Бывают
двух типов – поворотные (pivoted) и тангенциальные
(tangential-tracking). Поворотные тонармы характеризуются ошибкой
следования (tracking error) . Эта ошибка компенсируется путем поворота и
смещения части тонарма (offset). Такие тонармы бывают в форме буквы
“J” или “S”. У современных тонармов горизонтальный угол коррекции
составляет 20-27 град., что обеспечивает минимальную ошибку следования.
Из-за этого смещения возникает эффект, называемый скольжением
(skating) стремящийся сместить тонарм к центру проигрываемой пластинки.
Для его компенсации применяют специальные механизмы антискейтинга
(anti-skatting). Если неправильно отрегулировать антискейтинг, игла
будет оказывать неодинаковое давление на внутреннюю и внешнюю
поверхности канавки, что неизбежно приведет к искажениям сигнала.
Казалось бы, от всех этих недостатков и
проблем избавлены тангенциальные тонармы. Но это совсем не так. У
тангенциальных тонармов значительно больше так называемая
горизонтальная масса, которая значительно выше, чем у поворотных
тонармов, тем самым у тангенциального тонарма очень разные моменты
инерции в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что неизбежно ведет
к искажениям звуковоспроизведения. У поворотного тонарма моменты
инерции если не одинаковые, то, по крайней мере, очень близки.
Тангенциальные тонармы гораздо более сложны в настройке и конструкции
подвеса, требуют наличия сложной системы сервопривода, который в свою
очередь имеет свои ошибки слежения. Единственным решением является отказ
от сервопривода и подвес тангенциального тонарма на воздушной подушке,
что крайне дорого и ненадежно, а также требует частого обслуживания.
Рассмотрим
поближе поворотный тонарм. Его составными частями являются противовес
(counterweight) , подвес (bearing), трубка (arm tube) и головка
звукоснимателя. Одним из важнейших частей тонарма является его подвес.
Он должен обеспечивать минимальное трение и не влиять на перемещения
тонарма. Одновременно он должен быть исключительно стабильным и
жестким. Это достаточно противоречивые условия и искусство
конструирования тонарма заключается в нахождении приемлемого
компромисса. Различают так называемый gimball и unipivot системы
подвеса. Первый применяется в гироскопах и чем-то похож на карданный
шарнир, второй похож на автомобильную шаровую опору, только очень
маленькую. Первый тип подвеса применяется фирмой SME, второй фирмой
Graham.
Трубка тонарма должна быть одновременно жесткой, легкой, устойчивой к вибрациям и обладать вибропоглащающими свойствами. Для трубки тонармов используют различные материалы от алюминия до карбоновых композитов. Часто применяют дополнительные покрытия из различных материалов для подавления резонансных явлений в основном материале. Эффективная масса тонарма очень тщательно подбирается из условия соблюдения баланса между способностью удерживать картридж определенной массы в квазистатическом положении и в то же время успевать отслеживать большие неровности и коробления грампластинки. Неправильная конструкция тонарма или установка картриджа с неподходящим весом может приводить к слабозатухающим колебательным процессам и даже к прыганью тонарма. Такой эффект наблюдается в недорогом тонарме RegaRB-300 в сочетании с головками Grado.
К
сожалению ни тонарм, ни подвес кантеливера головки не обладают
достаточными демпфирующими свойствами и при преодолении неровностей
покоробленной пластинки в этой системе возникают паразитные колебания,
видимые глазом, слышимые ухом, а в критической ситуации это приводит к
перескакиванию на соседнюю дорожку и порче пластинки. Поэтому подбор
комбинации тонарм-картридж является очень ответственным делом, и,
покупая головку надо обязательно поинтересоваться, подходит ли она к
Вашему тонарму по допустимому весу.
Эффективная длина
тонарма (effective length) это расстояние от точки подвеса тонарма до
вертикальной линии, проведенной через иглу звукоснимателя. В
современных конструкциях она колеблется от 185 до 230 мм. Самый длинный
тонарм имел эффективную длину 535 мм и был изготовлен американской
фирмой Volpar. Также есть еще один важный размер – установочная база –
расстояние от оси вращения шпинделя до точки подвеса тонарма. В
настоящее время общеприняты три базы 175+2мм, 195+2мм, 215+2мм. Но
встречаются и большие размеры базы, например, у профессиональных
вертушек EMT и тонармов Ortofon.
Комментариев нет:
Отправить комментарий