Тем, кто не застал СССР,
покажется странным, что в нашей стране пользовались большой популярностью
исполнители из других социалистических стран, таких как Болгария, Польша,
Чехословакия, ГДР и т.д. Тем не менее, это было так. Почему? Дело, конечно же,
в цензуре. Мировые звезды эстрады почти не показывались по телевизору, не
продавались на пластинках и если бы не магнитофоны, то создавалось бы
впечатление, что за границей не поют. Та же группа «Битлз» появлялась в СССР на
маленькой грампластинке, состоящей из четырех песен, причем на ней даже не было
указано название ансамбля «Битлз», только мелкая надпись «инструментальный
ансамбль». Первые большие виниловые диски «Битлз» появились в СССР в конце 80-х
годов, изданы они были фирмой «Мелодия» пиратским образом и порезанные
цензурой. Непосредственное участие к изданию дисков тогда приложил Андрей
Тропилло (студия «Антроп»). Хорошо помню его перестроечное телеинтервью тех
лет, в нем он заявлял, что будущее нашей страны за пиратством. Любопытно,
поменялись ли его взгляды к настоящему времени. Но это так, к слову…
Так вот.
При такой жесткой цензуре нужно было показать людям, что за пределами СССР тоже
существуют песни. Тут и сгодились братья демократы, то есть «страны
социалистического лагеря». Но не следует думать, что песен демократов в СССР
было как «гуталина на гуталиновой фабрике», к музыкантам соцлагеря тоже
применялась цензура, просто не такая жесткая, как к музыкантам капстран. Да что
там говорить, была жесточайшая цензура и по отношению к своим советским музыкантам.
Я даже не говорю о группе «Машина времени», цензура самым жестоким образом
проходилась и по более традиционным исполнителям, вспомним хотя бы судьбу
талантливейшего певца Валерия Ободзинского. Когда я работал в региональной
телерадиокомпании, то заведующая фонотеки мне рассказывала как спасала записи
ансамбля «Ариэль», которые горком КПСС постановил сжечь. Даже не размагнитить,
а именно сжечь, как сжигали книги в фашисткой Германии. Эта отважная женщина
ослушалась и спрятала записи «Ариэля», таким образом они дошли до наших дней.
Также в свое время уничтожались фонограммы Жана Татляна, Нины Бродской, Эдуарда
Хиля и многих других советских артистов.
Понятно, что в такой ситуации
исполнители соцстран были весьма неплохим вариантом и имели популярность в
СССР. Конечно, и в этом случае просачивался маленький ручеек, но порою это были
потрясающие вещи.
В целом картина была такой. По телевизору музыкантов из
капстран можно было посмотреть раз в году, 1 января в 5 часов утра – могли
показать ансамбль «АББА». Можно было свободно купить в магазине пластинку
ансамбля «Тич ин» (малоизвестный ансамбль, выпустивший у себя на родине всего
пару альбомов). Ах да, еще по телевизору всячески пиарили и восхваляли
предателя своей родины Дина Рида.
С демократами было получше. Три-четыре раза в
год показывали Карела Готта, несколько раз мелькала Марыля Родович, так или
иначе были на слуху Янош Коош, Лили Иванова, Бисер Киров, Радмила Караклаич и
еще многие. Часто «радовали» балетом телевидения ГДР. Конечно, нам не показывали
«Локомотив ГТ», Чеслава Немена, «Червоных гитар», но пластика «Пудиса»
издавалась и свободно продавалась в СССР.
Так что же можно было нарыть у
братьев-демократов?
ПОЛЬША
Демократы поют. Воспоминание о грампластинках
социалистических стран. Пожалуй, Польша была главным поставщиком музыки в СССР
среди стран соцлагеря. Прежде всего, это «Червоны гитары» (Czerwone Gitary),
которые были настолько популярны, что часть песен перепевали советские ВИА,
переводя тексты на русский язык. Большой след в нашей музыкальной культуре
оставил и Чеслав Немен (Czeslaw Niemen), помимо прочего он много
эскпериментировал, записал альбом «Катарсис», который на музыкальное оформление
успешно растаскивали советские кинодокументалисты. И еще целая обойма артистов,
среди которых «Два плюс один» (2 plus 1), «Анджей и Элиза» (Andrzej i Elisa),
«Будка суфлера» (Budka Suflera), из попсы Марыля Родович (Maryla Rodowicz), из
заумного «СББ» (SBB), ну и старички «Но То Цо» (No To Co), «Скальды»
(Skaldowie), «Трубадуры» (Trubadurzy). В Польше все это издавала фирма «Muza»
(все фирмы уже и не помню, могу где-то ошибиться, но вроде бы, это единственная
фирма грамзаписи в Польше на тот момент). Первые диски были не очень
качественные, но где-то с конца 70-х годов ситуация выправилась в лучшую сторону.
Конверты тонкие, легко мнущиеся.
ВЕНГРИЯ
Венгры славились неплохой подборкой
хардроковых групп, среди которых наиболее известны «Локомотив ГТ» (Locomotiv
GT), «Омега» (Omega), «Фонограф» (Fonograf). Именно в Венгрии были наиболее
драйвовые команды, что в сочетании со специфичностью венгерского языка звучало
очень лихо и интересно. Параллельно венгерские команды выпускали и англоязычные
версии альбомов, которые из-за английского языка котировались выше и достать их
было почти невозможно. Названия фирм грамзаписи Венгрии сходу не могу
вспомнить, кажется была «Hungaroton», но вроде бы в Венгрии было несколько фирм
грамзаписи. Характерный звук с легким выпиранием средних частот, но звучало
хорошо (впрочем, словами звучание пластинок описывать трудно), звук был не
идеальным, но достаточно сочным.
ГДР
Демократы поют. Воспоминание о
грампластинках социалистических странГруппы из ГДР были фактически представлены
одной группой «Пудис» (Puhdys), сборник песен которой, сделанный на «Мелодии»,
продавался в СССР огромным тиражом. Номерные альбомы «Пудиса» я не встречал, но
ходило довольно много сборников из ГДР, среди них встречались и неплохие.
Запомнилась еще весьма интересная группа «Принцип» (Prinzip). Ее диск удалось
купить в Москве, с боем отстояв огромную очередь. Правда в дороге из ГДР
пластинки намокли, потом высохли и конверты склеились между собой. В магазине
их тупо разрывали и продавали в обезображенных конвертах. Видимо, только
благодаря этому браку мне и повезло купить диск. Фирма грамзаписи в ГДР была «Amiga».
Звук описать сложно, но что-то не в порядке было с басами, какой-то
«игрушечный» звук. «Amiga», одна из немногих в странах соцлагеря, выпускала
«сверхдолгоиграющие» грампластинки длительностью звучания 50-60 минут.
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Демократы поют. Воспоминание о грампластинках социалистических
странМы говорим Чехословакия – подразумеваем Карел Готт (Karel Gott). Этот
золотой голос ЧССР был просто гиперплодотворным исполнителем. Его пластинки
выходили помимо ЧССР в ГДР, Болгарии, СССР и где они только не выходили. На
официальном сайте певца упоминается о более трех сотнях альбомов, и это еще
далеко не все. Было множество чехословацких певиц не имевших большой
популярности, наиболее известна – Хелена Вондрачкова. Демократы поют.
Воспоминание о грампластинках социалистических странЧехословацкие фирмы
грамзаписи не запомнились совсем, честно говоря, и запоминать было не из-за
чего, разве что «Опус» (Opus), но в ЧССР было то, чего не было в других странах
– у них была фирма «Supraphon», заточенная строго на выпуск экспортных
грампластинок. Пластинки «Супрафона» обладали неплохим качеством звука (был
легкий излишек низких частот), конверты оформлялись на английском языке и
вообще изготавливались более качественно. Однако чешские певцы так и не
пробились ни на советский, ни на мировой рынок, ну разве что Карел Готт. Зато
«Supraphon» создал просто отличную индустрию инструментальной музыки, разные
оркестры и инструментальные ансамбли выходили на виниле просто пачками.
Наиболее известен прославленный чехословацкий саксофонист Феликс Словачек
(Felix Slovacek), который весьма неплохо конкурировал с Фаусто Папетти.
Названия инструментальных ансамблей с годами забылись, но я бы с удовольствием
их переслушал сейчас.
РУМЫНИЯ
О дисках Румынии особо даже нечего сказать. Разве
что румыны издавали цыган, но это были румынские цыгане, и большого спроса на
них не было. Название фирмы грамзаписи не запомнилось. БОЛГАРИЯ Демократы поют.
Воспоминание о грампластинках социалистических странКак говорили во времена
СССР: «Курица – не птица, Болгария – не заграница». Из исполнителей были
известны Бисер Киров, Эмил Димитров, Лили Иванова, ну и Бедрос Киркоров (папа
нашего короля римейков), а также группы «F.S.B.», «Щурците», «Диана Экспресс».
Грампластинки издавала единственная в Болгарии фирма «Балкантон». Качество
пластинок было даже хуже советских пластинок. Тем не менее, болгары оказали нам
хорошую услугу, сделав записи Владимира Высоцкого и Аллы Пугачевой. Сейчас эти
записи достаточно раритетны.
ЮГОСЛАВИЯ
Если Болгарию не считали заграницей, а
иногда даже называли «шестнадцатой республикой СССР», то о Югославии очень
уважительно с придыханием говорили: «Это почти капиталистическая страна».
Попасть по турпутевке туда было почти также сложно, как, например, во Францию.
Страна как бы «сидела на двух стульях», и нашим, и вашим, поддерживая дружеские
отношения и с капстранами, и с СССР, ну и соответственно получала послабления с
обеих сторон. Про грампластинки этой страны никогда бы и не знал, если бы
где-то в 1978 году югославская фирма «Юготон» вдруг не начала массово печатать
пластинки западных групп. Причем, во-первых, печатались строго номерные
альбомы, печаталось всё и без всякой цензуры, и без вырезания «лишних» песен,
во-вторых, конверты дисков строго повторяли фирменные конверты (только
добавлялся логотип «Юготона») и были плотными и качественными, в-третьих, диски
издавались оперативно – вышел диск на Западе, тут же поспевает «югославская
печатка». Были и минусы у этих дисков. Во-первых, качество их было хуже
фирменных, хотя лучше большинства пластинок соцстран. Во-вторых, на пятаке
диска название песен писались по-югославски. Ситуация поменялась где-то в 1980
году, когда в Югославии появилась фирма «Сьюзи» (Suzi). Ее диски были хорошего
качества, а по внешнему виду являлись полной копией фирменных дисков. Только на
конверте ставился маленький логотип «Suzi». Деловары часто закрашивали этот
логотип фломастером под цвет фона конверта и втюхивали диски лохам как
фирменные.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Цены на грампластинки «демократов» у спекулянтов
были в районе 10-15 рублей за диск в зависимости от страны производителя,
югославские лицензии стоили от 30 до 45 рублей в зависимости от диска. Сейчас,
когда время всё расставило по местам, спрос на диски «демократов» упал до нуля,
исполнителей, к которым остался интерес, можно пересчитать по пальцам одной
руки, да и то этот интерес проявляется довольно в узком кругу. В комиссионках
советские грампластинки и пластинки «демократов» практически сравнялись в цене,
за исключением отдельных раритетных изданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий