Axis: Bold as Love - второй студийный альбом группы The Jimi Hendrix Experience, вышедший в декабре 1967 года на Track Records
в Соединенном Королевстве. Группа была обязана по контракту с Track
Records выпускать по два альбома в год. Однако американский издатель
Хендрикса - Reprise Records - повременил с выпуском нового альбома в Северной Америке, чтобы не помешать успешным продажам первого альбома Are You Experienced (март 1967). Они выпустили Axis: Bold as Love только в январе 1968. В Европе альбом выходил на Polydor Records, хотя во Франции - на Barclay Records. Axis: Bold as Love переводится как "Ось: Смелая как любовь". Чтобы это значило - каждому придется догадываться самому, ибо официальных версий не существует.
БУРНЫЙ 1967-ой ДЖИМИ ХЕНДРИКСА
Выпустив дебютный альбом Are You Experienced, группа Джими Хендрикса стала интенсивно гастролировать. Хендрикс быстро добился сценической славы в Великобритании и Европе, пиком которой стал концерт 31 марта 1967 года, где The Jimi Hendrix Experience играли на разогреве в прощальном турне американской команды Walker Brothers. В конце выступления Хендрикс поджег свою гитару. Чуть позже одной из уловок рекламной кампании Хендрикса стало официальное предупреждение в прессе руководства Rank Theatre, где намечался концерт группы, "воздержаться от вызывающих акций на сцене". Менеджер Хендрикса Чесс Чандлер заявил в ответ, что группа не пойдет на компромиссы.
4 июня 1967 The Jimi Hendrix Experience играли последний концерт в Англии перед отъездом в американское турне. Выступление проходило в лондонском Saville Theatre. Среди публики было много рок-звезд: Эрик Клэптон, Джек Брюс, Спенсер Дэвис, Брайан Эпштейн и битлы Маккартни и Харрисон. Три дня тому назад - 1 июня вышел в свет битловский альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, и Хендрикс - к огромному восторгу публики и Пола Маккартни - открыл концерт вступительными аккордами из заглавной песни "Сержанта Пеппера".
Несмотря на огромную популярность в Европе, The Jimi Hendrix Experience еще предстояло добиться успеха в Штатах, где их первый сингл "Hey Joe" (май 1967) даже не попал в чарты Биллборда. Хорошую помощь им оказал Пол Маккартни. Когда его пригласили выступить организаторы международного фестиваля в Монтерее, Пол отказался, но порекомендовал вместо себя позвать группу Джими Хендрикса. Это дало Хендриксу огромную возможность выступить не только перед большой аудиторией, но также и перед целой армией журналистов, и он использовал этот шанс на все сто.
Все выступления снимались на кинопленку, после чего Д. Пеннебейкер сделал документальный фильм о Монтерее, увековечивший лучшие моменты фестиваля, в том числе легендарное сожжение Хендриксом гитары в финале и разбрасывание ее обломков в публику. На этом выступлении Хендрикс сыграл очень быструю аранжировку хита Хаулин Вульфа "Killing Floor", хита Би Би Кинга "Rock Me Baby", песню "Hey Joe", боб дилановский хит "Like a Rolling Stone" и после хита The Troggs "Wild Thing" устроил наконец акт вандализма над своей гитарой. Только это зрелище расшевелило наконец американскую публику.
В июле 1967 Хендрикс играл в нью-йоркском клубе The Scene, где встретил Фрэнка Заппу. Фрэнк похвастался недавно купленной гитарной педалью-эффектом "вау-вау", Джими немедленно запал на эту штучку, пошел купил ее и стал использовать на всех ближайших концертах и записях.
После фестиваля The Jimi Hendrix Experience дали серию концертов в зале Fillmore West Билла Грэма и вытеснили обычных его хэдлайнеров - сан-францисскую группу Jefferson Airplane. Успех на Западном побережье группе был обеспечен. Как раз в это время Хендрикс познакомился со своим будущим музыкальным партнером Стивеном Стиллзом, а также со своей партнершей - как в студии, так и в постели - Девон Уилсон. (У него были с ней весьма бурные отношения, характерные резкими разрывами и схождением вновь, вплоть до роковой ночи его смерти. Она умерла всего шесть месяцев спустя после Джими при довольно странных обстоятельствах - выпав из окна верхнего этажа нью-йоркского отеля Chelsey.)
В это время самая популярная в Америке группа The Monkees собралась в свое первое турне по стране. Они предложили Хендриксу открывать их выступления, поскольку являлись большими его поклонниками. Хендрикс согласился, ибо турне с The Monkees давало возможность выступить перед огромной аудиторией, практически перед всей Америкой. Однако после нескольких концертов пришлось отказаться от этого турне. Фанатами The Monkees были преимущественно незрелые подростки, которые еще не доросли до сложных выкрутасов группы Хендрикса и довольно холодно встречали их выступления. Зато Чесс Чандлер позже признался, что использовал уход от Monkees в качестве броского рекламного хода. В прессе появились сообщения, что Хендрикса выгнали с гастролей The Monkees, потому что организация "Дочери Американской Революции" заявила, что его выступления носят "оскорбительный и неприличный характер".
Вообще, если в Европе Хендрикса уважали прежде всего за его аутентичный блюз, хиты собственного сочинения и авангардные музыкальные идеи, то Америка разочаровала Джими, ибо тамошние СМИ и публика делали упор на его сценических трюках (игра на гитаре зубами или за спиной, сжигание гитары и т.п.) и исполнении чужих хитов.
АЛЬБОМ
Axis: Bold as Love стал первым альбомом The Jimi Hendrix Experience, подготовленным для стереоиздания с широким применением эффекта панорамирования и других стереоэффектов. Это был также первый альбом Хендрикса, в котором он использовал педаль "вау-вау" и играл на гитаре, настроенной на полтона ниже - то есть начиная не с ми, а с ми-бемоль. Впоследствии это стало его обычной практикой.
Вступительный номер - "EXP" - начинается с нескольких нот песни "Stone Free", а затем представляет собой беседу об НЛО между ударником Митчем Митчеллом и Хендриксом. Митчелл разыгрывает роль радиоведущего, а Хендрикс - его гостя по имени мистер Пол Карузо, под личиной которого на самом деле скрывается инопланетянин. Голос инопланетянина постепенно замедляется, и он в конце концов взлетает на своей космической тарелке к вящему ужасу ведущего, который только бессвязно лопочет ему вслед: "Но...но...но..." На самом деле у Хендрикса был приятеель по имени Пол Карузо, когда Джими проживал в Гринвич Виллидже. Космический корабль, а на самом деле гитара Хендрикса, "летает" вокруг, исследуя возможности стереопанорамирования.
Многие из песен альбома оказались чисто студийными произведениями, использующими широкие возможности студийной техники, поэтому редко исполнялись впоследствии на концертах. Кроме двух вещей - "Spanish Castle Magic" и "Little Wing", которые наоборот стали неотъемлемыми номерами сценического репертуара группы.
"Spanish Castle Magic" (Магия Испанского Замка) навеяна школьными годами Джими Хендрикса (1958-1961). Клуб Spanish Castle - Испанский Замок - под Сиэттлом действительно имел вид испанского замка с зубчатыми стенами и башнями. Он был построен в 1930 году за городской чертой, поскольку законы того времени запрещали ночным клубам находиться в городе. К 1959 году клуб стал местом выступлений лучших городских рок-н-рольных команд, а также гастролирующих звезд. Естественно, клуб притягивал к себе подростков, среди которых был и Джими. Ему разрешали иногда играть там с другими музыкантами.
В песне Хендрикс вспоминает, что "уходило по полдня чтобы добраться туда", у их "басиста был такой убитый автомобиль, что ломался на каждом перекрестке по дороге туда и обратно." В то время еще не было автострады и действительно дорога была долгая. В апреле 1968 Испанский Замок разрушили, с тех пор песня стала носить еще более ностальгический и даже культовый характер. Помимо юного Хендрикса там играли Kingsmen, The Adventurers, The Wailers, The Sonics, Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон и многие-многие другие.
Про песню "Little Wing" (Маленькое Крыло) Хендрикс однажды сказал: "В этой песне мы много экспериментировали со звуком. Мы пропустили гитару через динамик Лесли, и она стала звучать как студень... Она основана на очень очень простом стиле американских индейцев. Идея пришла мне в голову в Монтерее. Я огляделся вокруг и все, что увидел, воплотил в форме эдакой девушки что ли. Ну что-то типа того, и назвал это "Маленькое Крыло". Там все как будто летали, и полиция, и публика - все были в прекрасном настроении. Я взял и поместил все это в очень маленькую коробочку, в одну девушку и сделал это. Это было очень просто. Это одна из немногих вещей, что мне нравятся."
Один писатель-биограф Хендрикса по имени Ротими Огунджоби считает, что "Маленькое Крыло - это имя ангела-хранителя Хендрикса." Журнал Rolling Stone поместил песню "Little Wing" на 357-ое место в списке 500 лучших песен всех времен. Сам Хендрикс называл самыми любимыми песнями из Axis: Bold as Love две вещи: "Little Wing" и "You Got Me Floating".
Allmusic.com назвал "You Got Me Floating" "самой попсовой песней" в личном каталоге Хендрикса. Песня начинается с закрученного в обратном направлении гитарного соло. Это соло удивительным образом отсутствует в европейском издании Polydor Records (во французском издании Barclay Records и английском Track Records все в порядке). До сих пор неизвестно, откуда у Полидора взялся другой микс альбома. Дополнительные голоса в "You Got Me Floating" подпевают Рой Вуд и Тревор Бертон из группы The Move, которые гастролировали с Хендриксом по Британии зимой 1967-го.
Следующая песня - "Castles Made of Sand" (Замки, сделанные из песка) - баллада, где опять же применяется гитарное соло довольно замысловатое, да еще воспроизведенное задом наперед. По тексту это меланхолическая медитация на темы несбывшихся мечтаний: первый куплет про то, как любовная связь закончилась конфликтом и публичным позором; во втором куплете мальчик-индеец мечтает получить славу в битве, но умирает убитым во сне; в третьем куплете девочка-инвалид задумала совершить самоубийство, но увидела, как какой-то "корабль с золотыми крыльями проплывает мимо", так что она подпрыгнула в своем инвалидном кресле. Каждый куплет завершается припевом, где так или иначе сообщается, что "все замки, построенные на песке, в конце концов упадут в море."
Наиболее распространенная интерпретация этой песни, исходя из сюжетов в ее куплетах: мол "все пройдет, и печаль и радость", не только любовь и амбиции, но и болезни и страх должны исчезнуть. Младший брат Джими - Леон Хендрикс сказал, что Джими однажды признался ему по секрету, что песня "Castles Made of Sand" об их семье. Первый куплет о том, как их мать покинула отца в конце. Второй куплет отражает индейское происхождение Хендрикса и истории, которые ему рассказывала бабушка - на четверть чироки, а мальчик-индеец, "игравший в лесах в войнушку с друзьями" мог быть Леон или сам Джими. Третий куплет об их матери Люсиль, которая лежала в больнице, страдая от болезни печени, и мечтала скорее умереть, чтоб не мучиться. Однако печень, в итоге, вылечилась, Люсиль из больницы выписалась, а умерла она совсем от другого. Кстати, песню "Little Wing" тоже связывают с Люсиль, его матерью, но считается, что Хендрикс скрывал это, боясь болезненных для него распросов, и придумал свою версию про "девушку" и фестиваль в Монтерее.
Была еще забавная интерпретация песни про замки на песке. Жители небольшого марокканского городка Диабат утверждали, что Хендрикса вдохновили на создание этой песни руины местной сторожевой башни Бордж Эль Берод. Однако песня "Castles Made of Sand" написана в 1967, а Хендрикс посещал Марокко в 1969.
Тема инопланетянина возвращается в песне "Up From the Skies" (Высоко с небес), где рассказывается о инопланетном госте, который побывал на Земле несколько тысяч лет назад, и попав на нее в настоящее время "обнаружил смещенные звезды и запах мира, который сгорел". Это джазовый номер, где Митчелл играет щеточками. "Ain't No Telling" - рок-номер с довольно сложной структурой несмотря на короткую продолжительность. Песня "She's so Fine" - вклад в альбом Ноэля Реддинга как композитора. Это чисто британский поп-рок номер в духе The Who. Реддинг сам исполняет ведущую вокальную партию при поддержке Митчелла.
В песне "Little Miss Lover" Хендрикс впервые применил свой приемчик приглушенного эффекта "вау-вау", когда рука на грифе "гасит" ноты, и полученный звук играет роль скорее перкуссии. Эту технику позже переняли многие гитаристы.
"If 6 Was 9" (Если б шестерка стала девяткой) самая длинная и самая психоделическая вещь в альбоме. Ее стиль кто-то определил как "блюз, заправленный кислотой". Гитарное соло прославилось новаторским применением студийной технологии того времени: стереопанорамирование слева направо и обратно, слэп эхо, фуззовый дисторшен и реверберация. В титрах альбома указано также, что Хендрикс сыграл в этой вещи на флейте, но некоторые исследователи утверждают, что это была не флейта, а сопрано рекордер. Высокая тесситура, типичный "разрыв" между октавами и другие характеристики говорят о том, что это был скорее всего сопрано рекордер.
Тематически "If 6 Was 9" называют "Гимном индивидуалиста". В основе текста лежит основной конфликт, порожденный контркультурой 1960-х: социальные и культурные расхождения между хиппи и "консервативным, в белых воротничках" миром делового истэблишмента. Начинаясь с блюзового риффа, песня переходит в форму свободного джема, где Хендрикс от лица всего молодежного движения заявляет: "Мне придется умереть, когда придет время умереть/ так дайте мне прожить свою жизнь так, как я хочу."
Фразу "если горы упадут в море" некоторые исследователи относят к мифу о создании второго мира из индейской мифологии хопи. Известно, что на Хендрикса произвела большое впечатление книга Фрэнка Уотерса "Книга Хопи" (1963), и во многих его песнях можно найти темы и образы, связанные с индейцами, поскольку Джими по происхождению был частично индейцем из племени чироки. В концовке песни поучаствовали такие именитые гости как Гари Лидз (из The Walker Brothers), Грэм Нэш и Майкл Джеффери. Они там просто топают ногами заодно с продюсером Чесом Чандлером!
В отличие от других номеров альбома "If 6 Was 9" отличается необычайно большим количеством выпаданий, шумами пленки и другими характеристиками пониженного качества звука - lo-fi как его называют. Дело тут вот в чем.
Когда альбом Axis: Bold as Love был уже сведен, Хендрикс забыл мастер-пленку сведенной первой стороны на заднем сиденье лондонского такси. Это срывало все планы выпустить альбом в канун Рождества. Было объявлено крупное вознаграждение за находку, но пленка мистически канула безвозвратно и бесследно. Пришлось Хендриксу, Чандлеру и звукоинженеру Эдди Крамеру пересводить всю первую сторону за одну ночь, но у них никак не получался микс "If 6 Was 9". Тогда они узнали, что у басиста Ноэля Реддинга имеется запись этого микса на обычной любительской пленке. Пленка оказалась в весьма печальном состоянии. Она была измятая, чуть ли не пожеваная, вероятно от прослушивания в пьяном состоянии. Говорят, Хендрикс и Эдди Крамер разглаживали ее утюгом прежде чем скопировать на пленку профессионального качества, откуда песня попала на окончательную мастер-пленку альбома практически без какой-либо обработки.
"Wait Until Tomorrow" (Жди до завтра) - поп-песня с ритм-н-блюзовым гитарным риффом, Митчелл и Реддинг на подпевках, считается одной из сильнейших вещей в альбоме Axis: Bold as Love. "Wait Until Tomorrow" - одна из первых написанных Хендриксом песен-ситуаций, вероятно под впечатлением от мастеров подобного жанра - соул-артистов The Isley Brothers, с которыми Хендрикс выступал до создания своей группы. По сюжету песни парень строит планы сбежать из дома со своей возлюбленной девушкой, но его застреливает ее отец. "Wait Until Tomorrow" была записана одной из последних 26 октября 1967, три дня спустя альбом завершила запись заглавной вещи "Bold as Love".
Песня начинается внезапно и переходит в спокойный грув, типа "Little Wing" или "Castles Made of Sand". "Bold as Love" уходит на затухание под психоделический припев и продолжительное гитарное соло. Песня записывалась на 4-дорожечный магнитофон. После первоначальной записи, Хендрикс наложил на нее клавесин и дополнительные партии баса. Звукоинженеры Эдди Крамер и Джордж Чкиантц создали здесь сфазированное стерео звучание, которое Хендрикс назвал звучанием, которое он "слышал в своих мечтах". Ноэль Реддинг говорил, что песня легко пошла у группы, однако известно, что записана с 27 дублей. На пластинку выбрали дубль № 24.
ОБЛОЖКА
Хендрикс был очень недоволен обложкой Axis: Bold as Love. Художественный отдел компании Track Records, ни с кем не посоветовавшись, взял за основу широко распространенный индусский плакат, известный под названием Вираат Пурушан-Вишнуроопам, куда вместо трехликого бога Вишну наложили рисунок троих участников группы The Jimi Hendrix Experience, который сделал с фотопортрета Карла Ферриса художник Роджер Лоу. Джими ничего не имел против индусской символики, но считал, что для его песен больше подходила бы символика американских индейцев.
В ноябре 1967 Хендрикс участвовал в одной голландской телепередаче, где фоном послужил гигантский плакат, на котором Джими был сфотографирован, облаченный в обрядовый Головной Убор Воина из орлиных перьев, концы которых украшены конским волосом, по бокам свисают длинные красные ленты. По спине почти до земли спускается полоска кожи, на которую также крепятся перья. Надпись сверху указывает как будто это был оригинальный постер 1967 года, рекламировавший американские концерты группы после Монтерея. На самом деле, плакат был сделан после американского турне в Лондоне. "Хорошая мысля, как говорится, приходит опосля." Скорее всего, именно такая концепция оформления альбома больше подходила бы Хендриксу. Оригинальные экземпляры того плаката давно осели в чьих-то коллекциях, и даже их копии поражали высокими ценами на аукционах.
Оригинальное британское издание Axis: Bold as Love на Track Records вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого большой развернутый черно-белый портрет участников трио. В комплекте шел оранжевый вкладыш с текстами, отпечатанными красным шрифтом. Предполагаемая высокая стоимость такого издания была темой обсуждения в печати. В американском издании вкладыш не стали делать, фото на внутреннем развороте сделали небольшим, а всю остальную часть заняли текстами песен. Европейское издание на Полидоре сделали без вкладыша и без текстов на внутреннем развороте, а портрет группы сделали в большой рамке. Французы издали альбом в одинарном конверте (без разворота), поместив на лицевую сторону обложки фотографию группы из недавней французской телепередачи.
МОНО ВАРИАНТЫ
Моноверсии издавались только в Англии и США, во всем остальном мире альбом распространялся только в стереоварианте. Самое странное издание получилось в Европе на Polydor Records. В нем использован совершенно другой стереомикс, отличающийся от английского, французского, американского и любого другого издания. Этот микс был моносовместимый, но в нем отсутствовало стереопанорамирование. Самое неприятное, что многие последующие переиздания альбома - и не только на Polydor - стали повторять этот микс, и даже первое в Великобритании издание на компакт-диске. По нелепой ошибке пленке из архива Polydor придали значение мастера.
Axis: Bold as Love имел большой успех, поднимаясь на 5-е место в британских и на 3-е в американских чартах. Басист Ноэль Реддинг назвал его любимым из всех трех альбомов группы. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил Axis: Bold as Love на 82-ое место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitarist назвал альбом 7-ым в списке самых влиятельных гитарных альбомов всех времен. Axis: Bold as Love входит в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде че умрешь.
БУРНЫЙ 1967-ой ДЖИМИ ХЕНДРИКСА
Выпустив дебютный альбом Are You Experienced, группа Джими Хендрикса стала интенсивно гастролировать. Хендрикс быстро добился сценической славы в Великобритании и Европе, пиком которой стал концерт 31 марта 1967 года, где The Jimi Hendrix Experience играли на разогреве в прощальном турне американской команды Walker Brothers. В конце выступления Хендрикс поджег свою гитару. Чуть позже одной из уловок рекламной кампании Хендрикса стало официальное предупреждение в прессе руководства Rank Theatre, где намечался концерт группы, "воздержаться от вызывающих акций на сцене". Менеджер Хендрикса Чесс Чандлер заявил в ответ, что группа не пойдет на компромиссы.
4 июня 1967 The Jimi Hendrix Experience играли последний концерт в Англии перед отъездом в американское турне. Выступление проходило в лондонском Saville Theatre. Среди публики было много рок-звезд: Эрик Клэптон, Джек Брюс, Спенсер Дэвис, Брайан Эпштейн и битлы Маккартни и Харрисон. Три дня тому назад - 1 июня вышел в свет битловский альбом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, и Хендрикс - к огромному восторгу публики и Пола Маккартни - открыл концерт вступительными аккордами из заглавной песни "Сержанта Пеппера".
Несмотря на огромную популярность в Европе, The Jimi Hendrix Experience еще предстояло добиться успеха в Штатах, где их первый сингл "Hey Joe" (май 1967) даже не попал в чарты Биллборда. Хорошую помощь им оказал Пол Маккартни. Когда его пригласили выступить организаторы международного фестиваля в Монтерее, Пол отказался, но порекомендовал вместо себя позвать группу Джими Хендрикса. Это дало Хендриксу огромную возможность выступить не только перед большой аудиторией, но также и перед целой армией журналистов, и он использовал этот шанс на все сто.
Все выступления снимались на кинопленку, после чего Д. Пеннебейкер сделал документальный фильм о Монтерее, увековечивший лучшие моменты фестиваля, в том числе легендарное сожжение Хендриксом гитары в финале и разбрасывание ее обломков в публику. На этом выступлении Хендрикс сыграл очень быструю аранжировку хита Хаулин Вульфа "Killing Floor", хита Би Би Кинга "Rock Me Baby", песню "Hey Joe", боб дилановский хит "Like a Rolling Stone" и после хита The Troggs "Wild Thing" устроил наконец акт вандализма над своей гитарой. Только это зрелище расшевелило наконец американскую публику.
В июле 1967 Хендрикс играл в нью-йоркском клубе The Scene, где встретил Фрэнка Заппу. Фрэнк похвастался недавно купленной гитарной педалью-эффектом "вау-вау", Джими немедленно запал на эту штучку, пошел купил ее и стал использовать на всех ближайших концертах и записях.
После фестиваля The Jimi Hendrix Experience дали серию концертов в зале Fillmore West Билла Грэма и вытеснили обычных его хэдлайнеров - сан-францисскую группу Jefferson Airplane. Успех на Западном побережье группе был обеспечен. Как раз в это время Хендрикс познакомился со своим будущим музыкальным партнером Стивеном Стиллзом, а также со своей партнершей - как в студии, так и в постели - Девон Уилсон. (У него были с ней весьма бурные отношения, характерные резкими разрывами и схождением вновь, вплоть до роковой ночи его смерти. Она умерла всего шесть месяцев спустя после Джими при довольно странных обстоятельствах - выпав из окна верхнего этажа нью-йоркского отеля Chelsey.)
В это время самая популярная в Америке группа The Monkees собралась в свое первое турне по стране. Они предложили Хендриксу открывать их выступления, поскольку являлись большими его поклонниками. Хендрикс согласился, ибо турне с The Monkees давало возможность выступить перед огромной аудиторией, практически перед всей Америкой. Однако после нескольких концертов пришлось отказаться от этого турне. Фанатами The Monkees были преимущественно незрелые подростки, которые еще не доросли до сложных выкрутасов группы Хендрикса и довольно холодно встречали их выступления. Зато Чесс Чандлер позже признался, что использовал уход от Monkees в качестве броского рекламного хода. В прессе появились сообщения, что Хендрикса выгнали с гастролей The Monkees, потому что организация "Дочери Американской Революции" заявила, что его выступления носят "оскорбительный и неприличный характер".
Вообще, если в Европе Хендрикса уважали прежде всего за его аутентичный блюз, хиты собственного сочинения и авангардные музыкальные идеи, то Америка разочаровала Джими, ибо тамошние СМИ и публика делали упор на его сценических трюках (игра на гитаре зубами или за спиной, сжигание гитары и т.п.) и исполнении чужих хитов.
АЛЬБОМ
Axis: Bold as Love стал первым альбомом The Jimi Hendrix Experience, подготовленным для стереоиздания с широким применением эффекта панорамирования и других стереоэффектов. Это был также первый альбом Хендрикса, в котором он использовал педаль "вау-вау" и играл на гитаре, настроенной на полтона ниже - то есть начиная не с ми, а с ми-бемоль. Впоследствии это стало его обычной практикой.
Вступительный номер - "EXP" - начинается с нескольких нот песни "Stone Free", а затем представляет собой беседу об НЛО между ударником Митчем Митчеллом и Хендриксом. Митчелл разыгрывает роль радиоведущего, а Хендрикс - его гостя по имени мистер Пол Карузо, под личиной которого на самом деле скрывается инопланетянин. Голос инопланетянина постепенно замедляется, и он в конце концов взлетает на своей космической тарелке к вящему ужасу ведущего, который только бессвязно лопочет ему вслед: "Но...но...но..." На самом деле у Хендрикса был приятеель по имени Пол Карузо, когда Джими проживал в Гринвич Виллидже. Космический корабль, а на самом деле гитара Хендрикса, "летает" вокруг, исследуя возможности стереопанорамирования.
Многие из песен альбома оказались чисто студийными произведениями, использующими широкие возможности студийной техники, поэтому редко исполнялись впоследствии на концертах. Кроме двух вещей - "Spanish Castle Magic" и "Little Wing", которые наоборот стали неотъемлемыми номерами сценического репертуара группы.
"Spanish Castle Magic" (Магия Испанского Замка) навеяна школьными годами Джими Хендрикса (1958-1961). Клуб Spanish Castle - Испанский Замок - под Сиэттлом действительно имел вид испанского замка с зубчатыми стенами и башнями. Он был построен в 1930 году за городской чертой, поскольку законы того времени запрещали ночным клубам находиться в городе. К 1959 году клуб стал местом выступлений лучших городских рок-н-рольных команд, а также гастролирующих звезд. Естественно, клуб притягивал к себе подростков, среди которых был и Джими. Ему разрешали иногда играть там с другими музыкантами.
В песне Хендрикс вспоминает, что "уходило по полдня чтобы добраться туда", у их "басиста был такой убитый автомобиль, что ломался на каждом перекрестке по дороге туда и обратно." В то время еще не было автострады и действительно дорога была долгая. В апреле 1968 Испанский Замок разрушили, с тех пор песня стала носить еще более ностальгический и даже культовый характер. Помимо юного Хендрикса там играли Kingsmen, The Adventurers, The Wailers, The Sonics, Джерри Ли Льюис, Рой Орбисон и многие-многие другие.
Про песню "Little Wing" (Маленькое Крыло) Хендрикс однажды сказал: "В этой песне мы много экспериментировали со звуком. Мы пропустили гитару через динамик Лесли, и она стала звучать как студень... Она основана на очень очень простом стиле американских индейцев. Идея пришла мне в голову в Монтерее. Я огляделся вокруг и все, что увидел, воплотил в форме эдакой девушки что ли. Ну что-то типа того, и назвал это "Маленькое Крыло". Там все как будто летали, и полиция, и публика - все были в прекрасном настроении. Я взял и поместил все это в очень маленькую коробочку, в одну девушку и сделал это. Это было очень просто. Это одна из немногих вещей, что мне нравятся."
Один писатель-биограф Хендрикса по имени Ротими Огунджоби считает, что "Маленькое Крыло - это имя ангела-хранителя Хендрикса." Журнал Rolling Stone поместил песню "Little Wing" на 357-ое место в списке 500 лучших песен всех времен. Сам Хендрикс называл самыми любимыми песнями из Axis: Bold as Love две вещи: "Little Wing" и "You Got Me Floating".
Allmusic.com назвал "You Got Me Floating" "самой попсовой песней" в личном каталоге Хендрикса. Песня начинается с закрученного в обратном направлении гитарного соло. Это соло удивительным образом отсутствует в европейском издании Polydor Records (во французском издании Barclay Records и английском Track Records все в порядке). До сих пор неизвестно, откуда у Полидора взялся другой микс альбома. Дополнительные голоса в "You Got Me Floating" подпевают Рой Вуд и Тревор Бертон из группы The Move, которые гастролировали с Хендриксом по Британии зимой 1967-го.
Следующая песня - "Castles Made of Sand" (Замки, сделанные из песка) - баллада, где опять же применяется гитарное соло довольно замысловатое, да еще воспроизведенное задом наперед. По тексту это меланхолическая медитация на темы несбывшихся мечтаний: первый куплет про то, как любовная связь закончилась конфликтом и публичным позором; во втором куплете мальчик-индеец мечтает получить славу в битве, но умирает убитым во сне; в третьем куплете девочка-инвалид задумала совершить самоубийство, но увидела, как какой-то "корабль с золотыми крыльями проплывает мимо", так что она подпрыгнула в своем инвалидном кресле. Каждый куплет завершается припевом, где так или иначе сообщается, что "все замки, построенные на песке, в конце концов упадут в море."
Наиболее распространенная интерпретация этой песни, исходя из сюжетов в ее куплетах: мол "все пройдет, и печаль и радость", не только любовь и амбиции, но и болезни и страх должны исчезнуть. Младший брат Джими - Леон Хендрикс сказал, что Джими однажды признался ему по секрету, что песня "Castles Made of Sand" об их семье. Первый куплет о том, как их мать покинула отца в конце. Второй куплет отражает индейское происхождение Хендрикса и истории, которые ему рассказывала бабушка - на четверть чироки, а мальчик-индеец, "игравший в лесах в войнушку с друзьями" мог быть Леон или сам Джими. Третий куплет об их матери Люсиль, которая лежала в больнице, страдая от болезни печени, и мечтала скорее умереть, чтоб не мучиться. Однако печень, в итоге, вылечилась, Люсиль из больницы выписалась, а умерла она совсем от другого. Кстати, песню "Little Wing" тоже связывают с Люсиль, его матерью, но считается, что Хендрикс скрывал это, боясь болезненных для него распросов, и придумал свою версию про "девушку" и фестиваль в Монтерее.
Была еще забавная интерпретация песни про замки на песке. Жители небольшого марокканского городка Диабат утверждали, что Хендрикса вдохновили на создание этой песни руины местной сторожевой башни Бордж Эль Берод. Однако песня "Castles Made of Sand" написана в 1967, а Хендрикс посещал Марокко в 1969.
Тема инопланетянина возвращается в песне "Up From the Skies" (Высоко с небес), где рассказывается о инопланетном госте, который побывал на Земле несколько тысяч лет назад, и попав на нее в настоящее время "обнаружил смещенные звезды и запах мира, который сгорел". Это джазовый номер, где Митчелл играет щеточками. "Ain't No Telling" - рок-номер с довольно сложной структурой несмотря на короткую продолжительность. Песня "She's so Fine" - вклад в альбом Ноэля Реддинга как композитора. Это чисто британский поп-рок номер в духе The Who. Реддинг сам исполняет ведущую вокальную партию при поддержке Митчелла.
В песне "Little Miss Lover" Хендрикс впервые применил свой приемчик приглушенного эффекта "вау-вау", когда рука на грифе "гасит" ноты, и полученный звук играет роль скорее перкуссии. Эту технику позже переняли многие гитаристы.
"If 6 Was 9" (Если б шестерка стала девяткой) самая длинная и самая психоделическая вещь в альбоме. Ее стиль кто-то определил как "блюз, заправленный кислотой". Гитарное соло прославилось новаторским применением студийной технологии того времени: стереопанорамирование слева направо и обратно, слэп эхо, фуззовый дисторшен и реверберация. В титрах альбома указано также, что Хендрикс сыграл в этой вещи на флейте, но некоторые исследователи утверждают, что это была не флейта, а сопрано рекордер. Высокая тесситура, типичный "разрыв" между октавами и другие характеристики говорят о том, что это был скорее всего сопрано рекордер.
Тематически "If 6 Was 9" называют "Гимном индивидуалиста". В основе текста лежит основной конфликт, порожденный контркультурой 1960-х: социальные и культурные расхождения между хиппи и "консервативным, в белых воротничках" миром делового истэблишмента. Начинаясь с блюзового риффа, песня переходит в форму свободного джема, где Хендрикс от лица всего молодежного движения заявляет: "Мне придется умереть, когда придет время умереть/ так дайте мне прожить свою жизнь так, как я хочу."
Фразу "если горы упадут в море" некоторые исследователи относят к мифу о создании второго мира из индейской мифологии хопи. Известно, что на Хендрикса произвела большое впечатление книга Фрэнка Уотерса "Книга Хопи" (1963), и во многих его песнях можно найти темы и образы, связанные с индейцами, поскольку Джими по происхождению был частично индейцем из племени чироки. В концовке песни поучаствовали такие именитые гости как Гари Лидз (из The Walker Brothers), Грэм Нэш и Майкл Джеффери. Они там просто топают ногами заодно с продюсером Чесом Чандлером!
В отличие от других номеров альбома "If 6 Was 9" отличается необычайно большим количеством выпаданий, шумами пленки и другими характеристиками пониженного качества звука - lo-fi как его называют. Дело тут вот в чем.
Когда альбом Axis: Bold as Love был уже сведен, Хендрикс забыл мастер-пленку сведенной первой стороны на заднем сиденье лондонского такси. Это срывало все планы выпустить альбом в канун Рождества. Было объявлено крупное вознаграждение за находку, но пленка мистически канула безвозвратно и бесследно. Пришлось Хендриксу, Чандлеру и звукоинженеру Эдди Крамеру пересводить всю первую сторону за одну ночь, но у них никак не получался микс "If 6 Was 9". Тогда они узнали, что у басиста Ноэля Реддинга имеется запись этого микса на обычной любительской пленке. Пленка оказалась в весьма печальном состоянии. Она была измятая, чуть ли не пожеваная, вероятно от прослушивания в пьяном состоянии. Говорят, Хендрикс и Эдди Крамер разглаживали ее утюгом прежде чем скопировать на пленку профессионального качества, откуда песня попала на окончательную мастер-пленку альбома практически без какой-либо обработки.
"Wait Until Tomorrow" (Жди до завтра) - поп-песня с ритм-н-блюзовым гитарным риффом, Митчелл и Реддинг на подпевках, считается одной из сильнейших вещей в альбоме Axis: Bold as Love. "Wait Until Tomorrow" - одна из первых написанных Хендриксом песен-ситуаций, вероятно под впечатлением от мастеров подобного жанра - соул-артистов The Isley Brothers, с которыми Хендрикс выступал до создания своей группы. По сюжету песни парень строит планы сбежать из дома со своей возлюбленной девушкой, но его застреливает ее отец. "Wait Until Tomorrow" была записана одной из последних 26 октября 1967, три дня спустя альбом завершила запись заглавной вещи "Bold as Love".
Песня начинается внезапно и переходит в спокойный грув, типа "Little Wing" или "Castles Made of Sand". "Bold as Love" уходит на затухание под психоделический припев и продолжительное гитарное соло. Песня записывалась на 4-дорожечный магнитофон. После первоначальной записи, Хендрикс наложил на нее клавесин и дополнительные партии баса. Звукоинженеры Эдди Крамер и Джордж Чкиантц создали здесь сфазированное стерео звучание, которое Хендрикс назвал звучанием, которое он "слышал в своих мечтах". Ноэль Реддинг говорил, что песня легко пошла у группы, однако известно, что записана с 27 дублей. На пластинку выбрали дубль № 24.
ОБЛОЖКА
Хендрикс был очень недоволен обложкой Axis: Bold as Love. Художественный отдел компании Track Records, ни с кем не посоветовавшись, взял за основу широко распространенный индусский плакат, известный под названием Вираат Пурушан-Вишнуроопам, куда вместо трехликого бога Вишну наложили рисунок троих участников группы The Jimi Hendrix Experience, который сделал с фотопортрета Карла Ферриса художник Роджер Лоу. Джими ничего не имел против индусской символики, но считал, что для его песен больше подходила бы символика американских индейцев.
В ноябре 1967 Хендрикс участвовал в одной голландской телепередаче, где фоном послужил гигантский плакат, на котором Джими был сфотографирован, облаченный в обрядовый Головной Убор Воина из орлиных перьев, концы которых украшены конским волосом, по бокам свисают длинные красные ленты. По спине почти до земли спускается полоска кожи, на которую также крепятся перья. Надпись сверху указывает как будто это был оригинальный постер 1967 года, рекламировавший американские концерты группы после Монтерея. На самом деле, плакат был сделан после американского турне в Лондоне. "Хорошая мысля, как говорится, приходит опосля." Скорее всего, именно такая концепция оформления альбома больше подходила бы Хендриксу. Оригинальные экземпляры того плаката давно осели в чьих-то коллекциях, и даже их копии поражали высокими ценами на аукционах.
Оригинальное британское издание Axis: Bold as Love на Track Records вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне которого большой развернутый черно-белый портрет участников трио. В комплекте шел оранжевый вкладыш с текстами, отпечатанными красным шрифтом. Предполагаемая высокая стоимость такого издания была темой обсуждения в печати. В американском издании вкладыш не стали делать, фото на внутреннем развороте сделали небольшим, а всю остальную часть заняли текстами песен. Европейское издание на Полидоре сделали без вкладыша и без текстов на внутреннем развороте, а портрет группы сделали в большой рамке. Французы издали альбом в одинарном конверте (без разворота), поместив на лицевую сторону обложки фотографию группы из недавней французской телепередачи.
МОНО ВАРИАНТЫ
Моноверсии издавались только в Англии и США, во всем остальном мире альбом распространялся только в стереоварианте. Самое странное издание получилось в Европе на Polydor Records. В нем использован совершенно другой стереомикс, отличающийся от английского, французского, американского и любого другого издания. Этот микс был моносовместимый, но в нем отсутствовало стереопанорамирование. Самое неприятное, что многие последующие переиздания альбома - и не только на Polydor - стали повторять этот микс, и даже первое в Великобритании издание на компакт-диске. По нелепой ошибке пленке из архива Polydor придали значение мастера.
Axis: Bold as Love имел большой успех, поднимаясь на 5-е место в британских и на 3-е в американских чартах. Басист Ноэль Реддинг назвал его любимым из всех трех альбомов группы. В 2003 году журнал Rolling Stone поместил Axis: Bold as Love на 82-ое место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitarist назвал альбом 7-ым в списке самых влиятельных гитарных альбомов всех времен. Axis: Bold as Love входит в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде че умрешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий