство того, что синглы теперь покупают лишь школьницы-подростки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий