суббота, 14 июня 2014 г.

Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Часть 3.


Часть третья. Долицензионные пластинки и Битлз на Мелодии
 
Как известно, права производителей фонограмм впервые получили правовую охрану еще в 1936 году в австрийском законе об авторском праве. В 1961 году права производителей фонограмм стали впервые охраняться и на международном уровне – Международной конвенцией об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (так называемой Римской конвенции). Интересно, что до 1972 года в США отсутствовал нормативно-правовой запрет на контрафактное копирование музыкальных записей. Первое общество, осуществляющее коллек­тивное управление имущественными правами авторов (авторскими правами), появилось в 1973 году в резуль­тате присоединения СССР к Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной в Женеве 6 сентября 1952 года.

Нужно отметить, что первенцем для советского потребителя продукции ВПТО «Фирма Мелодия» в сфере испаноязычного рока, была одна из самых первых лицензионных пластинок – с песнями группы ЛОС АНХЕЛЕС, выпущенная в 1974 году (С-04611 33С-04611-12) Апрелевским заводом грампластинок. Оригинал же этого диска был выпущен в 1967 году одной из наиболее авторитетных фирм грамзаписи в испаноязычном регионе – «Hispavox S.A.». Затем эта пластинка ЛОС АНХЕЛЕС вплоть до 1978 года несколько раз переиздавалась другими советскими заводами грампластинок.
Исследуя «белые пятна» в истории отечественной звукозаписи, нужно признать, что в сфере выпуска зарубежной музыкальной продукции мирового уровня 1974 и 1975 годы стали прорывными в деятельности Апрелевского завода грампластинок.

В результате скурпулезного изучения фонографического наследия, нами установлено, что первой пластинкой, сошедшей с производственных площадей Апрелевского завода, где была записана настоящая английская бит-музыка, стал миньон под названием «В современных ритмах» (каталожный номер 33Д-00031453-4). Нужно заметить, что диск был скомпонован не вполне логично: с первой стороны песни «Прости меня, Сюзанна» ансамбля «Холлиз» и «Какая ты красивая» в исполнении Джо Долана. На сторой стороне, по большому счету, был представлен уже вовсе не бит – «Маленькое счастье» Сальваторе Адамо и «Настоящая леди» Тома Джонса. Выход пластинки датирован 1971 годом. Одновременно Всесоюзная студия грамзаписи выпустила гибкую флекси (ГД 0002683-4) с аналогичным содержанием. Подчеркнем, что это произошло за один год до присоединения к Всемирной конвенции об авторском праве.

В 1958 году, по матрицам, полученным с Апрелевского завода в Баку, была выпу­щена первая грампластинка. C этого времени Апрелевский за­вод грампластинок выпускал и другие записи симфонических мугамов. В 1960-1965 году студии Дома звукозаписи Гостелерадио республики изготавливали фонограммы, потом посылали их в Москву, где готови­лись матрицы, а затем и пластинки в различных цехах Министерства местной промышленности Азербай­джанской ССР. В 1967 году в Баку был открыт завод грампластинок Всесоюзной фирмы «Мелодия».

Виниловые диски, выпущенные под лейблом Бакинского завода грампластинок, в среде коллекционеров попадаются очень редко (1 из 10000): розовое яблоко, вся информация (кроме трек-листа) - на азербайджанском. Даже вместо «Мелодия» написано «Тэранэ», а также «Азэрбаjчан ССР Мэдэнинэт назирлиjи - Бакы Грамофон Валлары ф-ки».
Логотип фирмы «Мелодия» также несколько отличается от общеизвестного изображения того времени, так как их не может существовать в связи с тем, что Бакинский завод грампластинок был закрыт в 1971 году.

Издание первых гибких пластинок БИТЛЗ в 1974 году проходило в следующей последовательности. Первой стала пластинка с песнями «Любовь нельзя купить», «Серебряный молоток», «Мадонна», «Я должен знать лучше» (ЗЗГД 0004017-18), и дублировавшие ее содержание виниловые миньоны с различным цветовым насыщением, первый тираж которых был отпечатан на Апрелевском и других заводах грампластинок. Именно этот гибкий диск стал первой пластинкой западной рок-музыки, выпущенных Тбилисской студией грамзаписи.

Затем вышел миньон БИТЛЗ с песнями «Помощь моего друга», «Пенни Лейн», «Когда мне 64», «Любимая Рита» (М62-35903-04), изготовленный этими же заводами. Фонограмма представлена в моноварианте, как и на гибкой грам­пластинке. Подавляющее большинство пластинок продава­лось в стандартных безымянных конвертах. Вариант обложки, отпечатанный на Апрелевском заводе, практически повторяет рисунок на обложках гибких пластинок.

В 1974 году Тбилисская студия грамзаписи выпустила еще две пластинки БИТЛЗ – 1) с песнями «Солнце Восходит», «Потому Что», «Попурри» (Г62-04449-50) – в двух вариантах оформления, и 2) с песнями «Сад», «Что-нибудь», «Встреча» (Г62-04451-52).

Как считают энтузиасты-исследователи следов БИТЛЗ в советской грамзаписи А. Луканин и В. Легкоконец, пятой по счёту мини-пластинкой Битлз, выпущенной в СССР, стала гибкая пластинка (каталож­ный номер Г62-04451-52) и миньон (каталожный номер М62-38133-34) с композициями «Сад» (Octopus’s Garden) / «Что-нибудь» (Something) // «Встреча» (Come Together). Все композиции были представлены в монофоническом звуча­нии. Для этой пластинки Апрелевским заводом было изготовлено несколько вариантов индивидуальной обложки. Обложка, на которой фамилия художника указана не была, датирована 1977 годов. Второй вариант обложки, скорее всего был «допечаткой», поскольку на обороте был указан 1982 год. Весьма ограниченным тиражом данный миньон был издан Апрелевским заводом на синем виниле.

В сборник «ВОКАЛЬ­НО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ МИРА» была включена одна композиция БИТЛЗ – «День рождения» (Birthday). Миньон (каталожный номер М62-35967-68) был изготовлен на Апрелевском и некоторых других заводах грампластинок. Большая часть тиража была выпущена в стандарт­ных (безымянных) обложках. В именных же (то есть индивидуальных) конвертах чаще других предприятий грамзаписи в 1970-е годы выпускал пластинки в основном Апрелевский завод.
Говоря о «Битлз» в советской грамзаписи, следует отметить, что из цветного винила был изготовлен миньон под каталожным номером M62-35691-92 с композициями «Любовь нельзя купить» / «Серебрянный молоток» / «Мадонна» / «Я должен знать лучше». При этом Ленинградским заводом был выпущен миньон из красного винила, а Ташкентским – из желтого и зеленого цвета. Была индивидуальная обложка и у миньона «Битлз», изданного Ташкентским заводом. Информация о том, в каком году она была выпущена, и кто принимал участие в её оформлении, на конверте отсутствует. Рисунок этой обложки напоминает оформление сборника «ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ МИРА».

В 1974 году поступил в продажу миньон Линды и Пола Маккартни – «Сердце Деревни/В пути//Дорогой мальчик/Питайся дома» (М62–36701-02). Обрадовала меломанов и гибкая пластинка Джона Леннона, на которой были представлены три песни из альбома Imagine 1971 года – «Боль в сердце» (в оригинале – «Crippled Inside»), «О моя любовь» (в оригинале – «Oh My Love») и «Ревнивый парень» (в оригинале – «Jealous Guy») (Г62-04179-80).

Для удобства Андреем Луканиным и Вадимом Легкоконцем составлена таблица всех пластинок БИТЛЗ, изданных в СССР с 1967 по 1990 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий