Особенности современного восприятия музыки.
Сейчас культура музыки совсем другая, она провозглашается как развлекательная. Музыкальное восприятие человека воспитанного на современных средствах массовой информации и поп культуре не дает возможности раскрыть в человеке глубинную способность к истинному музыкальному переживанию;
тому, которое могло быть у слушателей, не будь они подвержены
психологическим отклонениям через современные средства навязывания
понятий. Поэтому получается, что многие даже не имеют опыта истинного
музыкального переживания. Эмоции, возникающие в клубах и на концертах
популярной музыки, многие ошибочно ассоциируют с музыкальными
переживаниями. Также многие путают эмоции, возникающие при посещении
концертов классики, в случае, когда они ее не понимают.
Новейшая культура учит испытывать необузданную простую страсть и
эмоции. А эмоции не могут быть результатом суммы переживаний, они
слишком просты и не охватывают больших временных интервалов
повествования и событий. Хотя старинные трактаты тоже используют слово
«эмоция», но само содержание повествования (рассказы на духовные темы)
говорит о совершенно другом изначальном посыле и смысле использования
этого термина. Только чувства – это естественная и необходимая
потребность развитого человека, для созерцания и познавания мира,
собственного личностного роста, расширения сознания.
Массовая поп культура скорее похожа на особое средство,
притупляющее чувства, но усиливающее эмоциональную реакцию, что в свою
очередь ведет к серьезным нарушениям целостности души. Делается это
путем внедрения таких форм изменения высоты и ритма, которые
воспринимались бы со значительно меньшим усилием со стороны слушателя, с
меньшими затратами на работу умственных и душевных сил. Максимальная
роль отведена именно ритму, аналогично культовым обрядам первобытных
народов. Остальные виды музыкального воздействия сведены к уровню,
вызывающему со временем атрофию к их восприятию.
Конечно же, внедрение не идет осознанно со стороны каких-то особых
заговорщиков. Оно является естественным результатом общего изменения
позиций общества относительно понятий «чувства», «нравственность»,
«духовность» и т.п. Основная масса людей ведома потоком изменения общих
нравственных позиций, поэтому сильно подвержена влиянию моды.
Абсолютное понимание красоты, гармонии, нравственности и
духовности – является свойством сильной индивидуальности, встречается
крайне редко, от общего хода изменения ценностей эпохи зависит
незначительно, а то и вовсе не зависит.
Никогда не испытавшие высоких чувств люди, в виду отсутствия опыта, и не подозревают о существовании более возвышенных состояний, и считают свои эмоциональные переживания наивысшими.
Что же все-таки значит понимать музыку? Формула соединения «подобное соединяется с подобным». Понятие абсолютной музыки – музыки без слов.
Те, кто понимают музыку без слов и с этой способностью родились, могут считать себя счастливыми. Многие что-то бурное переживают косвенно, через песенный
жанр. К песенному жанру относится, например, рок музыка. В общем, этот
жанр представляет собой одну из форм музыкального воспроизведения слов,
положенных на мелодию с характерным ритмом, берущим начало в африканской
культуре. (Песенный жанр, как самый простой и самый древний, всегда
существовал). Другие люди что-то переживают через движения тела, то есть
через танец. Музыка, часто для них это возможность подвигать телом
особым способом, привлекая, таким образом, к себе внимание (здесь не
имеются в виду народные и классические жанры, веками отточенные
христианской Европой). В аутентичном виде этот жанр сейчас можно
исследовать в культурах примитивных народов. Движения тела имеют
безусловную сексуальную основу, которая у древних народов имела сильные
религиозные ассоциации. Движения получали, в конечном счете, ритуальное
воплощение. Не будем глубоко вдаваться в психологию, и разбирать все
мотивы людей, которые ритмическое изменение высоты звука называют
музыкой и зачем им это нужно. Тем более что это тоже музыка, но другого
предназначения. Это вопрос психологов, в каждом конкретном случае может
быть разная мотивация.
Тем не менее, любое искусство имеет свой уровень в некоей абсолютной
системе ценностей. Наверное, не лишнее было бы сказать, что очень сложно
найти адекватного оценщика. Однако, из систем древнегреческой
философии, в частности из учения Анаксагора (примерно 500 г. до Р. Х.)
нам известен мудрый философский принцип, гласящий «подобное соединяется с подобным». Эта формула соединения,
человечеством используется на протяжении почти всей истории, очень
точно объясняя многие сложные, на первый взгляд, явления. Она широко
используется и в христианском Богословии. Мы еще не раз вспомним эту
величайшую мудрость.
Здесь я хотел бы остановиться на абсолютной музыке – то есть
музыке без слов – той, что доносит информацию, приносит переживания и
требует проживания в своем времени, независимо от материальных
потребностей тела. На той музыке, которая повлияла на весь ход
музыкальных исторических событий, максимальное воплощение
получила в поздних произведениях Бетховена, которые, в свою очередь
задали новый уровень музыкальной выразительности для последующих
поколений.
Все другие жанры являются частным случаем абсолютной музыки, так как трудно исключить из других жанров степень влияния человеческого голоса и текста, даже когда он звучит на непонятном языке. Абсолютная музыка является самой информативно емкой, так как ее воздействие чисто музыкальное, без примесей воздействия с помощью слова, или движения.
Когда слушателю понятен наиболее емкий язык, он с легкостью
воспринимает более простой. Но обратное невозможно. Такова психология
восприятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий