суббота, 14 июня 2014 г.

Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Часть 5.


Часть пятая. Сборники, компиляции, бутлеги
Теперь несколько слов о популярном в начале 1980-х годов формате «Non-Stop Disco Medley». Наиболее характерно это можно проследить на примере голландского студийного проекта STARS ON 45, созданного, кстати, людьми, близкими к таким рок-гигантам, как SHOCKING BLUE, GOLDEN EARRING и LIVIN’ BLUES, в котором органично уживались диско и рок-н-ролл. Некоторые из пластинок этого попурри-дансинга (C60 20537 006) были выпущены Апрелевским заводом в 1982-1983 годах по лицензии голландской фирмы «CNR» и имели у нашей публики ошеломляющий успех. Но у слушателей уже в те годы возникал вопрос: кто же пел на самом деле на STARS ON 45? Бытовало наиболее распространенное мнение, что голландская группа играла только музыкальные фрагменты-связки для объединения песенных вставок, а вокальные партии принадлежат самим THE BEATLES, ABBA, THE ROLLING STONES, BONEY M., Стиви Уандеру и другим оригинальным исполнителям. На самом же деле композиции STARS ON 45, как и в случае с серией кавер-версий «Top Of The Pops» (о которой мы писали выше), являются высококлассными имитациями. Данный ансамбль записывал пластинки с марта 1981 по ноябрь 1997 года.

Еще одной серией пластинок, выпущенных Апрелевским заводом в 1988-1989 годах, была «Архив популярной музыки». Каждый диск представлял собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950-70-х годов.

Составитель выпусков и автор сопроводительных статей к ним Андрей Гаврилов в интервью газете «Румба» поделился следующими подробностями о выборе названия серии: «Когда я предложил «Мелодии» эту серию, я думал, что она будет называться «Поп-архив». Именно «поп», а не «рок», потому что я хотел включить в нее и блюз, и ритм-энд-блюз, и кантри, и соул – словом, всё то, что в Америке называется популярной музыкой. Конечно же, и собственно рок… Однако после многочасовых споров на студии я всё же согласился на «Рок-архив», ибо, на мой взгляд, не в названии дело, пусть называют, как им подсказывает «текущий момент». Главное – содержание пластинок… Первые три пластинки вышли в свет именно под маркой «Рок-архива»… И вдруг, по непонятным до сих пор для меня причинам, было решено изменить название серии и повысить цену на пластинки».

Тираж выпусков «Рок-архива» был намного меньше тиража «Архива популярной музыки», в связи с чем пластинки «Рок-архива» оказались практически недоступны массовому покупателю.

Хотя имя Андрея Гаврилова как автора-составителя указано на каждой пластинке, иногда в качестве авторов серии ошибочно называют других людей, связанных с данным направлением в музыке – Дмитрия Ухова (в 1980-е годы он также писал аннотации к пластинкам западных рок-музыкантов, состоя в Художественном совете «Мелодии»), Артемия Троицкого и др.

В рамках «Архива Популярной Музыки» вышло всего двенадцать выпусков, но статья, сопровождавшая последний из них, позволяет предположить, что в планы издателей входило продолжение серии («В дальнейшем вы сможете познакомиться…»). Это же подтверждал Андрей Гаврилов в своем интервью, указывая: «Готовы три диска Элвиса Пресли… Готовы три диска дуэта Саймона и Гарфанкеля… Подписаны к выпуску первая пластинка Джоан Баэз, четвертая – РОЛЛИНГ СТОУНЗ. Сейчас (то есть в 1989 году, – прим. авт.) продолжается работа над дисками Дженис Джоплин, Сэма Кука, Джими Хендрикса, «Дип Пёрпл», «Лед Зеппелин», «Энималз», Боба Дилана, Донована, «Трефик»…». Однако, новых выпусков серии не последовало. Тем не менее тиражи первых двенадцати выпусков допечатывались и в начале 1990-х годов.

Эта серия начала свой путь с выпуска в 1987 году трех пластинок «Рок-архив», которые позже были переизданы как выпуски «Архива популярной музыки» №8, №9 и №7. Хотя изначальные истоки серийного выпуска зарубежной поп-музыки можно отыскать в 1974-1975 годах, когда «Фирмой Мелодия» были выпущены три пластинки под наименованием Мелодии и ритмы (С60-04739-40), Мелодии и ритмы-II (С60-05273-74) и Мелодии и ритмы-III (С60-05623-24), где звучали популярные композиции зарубежных музыкантов как в оригинале, так и «разбавленными» интерпретациями в исполнении оркестра Джеймса Ласта. Как ни странно, в целом, эти названия песен и имена авторов сходятся с оригинальными, что не совсем типично для советских сборников тех лет подобного рода – Музыкальный глобус и т.д. Следует также отметить легендарную пластинку Эстрадная орбита C60 05007-8 (1974), по своей культовости уступавшую лишь вышеназванным «Мелодиям и ритмам».

В 1979 году «Фирмой Мелодия» были выпущены одна за одной ранее записанные две пластинки Радуга, также представлявших очень неплохой сборник артистов зарубежной эстрады. Эти пластинки продавались по цене 2 руб. 15 коп., а ввиду огромного потребительского спроса в 1980-1981 годах Московским опытным заводом «Грамзапись», Тбилисской студией грамзаписи, Апрелевский, Ленинградским и Рижским заводами грампластинок были выпущены дополнительные тиражи.

На фоне социально-информационных и правовых ограничений на доступность рок-записей в СССР серия «Архив популярной музыки» отличалась сравнительно высоким «виниловым» качеством записи (хотя и вызвавшим нарекания со стороны филофонистов, у которых имелись «фирменные» пластинки), и была выпущена достаточно большим тиражом, в связи с чем изданная музыка оказалась доступна массовому покупателю легально и в основном по официальным ценам. Кроме того, каждая пластинка серии сопровождалась подробной статьей о творческой истории представленных в данном выпуске музыкантов.
Существуют противоречивые точки зрения на соблюдение студией «Фирмы Мелодия» авторских прав при выпуске данной серии.

Судя по информации на конвертах и лейблах, лицензии на выпуск музыкального материала не приобретались: на пластинках отсутствовали какие-либо упоминания о правообладателях, при этом некоторые из выпусков сопровождались следующим комментарием о происхождении материала: «При составлении пластинки были использованы записи из коллекций (далее идет перечень фамилий…), которым Студия выражает благодарность».

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций получило название аудиопиратство. Словосочетание «легальное копирование» буквально можно понимать как «законное изготовление копии». По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к нелегальному копированию для создания убеждения, что это «очень плохо».

В связи с этим, с точки зрения международного авторского права, серию следует относить к «пиратским» изданиям. В понимании обычного потребителя «пиратская» продукция ассоциируется прежде всего с аудио- и видеопродукцией. И это отчасти так, поскольку аудиопиратством считается именно копирование и распространение копий музыкальных композиций.
Иногда серию относят к «бутлегам», но поскольку на пластинках-сборниках издавался материал, выпущенный официально до выхода серии и с сохранением авторских прав, такая классификация может быть неправомерной.

Экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством.

Согласно другой точке зрения, в виду того факта, что СССР подписал Женевскую конвенцию по авторскому праву только в 1973 году (и то лишь частично), «Мелодии», действовавшей в Советском правовом пространстве, формально не требовалось платить за издание материала, записанного до этого временного «рубежа».

На этикетках иностранных пластинок прошлых лет очень часто встречаются надписи различного назначения. Одной из самых распространенных разновидностей таких надписей является преду­преждение об ограничении сферы применения или распростране­ния пластинки. На многих зарубежных дисках 1970-х годов встре­чается аббревиатура «BIEM». Это заглавные буквы названия между­народной организации «Bureau International De L’edition Mécanique» (Бюро международного права в грамзаписи), охранявшей права владельцев музыкальных произведений при их использовании для грамзаписи. И только с 1992 года американские музыканты получили право на денежные выплаты, предусмотренные «Актом о звукозаписях для домашнего прослушивания», иногда называемому в обиходе как «Закон о цифровых и пленочных аудиозаписях». У советских же музыкальных издателей и меломанов все обстояло значительно сложнее.
Тем не менее спрос на подобную нелегальную фонографическую продукцию среди отечественных меломанов был огромен. Следует заметить, что, к сожалению, грампластинки не были выделены в особый вид товара, а магазины практически не несли никакой ответственности за их хранение и были материально не слишком заинтересованы в их реализации. Количество экземпляров первых выпусков грампластинок определялось тиражной комиссией ВПТО «Фирмы Мелодия», а последующие тиражи в оперативном порядке, учитывая покупательский спрос, определялись торгующими организациями. Тем не менее, Московским домом грампластинок только за один 1970 год бы­ло реализовано 1 миллион 250 ты­сяч штук грампластинок, то есть около 120 тысяч в месяц. Как отмечают, в 1970-е годы советские пластинки были самыми дешевыми в мире и пользовались боль­шим спросом у зарубежных гостей.

Следует отметить важный коммуникационный аспект о доступности новых пластинок меломанам. Так, московский фир­менный магазин «Мелодия» грампла­стинки наложенным платежом не высылал. Единственной организацией, которая высылала грампластинки по индивидуальным заказам от граждан была Апрелевская база Посылторга Министерства торговли РСФСР. Лицензионные и импортные пластинки продавались только через розничную торговую сеть и Посылторгом не высылались. Номера грампластинок по каталогу «Посылторга» в журнале «Мелодия» перестали публиковаться в 1981 году, а, начиная с 1982 года Апрелевская база «Посылторга» помещала в своих катало­гах шифры грампластинок в соответ­ствии с информационными списками «Мелодии». С начала 1980-х годов в каждом выпуске ассортимент обновлялся в среднем на 20-25%. Например, в каталог Апрелевской базы на 1982 год было включено 254 новых наименований грампластинок. В 1983 году в каталоге насчитывалось около 1200 наименований грампластинок. С 1986 года в журнале «Мелодия» стал публиковаться выборочный каталог Апрелевской базы Роспосылторга Министерства торговли РСФСР.

К середине 1980-х годов Апрелевская база ежедневно обслуживала около 2,5 тысячи покупателей, которые заказывали грампластинки. В этот период ежегодно отправлялось более 900 тысяч посылок с пластинками.

Всего же по данным на 1981 год, промышленными предприятиями ВПТО «Фирма Мелодия» было изготовлено 203 млн. грампластинок.

С ноября 1981 года в Москве на ВДНХ проводился День «Мелодии». А с середины 1980-х годов стали уже относительно регулярно проходить ярмарки грамзаписи.

С 1981 года Апрелевский завод перешел на повышенный уровень записи, соответствующий мировым стандартам, что заметно улучшило качество звучания пластинок. К середине 1980-х годов на Апрелевском заводе изготавливалось более 74 миллионов грампластинок. Всего же за 70 лет Апрелевский завод выпу­стил свыше 1 миллиарда 459 миллионов дисков, в том числе 649 млн. с обычной записью, около 490 млн. долгоиграющих грампластинок и около 320 млн. стереофонических. Продукция завода экспортировалась в 75 стран мира.

В 1983 году «Фирма Мелодия» выпустила бо­лее 200 млн. грампластинок и около 6 млн. компакт-кассет с записью. В этом же году рас­сматривались эскизы, ориги­налы и конверты, представ­ленные Всесоюзной, Ленин­градской, Рижской, Таллин­ской, Вильнюсской, Ташкент­ской, Алма-Атинской и Тби­лисской студиями. При подведении итогов конкурса конвертов по итогам 1983 года Диплома I степени были удостоены Всесоюзная студия грамзаписи, Тбилисская и Таллинская студии грам­записи, Диплома II степени удостоена Ленинградская, Алма-Атинская и Вильнюсская студии грамзапи­си, а Диплом III степени был присужден Ташкентской студии грамзаписи.

Исходя из правильного анализа ситуации с конвертами, ВПТО «Фирма Мелодия» изменила дизайн-концепцию и перешла на выпуск грампластинок исключительно в многокрасочных индивидуальных конвертах. Но производственные мощности завода реально позволяли выполнять только одну пятую часть подобных заказов.

Последняя партия гибких пластинок была выпущена на Апрелевском заводе в 1984 году, которые к этому времени совершенно потеряли потребительский спрос, и с этого же года значительно сократились тиражи миньонов, а все диски стали выпускаться в индивидуальных конвертах. Тем не менее, именно в это время стали выходить новые серии миньонов: «Дебют», «Дискоклуб», «По Вашим письмам».

С 1985 года началось производство серии «По Вашим письмам», в рамках которой выпускались миньоны на 45 оборотов в виде рекламных анонсов будущих дисков-гигантов. Такой формат позволял оперативно выпускать популярные песни, не дожидаясь, пока аудиоматериал будет отобран на полноценную долгоиграющую пластинку. Пластинки серии «По Вашим письмам» распространялись через розничную торговлю. Однако, существовала также возможность заказа грампластинок по каталогам высылки наложенным, почтовыми посылками или ценными бандеролями. Для этого необходимо было выбрать по каталогу желаемые грампластинки и направить заполненный бланк заказа на почтовый адрес Апрелевский базы Роспосылторга. Срок выполнения заказа был установлен в 15 дней.

С 1986 года грампластинки изготовлялась с использованием технологии фирмы «Тельдек», предусматривающей прямую запись на металлический диск (ДММ), с которого производится тиражирование грампластинок. Эта технология обеспечивала улучшенные качественные показатели звучания при использовании электропроигрывающих устройств первого и высшего классов. По технологии ДММ в 1986 году было выпущено около 12 млн. штук грампласти­нок. В целом качество отечественной пластмассы не уступало мировым образцам.

В январе 1986 года одной из первых с применением технологии ДММ Апрелевским (а затем почти сразу и другими) заводом была выпущена пластинка БИТЛЗ под названием «Вкус меда» (каталожный номер С60 23581 008). Несмотря на то, что на обложке указано «Изготовлено по лицензии EMI Records, Великобритания», сборник с подобной компоновкой треков в других странах никогда не издавался. Автор песни «Рок-н-ролл» (в оригинале – «Rock And Roll Music») ошибочно указан как Сhuck Barry. В действительности же эту композицию написал Сhuck Bеrry. Некоторые исследователи считают, что данная компиляция была выпущена только Апрелевкой в качестве комплекта из двух пластинок, второй из которых являлся диск БИТЛЗ – «Вечер трудного дня» (в оригинале – «A Hard Day’s Night») (каталожный номер C60 23579 008).

Первая партия этой пластинки действительно сошла с конвеера Апрелевского завода практически одновременно с «Вкусом меда» в январе 1986 года. Нужно отметить, что этот альбом был выпущен в усеченном варианте, поскольку отсутствует трек «When I Get Home». Это в очередной раз подтверждает, мягко говоря, сомнительность лицензии (Manufactured under license of EMI Records, Great Britain) о праве выпуска данного релиза. К тому же, Апрелевский завод грампластинок был единственным из производственных подразделений «Фирмы Мелодия», который на оборотной стороне обложки некорректно поместил фотографии участников группы – в зеркальном изображении. Поскольку другие заводы выпустили этот диск немного позже, на всех обложках фотографии уже были размещены правильно – согласно оригинала. К тому же на одном из вариантов обложек Апрелевского завода в правом нижнем углу не указаны имена участников ансамбля на русском языке (в отличие от всех остальных вариантов с именами). Можно отыскать и другие весьма интересные для меломанов артефакты по данному вопросу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий