среда, 21 августа 2013 г.

Фонокорректор Luxman E-20


Не в пример большинству подобных устройств этот корректор собран в довольно внушительном по массе и габаритам корпусе шириной 370 мм. И это действительно серьёзное устройство с расширенным сервисом, способное работать с головками разных типов.

Предусилитель может обслуживать два проигрывателя (или один с двумя тонармами), которые коммутируются кнопкой Input на передней панели. Там же находится переключатель типа головок MM/MC High/MC Low, задающий необходимое усиление и входной импеданс. Самое интересное, что для разгона сигнала с MC-картриджей используется повышающий трансформатор с отводом первичной обмотки. Такое недешёвое, но реально бескомпромиссное решение часто использовалось в профессиональной технике, поскольку обеспечивает лучшее отношение сигнал/шум, да и с точки зрения музыкальности намного предпочтительнее.


В схеме фонокорректора (рис. 1) имеется отключаемый фильтр инфранизких частот, дающий плавный спад ниже 30 Гц, и коммутатор «Стерео/Моно». На лицевой панели обнаружилась ещё одна кнопочка с загадочной надписью «Articulator». Поскольку приложенная к прибору инструкция написана по-японски (что, кстати, подтверждает аутентичность его происхождения), пришлось искать перевод. Оказалось, что это схема для размагничивания головок — при её активации выход корректора блокируется, а на входные гнёзда подаётся некий сигнал, дословно: «приучающий головку к тракту корректора». Что ж, позже посмотрим, как это работает.


Открыв верхнюю крышку, убедился, что аппарат изготовлен со знанием дела. Довольно крупный сетевой трансформатор Kitamura Kiden, мощные диоды Шоттки (кто в теме, тот оценит) в выпрямителе, коммутация с помощью «аудиофильских» реле Takamisawa. Входные трансформаторы помещены в пермаллоевые экраны, имеется схема временного закорачивания выхода при включении питания.


Дифференциальный каскад построен на полевых транзисторах 2SK364, в цепи активной коррекции используется быстродействующий ОУ JRC2082DD. Все плёночные конденсаторы в схеме лавсановые.

Звучание E-200 - что-то особенное, оно не похоже ни на цифровое, ни на аналоговое. С МС-головками корректор проявляет характер мягкий и ровный, музыка течёт на удивление плавно и гладко, словно воспроизводится с компьютерного винчестера. Эффект усиливается ещё и за счёт того, что поверхностные шумы и треск пластинок в паузах почти не слышны, собственный шум корректора также незаметен даже при максимальном усилении. Чувствуется широкий динамический диапазон, пиковые уровни воспроизводятся легко и свободно. Бас достаточно глубокий и тоже мягкий. При обходе входного трансформатора общий характер звучания сохраняется, при этом верх становится чуть ярче, середина информативнее, а низ немного энергичнее.

При выключенном фильтре Low Cut АЧХ предусилителя (красная кривая) на нижних частотах лишь на 0,5 дБ отличается от стандарта RIAA (зелёная), достигая отметки +19,2 дБ на 10 Гц. Бас будет очень глубоким, но если у вас напольная акустика с фазоинвертором и/или в коллекции попадаются не слишком ровные пластинки, фильтр лучше включить. Он даёт плавный спад ниже 40 Гц с минимумом -4 дБ на 20 Гц (фиолетовая кривая).


Амплитудно-частотная характеристика Luxman E-200
 
В режиме ММ на 1000 Гц максимальная амплитуда сигнала на выходе (КНИ = 0,03%) ±9 В RMS при напряжении на входе 144 мВ. Соответственно, коэффициент усиления и перегрузочная способность корректора составили 36 и 31 дБ, а в режиме MC High — 55 и 50 дБ соответственно. Столь высокую перегрузочную способность на MC можно получить только при использовании повышающего трансформатора.

В режиме ММ я несколько раз включал «Артикулятор», но какого-либо заметного эффекта не обнаружил. Возможно, мои головки ещё не успели «намагнититься».

Явный плюс E-200 в том, что это не просто очередной корректор, выброшенный на волне растущего винилового тренда, здесь чувствуется собственная философия, внятное представление о том, как должна звучать аналоговая техника.
 
Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo"

Комментариев нет:

Отправить комментарий