О Промысле.
Я не сторонник гаданий и предчувствий, тем более не фаталист.
Однако, глядя на пройденный путь, вижу, что все происшедшее со мной,
словно какой-то невидимой рукой выстроилось в том порядке, чтобы я
опытным путем познал то, чего не имел и не мог знать по рождению,
воспитанию или классическому обучению. Удивительно то, что даже когда я
рассматриваю две информации, свалившиеся на меня неожиданно, я понимаю,
что если они свалились бы в обратной последовательности, я ничего бы и
не понял.
Так, я почему-то перестал читать в студенческие годы, хотя будучи
абитуриентом, меня не оторвать было от книг. Сейчас понимаю, что если
меня формировала бы та литература, что была популярна и модна у
большинства студентов, я был бы не тем, кем являюсь сейчас. Но путь мой
лежал через другую последовательность информации, через научную,
философскую и духовную литературу. Поэтому сейчас я те произведения
исследую и оцениваю совсем не так, как мог бы в то время. Они сейчас не
опасны для меня, так как становление мое происходило без их участия,
строясь на других ценностях. Я не могу сказать, что сознательно приложил
к этому руку. Я знаю как это произошло, но не могу ответить на вопрос
«за какие заслуги», – потому что их нет. Это и есть для меня – Промысел.
Начало моего музыкального прозрения через Лунную сонату Бетховена,
было тоже в ряду таких необъяснимых событий в моей жизни. Осознанно или
по принуждению, я никогда не пришел бы к ней. Просто классику слушали
мои деды, отец никогда не пропускал по телевидению передач с народными,
аутентичными, песнопениями, как армянскими, так и других народов. Те
псевдонародные пения, что сейчас по телевидению представляются как
нечто, имеющее отношение к культуре, в моем доме никогда не звучали.
Классику слушали те мои родственники и знакомые, которые отличались
высоким интеллектом. Они глубоко разбирались не только в своей науке, но
и в других областях. Другие представители моей семьи – мягко говоря, не
имеющие ученых степеней – конечно отличались. Они были не такими
интересными собеседниками и повествователями, их рассуждения не хотелось
слушать раскрыв рот.
Тогда, видимо, у меня произошла психологическая установка,
что классическую музыку слушают развитые, начитанные, умные и
интеллигентные люди. Поэтому, если я чего-то не понимаю в ней, будучи
ребенком, то это от моей глупости и неразвитости; потому, что
классическая музыка сложна для моего примитивного ума и страстной
натуры, а не от того, что эта музыка несовременна или скучна. Это
ощущение было искренним, я не злился и не завидовал понимающим.
Здесь я это говорю потому, что хочу особо отметить, что многие
представители современной молодежи, с легкой руки телевидения и средств
массовой информации, считают классическую музыку именно несовременной, скучной и менее динамичной.
В их понимании, рок или поп звезда – это тот же уровень, что Бах
или Моцарт; только эта "звезда" – наш современник. Я даже, порой, слышу
подобные мысли у именитых классических исполнителей. Только вот
эту именитость им почти всегда делает телевидение, а не меломаны,
собирающие лучшие мировые исполнения. Я не буду называть их имена, но,
на мой взгляд, у таких конформистов нет шедевров исполнения. Когда я
слышу интервью этих знаменитых "классиков" по телевидению, я удивляюсь
конъюнктурности их высказываний.
В то же время я прекрасно понимаю, что любители живых классических
концертов и любители классической музыки как таковой – совершенно разные
категории людей. Те, кто часто ходит на концерты, могут вообще ничего
не знать ни о композиторах, ни о содержании произведений. Более того,
они на концертах могут испытывать и вовсе немузыкальные переживания. Это
просто театралы, у них есть потребность в комплексе действий: живого
присутствия, сопричастности к культурному мероприятию, представления
себя окружающим, ощущение причастности к интеллигенции и культуре, и
тому подобное. Никакие переживания иного времени и пространства,
музыкальных событий произведения, чувств, возникающих при понимании
музыки – им неизвестны.
Вот к ним, покупающим билеты на концерт, и обращается обычно
именитый музыкант, когда говорит популярные вещи. Но как сказано у
Окуджавы: "Каждый слышит, как он дышит". Видимо то, чем дышат эти «популяризаторы», не позволяет им слышать в произведениях классиков тех глубин, которые заставили бы меломанов покупать их записи для своей коллекции.
Классической музыке и классике вообще, будет посвящена отдельная
глава, но позже. Сейчас я снова вернусь к своей автобиографии, к тем ее
переломным точкам, которые, как мне кажется, изменили мое восприятие
произведений искусства, а значит и ход событий в моей жизни.
По мотивам статьи Григора Микаэляна.....
Комментариев нет:
Отправить комментарий