О музыкальном воздействии и о том, что
такое музыка; какие переживания она вызывает. Труд Б.М. Теплова
«Психология музыкальных способностей». Через что познается музыка, и что
познается музыкой. Об эмоциях и чувствах. Выводы о степени понимания
музыки. Частые заблуждения. О музыкальных способностях восприятия.
В музыке, и правда, нет той информации, что называется смысловой с
точки зрения речевого мышления. Однако в ней происходят события, мы,
слушая, переживаем новое время, музыка несет в себе информацию, среда ее
существования – пространство. И здесь надо сделать уточнения: события музыкальные, время музыкальное, информация музыкальная, пространство музыкальное и т.д. Потому, что за всеми музыкальными оборотами невозможно навсегда
закрепить конкретных значений, как за словами в речи. Но настоящий
меломан знает, что его переживания сродни переживаниям речи, только
другие. До конца никому не удалось дать точные определения тому, что мы
называем музыкальным переживанием.
В очень важном и значительном академическом научном труде Бориса
Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей» (докторская
диссертация, 1940 год), опубликованном полностью впервые в 1947 году,
приведены следующие результаты предварительного анализа.
- Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное
переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки…
- Переживание музыки должно быть эмоциональным, но оно не должно быть только
эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией оно не
кончается. В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть
эмоциональное познание.
- Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно
только в контексте других, выходящих за пределы музыки, средств
познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят «сам из
себя».
Самое важное словосочетание в вышеприведенном тексте, вокруг
которого строится весь смысл и на которое следует обратить самое
пристальное внимание – это словосочетание «познаем мир». Его
нельзя определить одним выражением, поэтому в данной статье мы будем
потихоньку разворачивать это понятие, разглядывая его как алмаз со всех
сторон, меняя постоянно ракурсы исследования. Это не просто расхожее или
случайное словосочетание. Нам придется постичь его, для понимания
многих вещей. И только в самом конце работы я смогу привести
собирательную формулу, представляющую суть этого словосочетания.
А пока обратим внимание но то, что Теплов несколькими предложениями
(как можно более близкими к научной терминологии того времени) дает
объяснения, определяющие непосредственные музыкальные переживания. Из
всего контекста видно, что слово эмоция употребляется им не в том узком значении,
которое принято в новейшей терминологии. К тому же ему пришлось сделать
слишком много уточнений, спрягающих слово «эмоция», чтобы привести эти
объяснения и был понятен глубинный смысл сказанного.
Здесь надо учесть тот факт, что до определенного времени в психологии не было точного определения понятий «эмоция» и «чувство».
Очень часто эти понятия использовались параллельно, часто как синонимы.
Внятное различение этих понятий впервые было дано советским
ученым-психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1971году. Однако и
эти определения расплывчаты, а в литературе можно встретить совсем
другие оттенки этих понятий.
По мнению А.Н. Леонтьева, «чувства – это устойчивое эмоциональное отношение». Эмоции, в отличие от чувств и состояний, более кратковременны и ситуативны (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Петровский А.В.).
Очень важным критерием для разделения понятий «эмоции» и «чувства» можно назвать – влияние культурно-социальных особенностей. Эмоции, не обусловлены культурно, тогда как для чувств влияние культурных особенностей носит ярко выраженный характер (Немов Р.С., Ильин Е.П., Симонов П.В.).
Р.С. Немов отмечает, что чувство – это «высшая культурно обусловленная эмоция человека», П.В. Симонов добавляет, что чувства
– это «эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей,
т.е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человека»
(см. «Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и
других психологических феноменов». «Психология психических состояний:
теория и практика». Материалы I Всероссийской научно-практической
конференции.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий