пятница, 9 августа 2013 г.

The Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland

 Electric Ladyland - "Страна электрической дамы" - третий и последний альбом группы The Jimi Hendrix Experience, выпущенный в 1968 году фирмой Reprise Records в США, Track Records - в Соединенном Королевстве, Barclay Records - во Франции, Polydor - в других странах Европы, в Японии и др. Electric Ladyland, написанный и спродюссированный, главным образом, самим Джими Хендриксом, демонстрирует пик его мастерства игры на электрогитаре. Это не только последний из его альбомов, сделанных вместе с группой The Jimi Hendrix Experience, но и последний из студийных альбомов Хендрикса, спродюссированный непосредственно при его участии. Electric Ladyland - самый популярный альбом Хендрикса, и турне в поддержку альбома было самыми популярными гастролями музыканта. После Electric Ladyland, Хендрикс провел оставшиеся два года своей жизни в попытках организовать новую группу и записал множество песен, из которых составлялись его уже посмертные альбомы.

Двойной альбом Electric Ladyland вместил в себя многогранный талант Хендрикса в самых различных жанрах и стилях музыки: психоделия "Burning of the Midnight Lamp", продолжительный блюзовый джем  "Voodoo Chile", рок-н-ролл по ново-орлеански "Come On", эпическая студийная работа "1983... (A Merman I Should Turn to Be)", социальный комментарий "House Burning Down". Этот же альбом содержит одни из самых знаменитых вещей Хендрикса - "Voodoo Child (Slight Return)" и сильный кавер песни Дилана "All Along the Watchtower". Самому Бобу Дилану очень нравилась эта версия Джими, где он сыграл слайд-гитару с помощью зажигалки.

В списках самых лучших альбомов всех времен Electric Ladyland занимает 38 место в журнале Q (2005), №54 в Rolling Stone (2003), №72 в телеканале VH1 (2003).

ИСТОРИЯ

В январе 1968-го The Jimi Hendrix Experience приехали на гастроли в Швецию. После первого концерта Хендрикс выпил, и по его уверениям ему что-то подмешали в алкоголь. В результате, он пришел в невменяемое состояние и в ярости крушил свой гостиничный номер так, что повредил себе руку и в конце концов, был арестован полицией. 6 января на гастролях в Дании у Джими украли его знаменитую шляпу. Остальные концерты прошли без скандалов, только Хендриксу пришлось провести какое-то время в Швеции, в ожидании решения суда. В конце концов, ему назначили большой штраф.

Вернувшись в Англию, The Jimi Hendrix Experience начала было записывать новый альбом в лондонской студии Olympic, но прервала сессии из-за очередных концертов. Сначала - в парижском зале Olympia, а затем группа улетела в свое первое турне по США и вернулась к записи альбома только три месяца спустя, уже в Нью-Йорке. Известные звукоинженеры Гари Келлгрен и Крис Стоун тогда только открыли новую студию записи Record Plant прямо вблизи всех любимых нью-йоркских клубов Хендрикса. Несмотря на требования Стоуна, чтобы 90% всей записи проходило под контролем его напарника Келлгрена, записи свидетельствуют о том, что большая часть работы была сделана с любимым инженером Хендрикса Эдди Крамером. Келлгрен работал только над двумя песнями альбома, а также помогал Крамеру при окончательном сведении альбома.

Во время записи Electric Ladyland Хендрикс крепко поссорился со своим менеджером и продюссером Чесом Чэндлером и с басистом Ноэлем Реддингом. Причин было несколько. Во-первых, Хендрикс, уставший от изматывающих гастролей и тяжелого процесса записи, стал совмещать полезное с приятным, приглашая в студию друзей и знакомых. Процесс записи растягивался бесконечно, поскольку Джими мог отвлекаться с друзьями в любое время, принимая наркотики, алкоголь и т.п. В то же время, Джими начал бесконечно экспериментировать с различными комбинациями музыкантов, инструментов и различными электронными эффектами. К записи альбома привлекались, например, Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из группы Traffic, барабанщик Бадди Майлз и бывший клавишник Боба Дилана Эл Купер. Помимо участвовавших в записи музыкантов, в студии всегда торчали какие-нибудь тусовщики - друзья и подруги Хендрикса. Чэндлер начал выказывать раздражение от всех этих тусовок и зависания в студии сутками. Хендрикс нередко приступал к записи среди ночи, при скоплении в студии множества тусовщиков. Это ускорило уход Чэндлера от дел, он вскоре передал весь контроль за пультом самому Хендриксу.

Во-вторых, Хендрикс достал Чэндлера своей неуемной страстью к бесконечному совершенствованию. Как истинный художник, Хендрикс оставался вечно неудовлетворен своей работой и делал по много дублей каждой песни. Особенно прославилась "Gypsy Eyes", которую, говорят, записывали более 50 раз. Профессиональное и музыкальное мышление Чэндлера было ориентировано слишком коммерчески. Студийное время для него было свято. Его приучили, что песни надо записывать в считанные часы, и как каждая шашка стремится в "дамки", так каждая песня должна была, по его мнению, быть нацелена на выпуск на сорокопятке.

Первые два альбома The Jimi Hendrix Experience явно свидетельствуют о влиянии Чэндлера: обе пластинки записывались в кратчайшие сроки, большинство песен имеют типичную структуру поп-песен и большая их часть длится менее 4 минут - такая длительность как раз вписывается в коммерческий радиоформат. В Electric Ladyland Хендрикс начал настойчиво отступать от подобной концепции, что возмутило всё естество Чэндлера и побудило его, в конце концов, выйти из игры. В мае 1968 он продал свою долю в менеджерской компании своему компаньону Майклу Джеффери.

Стремление Хендрикса к совершенству выводило из себя и басиста Реддинга. Он часто выбегал из студии в раздражении, не в силах терпеть бесчисленное количество дублей. А когда возвращался, обнаруживал, что Хендрикс, в его отсутствие, записал басовую партию сам. Во многих вещах так и осталась басовая партия в исполнении Хендрикса, а в "1983" даже соло на басу. Хендрикс часто писал бас сам, чтобы ускорить процесс. Зато Реддинг отвел душу, записав в альбоме собственную песню - "Little Miss Strange", исполнив главный вокал при поддержке барабанщика Митчелла и аккомпанируя себе на акустической гитаре.
Освободившись от опеки Чэндлера, Хендрикс дал простор собственным творческим идеям. Песни в Electric Ladyland отошли от поп-стандарта, имеют более сложную и непредсказуемую структуру, а иногда даже лишены какой-либо узнаваемой мелодии. В темах и музыке альбома Хендрикс ушел далеко от того, что писал раньше. Он записал сам все бэкинг-вокалы в заглавной песне "Have You Ever Been (To Electric Ladyland)", а также в "Long Hot Summer Night", и говорят, был очень доволен результатом. Запись альбома вышла далеко за рамки трио The Jimi Hendrix Experience. В записи участвовали Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из Traffic, Бадди Майлз - барабанщик следующей группы Хендрикса Band of Gypsys, басист Jefferson Airplane Джек Кэседи и бывший органист Дилана Эл Купер.

ОБЛОЖКА

Electric Ladyland вышел сначала в США в сентябре 1968 и возглавил американские чарты, став первым для Хендрикса альбомом №1. Хендрикс четко описал компании Reprise, какой он хотел видеть обложку: с цветной фотографией, сделанным Линдой Истман (будущей женой Пола Маккартни), где музыканты The Jimi Hendrix Experience сидят с детьми на статуе Алисы в Стране Чудес в Центральном Парке Нью-Йорка. Это фото в уменьшенном виде и черно-белом варианте можно увидеть с левого края на внутреннем развороте американского конверта. Однако компания-издатель почему-то проигнорировала желание автора и выбрала на обложку фотографию Хендрикса, сделанную Карлом Феррисом.

Еще более вольно обошлась с Хендриксом Track Records, выпустившая альбом в Соединенном Королевстве, которая поместила на обложке 19 голых женщин, сидящих  на темном фоне с конвертами пластинок Хендрикса в руках. В фильме The Boat That Rocked (Рок-волна) есть эпизод - явная аллюзия на эту обложку (когда радиодиджей Марк сидит в трюме с толпой голых женщин). Любопытно, что произошел казус даже с названием альбома. Какой-то студийный техник перепутал слова, подписал альбом Electric Landlady, и он едва не пошел в печать под этим именем, если б ошибку не заметил вовремя сам Хендрикс, что окончательно вывело его из себя. Это название, кстати - Electric Landlady (Электрическая домовладелица) - позже использовала для своего альбома певица Кирсти Макколл.

По традиции двойных альбомов, 1-ая сторона Electric Ladyland совмещена на одной пластинке с четвертой, а вторая - с третьей. Это называлось "автоспаривание" и было расчитано на последовательное проигрывание пластинок в автоматических виниловых чейнджерах. Позже издатели альбома на CD ошибочно записывали после первой стороны четвертую и так далее.

Electric Ladyland имел большой успех по выходу в свет как у публики, так и у критиков. Он две недели возглавлял хит-парад альбомов США в ноябре 1968. В Британии его популярность была поскромнее - №6 в чартах. С годами англичане научились ценить Electric Ladyland выше, и сейчас он стоит № 10 в 100 лучших рок-альбомов всех времён по версии журнала Classic Rock. В журнале Times альбому отвели 37-ое место в такой же сотне. По опросу читателей журнала Q в 2005 году Electric Ladyland - альбом №38 среди лучших альбомов всех времён. Ну и конечно же, все три прижизненных альбома Джими Хендрикса, в том числе Electric Ladyland, попали в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
На виниле естественно все гоняются за английской обложкой, полной голых и совсем не электрических дам. Джими переворачивается в гробу, эта обложка ему с самого начала не нравилась, он говорил, что эта порнография не имеет никакого отношения к его песням... Дороже всего стоит первое издание на Track Record (613008/9) 1968 года - от 15000 руб. и выше. Английское переиздание 1973 года на Polydor Records стоит поменьше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий