Само понятие «культовый альбом» вряд ли
может быть отнесено к работе некогда ведущего рок-коллектива СССР,
разошедшейся в первые несколько месяцев после своего выхода тиражом
более 2 100 000 экземпляров. Тем не менее, альбом легендарного
«Автографа» «Каменный край» вполне соответствует этому определению:
чрезвычайный успех в момент издания и столь же быстрое и неоправданное
забвение – а в последующие годы статус стандарта записи рок-музыки для
умного слушателя даже среди той части аудитории, которая во времена
триумфа «Автографа» никогда не могла видеть группу на сцене просто в
силу своего нежного возраста…
Но беспроигрышный козырь для
рок-творчества, а именно редкий по тем временам статус «выездного в
капстрану» рок-коллектива был у «Автографа» в руках еще с июля 1986-го.
Он давал многое, и в первую очередь – возможность не понаслышке узнать о
том, какая музыка популярна в рок-метрополиях: в июле 1987 года
«Автограф» вышел на сцену легендарного лондонского зала Hammersmith
Odeon в рамках фестиваля Capitol Radio Festival, и немало времени в
1987–1988 годах было проведено группой в Канаде, Западной Европе и США,
где представление о современной стилистике и звуке было получено из
первых рук. Ведь еще в феврале 1987-го «Автограф» открывал концерты
канадского композитора и продюсера Дэвида Фостера на его родине в
компании поп-AOR’овых героев Glass Tiger и американских монстров
Chicago.
«Каменный край», ставший радикальным
своевременным поворотом от монументального прогрессивного рока раннего
«Автографа» (1981–1985), оказался фактически «большой» пробой пера
студии Московского Дворца молодежи, и пробой классической. Трудно было
поверить, что эти песни записаны не в Калифорнии, но в Москве. Конечно,
свою роль сыграли и перемены в составе – виртуознейшего клавишника
Леонида Макаревича заменил «человек-компьютер» Руслан Валонен, а за
второй микрофон встал саксофонист Сергей Мазаев. И умение лидера группы,
гитариста Александра Ситковецкого, писать моментально запоминающиеся
мелодии получило теперь куда более доступное для слушателя обрамление в
виде мощных клавишно-духовых подкладок и не таких уж прямолинейных
партий ритм-секции – басиста Леонида Гуткина и барабанщика Виктора
Михалина. Но больше всех удивил тогдашних музыкальных журналистов Артур
Беркут: постоянно критикуемый за натужность и однообразие вокала певец
оказался таким гиперэмоциональным вокальным акробатом, какие и за
океаном в редкость.
Могучий отполированный AOR («рок для
взрослых») «Автографа» обрел на «Каменном крае» достойное текстовое
содержание. Поэт Сергей Патрушев лихо развернул группу от социального
пафоса ранних работ к самой натуральной мужественной романтике и
отстраненному образу сопереживающего событиям героя-наблюдателя.
Результат сразил публику наповал. Оказывается, эти мастера виртуозного
музицирования способны писать настоящие рок-хиты, не худшие, нежели чем у
столпов интеллектуального AOR’а Asia и Kansas!
Неожиданно оперативно отреагировали
вещательные СМИ – все восемь альбомных пьес получили горячую, выражаясь
терминами дня сегодняшнего, ротацию на Всесоюзном радио в рамках уже
почти круглосуточной передачи «Молодежный канал». Не осталось в стороне и
телевидение – там замелькали низкобюджетные клипы к «Городу», «Я
люблю», титульной пьесе и хиту «О, мой мальчик». Безусловно, «Каменный
край» ушел от стилистики ранних работ «Автографа» – в частности, акцент с
гитарного звучания переместился на клавишные и саксофон. Однако
великолепно воплощенные музыкальные идеи по пути к слушателю изменились
не в лучшую сторону.
Слово Александру Ситковецкому: «Мы
были в бешенстве от того, как фирма «Мелодия» сделала мастеринг альбома.
То, как звучал финальный микс, нас всех устраивало – нам казалось, что
не только в творческом, но и в аудио смысле мы создали достойную запись.
Но когда мы отдали фонограмму на «Мелодию», они сделали мастеринг под
стандарты своих заводов, и диск зазвучал совершенно по-другому: плоско и
резко. «Мелодия» сделала все, чтобы альбом убить – не намеренно, а
просто от собственного неумения».
23 с лишним года минуло со дня первого
издания «Каменного края», однако только сейчас компания «Мирумир» смогла
вернуть этот альбом слушателю именно в том виде, в каком он замышлялся
группой в совершенно другую музыкальную эпоху и в совершенно другой
стране. Все восемь композиций альбома прошли глубокий ремастеринг под
личным контролем Александра Ситковецкого и Леонида Гуткина в знаменитой
стокгольмской мастеринг-студии Cutting Room. Теперь звучание «Каменного
края» полностью соответствует изначальным представлениям его создателей.
И, конечно же, альбом получил новое оформление: разворот с фотографиями
из архива Александра Ситковецкого, лаконичную текстовую вкладку с
историческим комментарием группы и фотографии музыкантов с американской
фотосессии 1989 года, до сих пор недоступные отечественному меломану.
Можно безо всякой натяжки сказать, что
издание «Каменного края» от музыкального издательства «Мирумир» – это
своего рода результат действия машины времени и овеществленная мечта
каждого настоящего меломана второй половины 80-х.
Примечание. Альбом «Каменный край» группы «Автограф» выпущен на виниловых пластинках
музыкальным издательством «Мирумир» весной 2013 года. 140-граммовая
прозрачная пластинка упакована в разворотный ламинированный конверт и
укомплектована внутренним конвертом с текстами песен и комментариями
музыкантов. Спрашивайте в музыкальных магазинах или заказывайте винилы
через интернет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий