"Опытный ли ты" - дебютный альбом англо-американской рок-группы The Jimi Hendrix Experience, выпущенный 12 мая 1967 года в Соединенном Королевстве компанией Track Records и в августе 1967-го - в Соединенных Штатах компанией Reprise Records. Are You Experienced - один из удачнейших дебютных альбомов в истории рока. Он сделал Джими Хендрикса новой международной звездой. Журнал Guitarist поставил альбом на 1-ое место в своем списке "самых влиятельных гитарных альбомов всех времен". Музыкальный телеканал VH1 поместил его на 5-ое место в списке лучших альбомов всех времен в 2001 году. Журнал Rolling Stone - на 15-ое место в списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Creem - на 6-ое место в десятке лучших металических альбомов 1960-х. New Musical Express - на 29-ое место в списке лучших альбомов всех времен. В 2005 г. Are You Experienced был занесен в официальный регистр национальных записей при библиотеке Конгресса США.
ИСТОРИЯ
На самом деле, Хендрикс прошел долгий и трудный путь к этому успешному дебюту. Он вырос в бедности и запущенности, застенчивым и очень чувствительным мальчиком. Получив в подарок первую свою гитару (аккустическую) в 15 лет, он стал упорно практиковаться в игре, глядя как играют другие, слушая пластинки и советы более опытных игроков. Когда Джими было 17, отец подарил ему первую в его жизни электрогитару. Это была белая Supro Ozark. Со слов тогдашних его друзей по музыке в г. Сиэттле, где Хендрикс жил в детстве, всем своим акробатическим трюкам, включая игру на гитаре зубами и держа гитару за спиной, Джими научился у своего приятеля музыканта Рэйли Снайпса, гитариста местной группы The Sharps. Хендрикс копировал фирменную "утиную походку" Чака Берри, но особенно обожал Элвиса Пресли, который выступл в Сиэттле в 1957 году. Джими полюбил блюз, слушая Мадди Уотерса и Би Би Кинга, пластинки которых были у его отца.
К 19 годам Хендрикс имел проблемы с законом, имея привычку кататься в угнанных машинах, за что был дважды пойман. Перед ним встал выбор: отсидеть два года в тюрьме или уйти служить в армию. Он предпочел армию и был зачислен в 101-ую воздушно-десантную дивизию США, дислоцировавшуюся в штате Кентукки. Солдат из него был никакой: он спал на посту, был нерадив к любым поручениям, постоянно требовал надзора и не выказывал никаких отличий в стрельбе. Так что через год службы, командование стало ходатайствовать о его отзыве из армии, против чего Хендрикс, естественно, не возражал.
После армии начался долгий и извилистый путь Хендрикса к славе. Ему пришлось много помыкаться в разных штатах, на Юге, на Севере и в Нью-Йорке. Он играл с The Isley Brothers, потом с Литтл Ричардом. От последнего Джими перенял манеру одеваться в яркие пестрые одежды и носить усы. Позже, в 1966-м Хендрикс говорил: "Я хочу делать со своей гитарой все, что делает со своим голосом Литтл Ричард." Хендрикс уже умел в то время проделывать все свои трюки с гитарой, играя в любом положении, в том числе зубами и ногами. На концертах он увлекался продолжительными соло, что отвлекало внимание публики от основного кумира, почему Литтл Ричард вскоре уволил Хендрикса. Поиграв еще с несколькими исполнителями, а также записываясь как сессионный музыкант, Джими организовал свою первую собственную группу под названием Jimmy James and The Blue Flames, игравшую по клубам Нью-Йорка.
В начале 1966-го в одном из этих клубов Джими подружился с Линдой Кейт, которая была в то время подругой гитариста Rolling Stones Кейта Ричардса. Линда порекомендовала Хендрикса менеджеру Rolling Stones Эндрю Олдхэму и продюссеру Сеймуру Стейну, но им обоим музыка Хендрикса не пришлась по душе. Тогда Линда познакомила Хендрикса с Чесом Чэндлером, и очень вовремя. Чэндлер в тот момент завершал свою карьеру басиста в знаменитой группе The Animals и горел желанием стать менеджером и продюссером какого-нибудь таланта. Так они встретились друг с другом в нужном месте в нужный час.
Чэндлер привез Хендрикса в Англию, подписал с ним контракт на менеджерство и продюссирование и помог сформировать ему новую команду под названием The Jimi Hendrix Experience, куда вошел гитарист Ноэль Реддинг в качестве басиста и барабанщик Митч Митчелл, оба - англичане. Чэндлер сразу познакомил Хендрикса со звездами британского рока - Питом Таунсендом из The Who, Эриком Клэптоном, игравшим в то время в Cream. По просьбе Чэндлера, Cream давали возможность Хендриксу присоединяться к ним на сцене в джем-сейшне, а Клэптон с Хендриксом были хорошими друзьями до самой смерти Джими.
Чэндлер подписал The Jimi Hendrix Experience на новообразованный лейбл Track Records, который только-только основали тогда менеджеры группы The Who Кит Ламберт и Крис Стэмп. Новоиспеченная группа Хендрикса выпустила один за другим три сингла, спродюссированные Чэндлером и все три попали в горячую десятку Великобритании. Правда, первый сингл - Hey Joe/Stone Free - пришлось выпустить на Polydor Records (декабрь 1966), поскольку Track Records еще не начал функционировать в то время. Однако следующие два сингла вышли уже на Track - Purple Haze/51st Anniversary - это был вообще первый релиз нового лейбла, сорокопятка имела особый белый лейбл - и The Wind Cries Mary/Highway Chile (май 1967).
В это же время были записаны и остальные песни, вошедшие в дебютный альбом. По британской традиции, песни, выпущенные на синглах в альбом не включались, поэтому Are You Experienced вышел в мае без вышеуказанных песен. Альбом вскоре же произвел сенсацию по всей Европе, занял второе место в британских чартах, и наверняка был бы первым, если б в то время не вышел битловский классический альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, надолго занявший вершину хит-парада.
В Европе Are You Experienced был выпущен тремя разными компаниями. Во-первых, Track Records, которые создали оригинальную обложку с фотографией, выполненной Брюсом Флемингом. Во-вторых, независимым лейблом Barclay Records во Франции с абсолютно другой обложкой, где поместили фотографию Хендрикса, выступавшего недавно в одной телепередаче на французском телевидении, в окружении психоделически раскрашенной графики. Barclay, кроме того поставила вопросительный знак в названии Are You Experienced? В третьих, Polydor Records - в Германии, Италии и Испании, причем Polydor оставил оригинальную английскую обложку, только в Германии имя Jimi Hendrix обвели лимонно-зеленым текстом, в Италии - красным, а в Испании - желтым. Эти издания были псевдо-стерео, поскольку были сделаны из мономикса.
Были еще некоторые артефакты в изданиях на других континентах. Например, в ЮАР Polydor убрала с обложки все фотографии, чтобы на обложке - в стране белого апартеида - не мозолил глаза негр. Возможно, иначе альбом вообще не вышел бы там. Простой красный конверт с текстом на обратной стороне. В Японии, Австралии и Новой Зеландии Polydor использовал оригинальную обложку Track Records.
После выпуска альбома в Европе и Великобритании Хендрикс и его группа стали постоянными звездами во всех популярных музыкальных передачах, типа Ready Steady Go! и Top of the Pops. На их концертах постоянными фанами были Эрик Клэптон и Джефф Бек, Брайан Джонс из Rolling Stones и все участники The Beatles, The Who. The Jimi Hendrix Experience начали интенсивно гастролировать как по Соединенному Королевству, так и по всей Европе. Апофеозом выступлений Хендрикса стал концерт 31 марта 1967 года, в конце которого он устроил короткое замыкание и ритуально сжег свою гитару перед публикой. В дальнейшем, большую роль в рекламной кампании его турне сыграли статьи, где руководство одного зала просило Хендрикса воздержаться от подобных акций, угрожая отменой концерта, на что Чэндлер отвечал, что группа не пойдет ни на какие компромиссы. Последний концерт перед отлетом в американское турне, 4 июня 1967 Хендрикс открыл исполнением битловской песни Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band - из только что вышедшего (1 июня 1967) одноименного альбома. В числе звездной публики на том концерте присутствовали Маккартни и Харрисон, которые были в восторге и восхищении от версии Хендрикса.
Несмотря на бешенный успех в Европе, Хендрикса никто не знал в Америке. Первый сингл его там провалился, и выпускать альбом никто не решался. Большую услугу ему оказал Пол Маккартни, который порекомендовал пригласить Хендрикса организаторам поп-фестиваля в Монтерее в июне 1967. Тем самым Хендрикс получил возможность предстать во всей красе, как гитарист и яркий шоумен, не только перед многотысячной аудиторией фестиваля, но и перед множеством журналистов, освещавших событие. Кроме того, фестиваль был снят на кинопленку, из чего Д.А. Пеннебейкер создал документальный фильм, обошедший кинотеатры США в 1969 году и обесмертивший выступление Хендрикса с легендарным поджогом и разбиванием гитары в финале. После Монтерея Хендрикс дал еще несколько успешных концертов на Западном побережье, после чего компания Reprise Records решилась, наконец, выпустить альбом Are You Experienced в США и Канаде.
Американское издание претерпело ряд сильных изменений. Из альбома убрали песни "Red House", "Can You See Me" и "Remember". Вместо них включили три песни, выходившие на синглах в Европе, но незнакомые американской публике - "Hey Joe", "Purple Haze" и "The Wind Cries Mary". Порядок песен выбирал сам Хендрикс, только "Red House" исключили из альбома против его воли, аргументируя дескать, "в США и Латинской Америке не любят блюз". Обложку также изменили, избрав более "кислотный" психоделический дизайн, в центре которого фотография музыкантов группы, которую снял объективом "рыбий глаз" фотограф-новатор Карл Феррис. Вышедший в августе 1967 года как в стерео, так и в моно версиях, альбом быстро вошел в чарты и держался там целый год, вплоть до выхода следующего альбома Хендрикса.
ИСТОРИЯ
На самом деле, Хендрикс прошел долгий и трудный путь к этому успешному дебюту. Он вырос в бедности и запущенности, застенчивым и очень чувствительным мальчиком. Получив в подарок первую свою гитару (аккустическую) в 15 лет, он стал упорно практиковаться в игре, глядя как играют другие, слушая пластинки и советы более опытных игроков. Когда Джими было 17, отец подарил ему первую в его жизни электрогитару. Это была белая Supro Ozark. Со слов тогдашних его друзей по музыке в г. Сиэттле, где Хендрикс жил в детстве, всем своим акробатическим трюкам, включая игру на гитаре зубами и держа гитару за спиной, Джими научился у своего приятеля музыканта Рэйли Снайпса, гитариста местной группы The Sharps. Хендрикс копировал фирменную "утиную походку" Чака Берри, но особенно обожал Элвиса Пресли, который выступл в Сиэттле в 1957 году. Джими полюбил блюз, слушая Мадди Уотерса и Би Би Кинга, пластинки которых были у его отца.
К 19 годам Хендрикс имел проблемы с законом, имея привычку кататься в угнанных машинах, за что был дважды пойман. Перед ним встал выбор: отсидеть два года в тюрьме или уйти служить в армию. Он предпочел армию и был зачислен в 101-ую воздушно-десантную дивизию США, дислоцировавшуюся в штате Кентукки. Солдат из него был никакой: он спал на посту, был нерадив к любым поручениям, постоянно требовал надзора и не выказывал никаких отличий в стрельбе. Так что через год службы, командование стало ходатайствовать о его отзыве из армии, против чего Хендрикс, естественно, не возражал.
После армии начался долгий и извилистый путь Хендрикса к славе. Ему пришлось много помыкаться в разных штатах, на Юге, на Севере и в Нью-Йорке. Он играл с The Isley Brothers, потом с Литтл Ричардом. От последнего Джими перенял манеру одеваться в яркие пестрые одежды и носить усы. Позже, в 1966-м Хендрикс говорил: "Я хочу делать со своей гитарой все, что делает со своим голосом Литтл Ричард." Хендрикс уже умел в то время проделывать все свои трюки с гитарой, играя в любом положении, в том числе зубами и ногами. На концертах он увлекался продолжительными соло, что отвлекало внимание публики от основного кумира, почему Литтл Ричард вскоре уволил Хендрикса. Поиграв еще с несколькими исполнителями, а также записываясь как сессионный музыкант, Джими организовал свою первую собственную группу под названием Jimmy James and The Blue Flames, игравшую по клубам Нью-Йорка.
В начале 1966-го в одном из этих клубов Джими подружился с Линдой Кейт, которая была в то время подругой гитариста Rolling Stones Кейта Ричардса. Линда порекомендовала Хендрикса менеджеру Rolling Stones Эндрю Олдхэму и продюссеру Сеймуру Стейну, но им обоим музыка Хендрикса не пришлась по душе. Тогда Линда познакомила Хендрикса с Чесом Чэндлером, и очень вовремя. Чэндлер в тот момент завершал свою карьеру басиста в знаменитой группе The Animals и горел желанием стать менеджером и продюссером какого-нибудь таланта. Так они встретились друг с другом в нужном месте в нужный час.
Чэндлер привез Хендрикса в Англию, подписал с ним контракт на менеджерство и продюссирование и помог сформировать ему новую команду под названием The Jimi Hendrix Experience, куда вошел гитарист Ноэль Реддинг в качестве басиста и барабанщик Митч Митчелл, оба - англичане. Чэндлер сразу познакомил Хендрикса со звездами британского рока - Питом Таунсендом из The Who, Эриком Клэптоном, игравшим в то время в Cream. По просьбе Чэндлера, Cream давали возможность Хендриксу присоединяться к ним на сцене в джем-сейшне, а Клэптон с Хендриксом были хорошими друзьями до самой смерти Джими.
Чэндлер подписал The Jimi Hendrix Experience на новообразованный лейбл Track Records, который только-только основали тогда менеджеры группы The Who Кит Ламберт и Крис Стэмп. Новоиспеченная группа Хендрикса выпустила один за другим три сингла, спродюссированные Чэндлером и все три попали в горячую десятку Великобритании. Правда, первый сингл - Hey Joe/Stone Free - пришлось выпустить на Polydor Records (декабрь 1966), поскольку Track Records еще не начал функционировать в то время. Однако следующие два сингла вышли уже на Track - Purple Haze/51st Anniversary - это был вообще первый релиз нового лейбла, сорокопятка имела особый белый лейбл - и The Wind Cries Mary/Highway Chile (май 1967).
В это же время были записаны и остальные песни, вошедшие в дебютный альбом. По британской традиции, песни, выпущенные на синглах в альбом не включались, поэтому Are You Experienced вышел в мае без вышеуказанных песен. Альбом вскоре же произвел сенсацию по всей Европе, занял второе место в британских чартах, и наверняка был бы первым, если б в то время не вышел битловский классический альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, надолго занявший вершину хит-парада.
В Европе Are You Experienced был выпущен тремя разными компаниями. Во-первых, Track Records, которые создали оригинальную обложку с фотографией, выполненной Брюсом Флемингом. Во-вторых, независимым лейблом Barclay Records во Франции с абсолютно другой обложкой, где поместили фотографию Хендрикса, выступавшего недавно в одной телепередаче на французском телевидении, в окружении психоделически раскрашенной графики. Barclay, кроме того поставила вопросительный знак в названии Are You Experienced? В третьих, Polydor Records - в Германии, Италии и Испании, причем Polydor оставил оригинальную английскую обложку, только в Германии имя Jimi Hendrix обвели лимонно-зеленым текстом, в Италии - красным, а в Испании - желтым. Эти издания были псевдо-стерео, поскольку были сделаны из мономикса.
Были еще некоторые артефакты в изданиях на других континентах. Например, в ЮАР Polydor убрала с обложки все фотографии, чтобы на обложке - в стране белого апартеида - не мозолил глаза негр. Возможно, иначе альбом вообще не вышел бы там. Простой красный конверт с текстом на обратной стороне. В Японии, Австралии и Новой Зеландии Polydor использовал оригинальную обложку Track Records.
После выпуска альбома в Европе и Великобритании Хендрикс и его группа стали постоянными звездами во всех популярных музыкальных передачах, типа Ready Steady Go! и Top of the Pops. На их концертах постоянными фанами были Эрик Клэптон и Джефф Бек, Брайан Джонс из Rolling Stones и все участники The Beatles, The Who. The Jimi Hendrix Experience начали интенсивно гастролировать как по Соединенному Королевству, так и по всей Европе. Апофеозом выступлений Хендрикса стал концерт 31 марта 1967 года, в конце которого он устроил короткое замыкание и ритуально сжег свою гитару перед публикой. В дальнейшем, большую роль в рекламной кампании его турне сыграли статьи, где руководство одного зала просило Хендрикса воздержаться от подобных акций, угрожая отменой концерта, на что Чэндлер отвечал, что группа не пойдет ни на какие компромиссы. Последний концерт перед отлетом в американское турне, 4 июня 1967 Хендрикс открыл исполнением битловской песни Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band - из только что вышедшего (1 июня 1967) одноименного альбома. В числе звездной публики на том концерте присутствовали Маккартни и Харрисон, которые были в восторге и восхищении от версии Хендрикса.
Несмотря на бешенный успех в Европе, Хендрикса никто не знал в Америке. Первый сингл его там провалился, и выпускать альбом никто не решался. Большую услугу ему оказал Пол Маккартни, который порекомендовал пригласить Хендрикса организаторам поп-фестиваля в Монтерее в июне 1967. Тем самым Хендрикс получил возможность предстать во всей красе, как гитарист и яркий шоумен, не только перед многотысячной аудиторией фестиваля, но и перед множеством журналистов, освещавших событие. Кроме того, фестиваль был снят на кинопленку, из чего Д.А. Пеннебейкер создал документальный фильм, обошедший кинотеатры США в 1969 году и обесмертивший выступление Хендрикса с легендарным поджогом и разбиванием гитары в финале. После Монтерея Хендрикс дал еще несколько успешных концертов на Западном побережье, после чего компания Reprise Records решилась, наконец, выпустить альбом Are You Experienced в США и Канаде.
Американское издание претерпело ряд сильных изменений. Из альбома убрали песни "Red House", "Can You See Me" и "Remember". Вместо них включили три песни, выходившие на синглах в Европе, но незнакомые американской публике - "Hey Joe", "Purple Haze" и "The Wind Cries Mary". Порядок песен выбирал сам Хендрикс, только "Red House" исключили из альбома против его воли, аргументируя дескать, "в США и Латинской Америке не любят блюз". Обложку также изменили, избрав более "кислотный" психоделический дизайн, в центре которого фотография музыкантов группы, которую снял объективом "рыбий глаз" фотограф-новатор Карл Феррис. Вышедший в августе 1967 года как в стерео, так и в моно версиях, альбом быстро вошел в чарты и держался там целый год, вплоть до выхода следующего альбома Хендрикса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий