суббота, 14 июня 2014 г.

Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Часть 6.


Заключительная часть. Виниловый финал или перспективы возрождения
 
Иногда Апрелевским заводом выпускались шедевры, которые по качеству превосходили даже некоторые зарубежные оригиналы. Здесь же следует заметить, что пластинки, оригиналы которых были изданы в социалистических странах Центрально-Восточной Европы, чаще всего выпускались без ссылок на фирму-правообладателя из соответствующей социалистической страны.

Следует отдельно сказать о диске Пола Маккартни Снова в СССР, который является эксклюзивным изданием «Мелодии» в соответствии с контрактов с «EMI» тиражем 400 000 экземпляров, вышедший, кстати, в двух вариантах – с 11-ю и 13-ю песнями. Это эксклюзивное издание «Мелодии» 1988 года номерной пластинки Пола Маккартни Снова в СССР (А60 00415 006). Диск был записан в студии за два дня с сессионными музыкантами, и в 1988 году выпущен исключительно в СССР, чем был создан ажиотаж на релиз среди почитателей творчества Пола Маккартни на Западе. Сам Маккартни объяснял свое решение не продавать альбом в других странах тем, что хотел бы, чтобы советские почитатели его творчества оказались как бы в обратной ситуации тому, что имели до этого – то есть, имели возможность купить официальный диск, в то время как фанаты на Западе ограничивались бы его переписыванием. В 1991 году альбом все же был переиздан по всему миру.

Название альбома повторяет название известной песни THE BEATLES «Back In The USSR». Обложка оформлена Линдой Маккартни, релиз, выпущенный в СССР содержал текст на русском языке, написанный Роем Карром из «New Musical Express». Альбом содержал песни 1950-х годов, любимые Полом в юности. Всего было записано 22 песни, из них в первое русское издание вошло 11, во второе (декабрь 1988 года) 13 песен. Но в переиздании было 14 песен. Любопытно, что международное издание выполнено с ошибкой в названии на обложке альбома. Там напечатано «СНОВА Б СССР». Переиздание достигло 63-го места в британском хит-параде и 109-го места в США.

В 1990 году Апрелевским заводом был выпущен диск Paul McCartney Flowers in the Dirt (каталожный номер A60 00705 006). Индекс «А» означал цифровой мастеринг. Кстати, на некоторых зарубежных пластинках (в частности, диски индийского производства) данный альбом был дополнен одним бонус-треком «Ou Est le Soleil?». Сама же эта песня в оригинале выпущена лейблом «Parlophone» в 1989 году в виде сингла. И в этом случае дизайн советского релиза несколько отличается от оригинального оформления альбома. Также найдено несколько опечаток от других советских производителей, на издании же Апрелевского завода грамматических ошибок нет.

Общий выпуск пластинок в СССР конца 1980-х годов достиг 190 миллионов экземпляров, но с 1991 года спрос на пластинки начал резко снижаться: упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей, а на рынок вышла новая продукция - компакт-диск (CD).

В 1991 году Апрелевский завод выпустил около 33 млн. пластинок, работая в убыток, поскольку цены на пластинки оставались фиксированными. В 1992 году в Апрелевке пластинок было изготовлено уже значительно меньше – около 10 млн. штук. В этом же году было создано Совместное российско-американское предприятие «Апрелевка-саунд Инкорпорейтед».

Минимальный тираж одного наименования пластинок, выпущенных в 1993 году этим предприятием как правопреемником Апрелевского завода, составлял в среднем 15 тыс. экз.
Из фонографических раритетов, записанных в период второй половины 1980-х годов Ленинградским заводом грампластинок, можно назвать миньон КИНО – Из альбома «Ночь» («Последний герой», «Жизнь в стеклах», «Игра») (С62 26793 009, 1988 – Запись студии Ленинградского городского рок-клуба, 1985), РОК-ШТАТ «Рок-Штат» (Сторона А – Из альбома «Одиночество». Сторона В – Из альбома «Направление главного удара») (С60 29059 007, 1989), Игги Поп и СТУДЖЕС «Ты мне надоела» (C9230483008, 1990) и … Українські Народні Казки – «Пан Коцький» (Mono, М50 49511 006, 1991).
С 1991 по 1993 год Ленинградская студия грамзаписи записывала и выпускала фонографическую продукцию на виниловых грампластинках (например, Юрий Морозов – «Свет мой, ангел» (Петербургская студия грамзаписи, C60 31765 000, 1991), ЗООПАРК – «Музыка для фильма» (Петербургская студия грамзаписи, R60 00653, 1991), КИНО – «Неизвестные песни Виктора Цоя» (Петербургская студия грамзаписи, Л60 00001, 1992) и некоторые другие) и магнитофонных компакт-кассетах. Студия действует до сих пор, сменив название на «Петербургская студии грамзаписи».

Любопытный диск был издан фирмой «Russian Disc», на лицевой стороне обложки которого значится Rare Beatles. Редкие записи Битлз. А на обратной стороне обложки написано «The Beatles On Air. Радиоконцерты Битлз». Архивные записи 1963-1965 гг.». В отличие от описанных выше битловских релизов постсоветского периода, на этой пластинке указаны практически все выходные данные: «тираж 30 000. Заказ 359. Изготовлено в СП «Апрелевка – Саунд Инн» АО «Русский диск», 1993, Stereо R60 01983-01984».

Интересна аннотация Е. Виноградова к диску, помещенная на обложке. Именно из нее слушатели смогли узнать о том, что БИТЛЗ, да и все остальные ансамбли того времени, регулярно записывались на радио. В начале 1960-х время звучания поп-музыки в эфире было несколько лими­тировано, а поскольку к тому же существовало ограничение на прокручивание грампластинок, то там предпочитали запи­сывать ансамбли на специальных сессиях звукозаписи. Эти записи использовали только для радиопрограмм. Ни одна из них никогда не выпускалась на грампластинке. Издателями материала предполагалось, что эта пластинка станет своеобразным предисловием к целой серии «Редкие записи Битлз», однако в виду комплекса системных проблем оказалась единственной.

Интересен случай с выпуском в 1980 году пластинки Урия Хип (в оригинале URIAH HEEP – Innocent Victim, 1977) по лицензии фирмы «Ariola-Eurodisc GmbH» (С 60-14801-2). На Апрелевском заводе пластинку к поступлению в продажу готовили в красочной обложке с цветной фотографией. Как это случилось, – до сих пор остается не раскрытым, но весь тираж обложек был изъят и уничтожен, а пластинка продавалась в невзрачном безымянном конверте по цене 2 рубля 15 копеек (как обычная «полулицензионная» – а по сути «пиратская», аудиопродукция тех лет). Практически одновременно эта пластинка была выпущена Московским опытным заводом «Грамзапись» тиражем 50 000 экземпляров, а также Ташкентским заводом грампластинок им. М.Т. Ташмухамедова. Примечательно, что «ташкентский» Урия Хип продавался по завышенной цене – 3 рубля 50 копеек (как «настоящая лицензия»). И такое стало возможным в условиях жесткой централизованной ценовой регуляции! 

Перелистывая малоизученные страницы выпуска лицензионной продукции, заметим, что в 1990-е годы российской независимой фирмой грамзаписи «SNC Records» выпущены пластинки URIAH HEEP по лицензии «Castle Communications»: Very ‘Eavy... Very ‘Umble (CLALP 105, МЕ 1995-6, Типография АЗГ, Зак. 186. Тир. 30 000, красный лейбл), Salisbury (CLALP 106, МЕ 1999-2000, Типография АЗГ, Зак. 187. Тир. 30 000, красный лейбл), Look At Yourself (CLALP 107, МЕ 1997-8, Типография АЗГ, Зак. 187. Тир. 30 000, красный лейбл), Demons And Wizards (CLALP 108, МЕ 2001-2, Типография АЗГ, Зак. 151. Тир. 50 000, красный лейбл), The Magician’s Birthday (CLALP 109, МЕ 2043-4, СП «Апрелевка – Саунд Инк», Заказ 8, тираж не указан, черный лейбл, ламинированный конверт), Wonderworld (CLALP 184, МЕ 2039, СП «Апрелевка – Саунд Инк», Заказ 181. Тираж 15 000, черный лейбл, ламинированный конверт, год выпуска 1993), Live (МZЕ 0111-2, МZЕ 0113-4, СП «Апрелевка – Саунд Инк», Заказ 276. Тираж 10 000, черный лейбл, двойной конверт с разворотом, 1993 год выпуска).

В подобном формате лейблом «SNC Records» на протяжении 1993-1994 годов были изданы такие диски URIAH HEEP, как Sweet Freedom (ME 2037), Return To Fantasy (ME 2041), High And Mighty (ME 2021), Firefly (ME 2019), Innocent Victim (SNC-0080), Fallen Angel (ME 2025), Conquest (ME 2017) и Abominog (ME 2015).

Таким образом, всего было выпущено 15 пластинок группы URIAH HEEP. Точный год выпуска первых пяти пластинок ни на конверте, ни на лейбле не указан, остальные датированы 1993 и 1994 годами. B отличие от ранее существующих правил, относительно ограничений почтовых заказов лицензионных грампластинок, именно на эти диски можно было сделать заказ.

Общее количество всевозможных пиратских изда­ний, увидевших свет за первую половину 1990-х годов, не поддается никакому учету или контролю. Большинство из них сегодня стало предметом коллекционирования. 4 августа 1993 года произошла реорганизация Ленинградского завода грампластинок, в результате чего было создано АООТ «Петерфон», специализирующееся на производстве и продаже аудио-, видео- и телеаппаратуры. С 1995 года производство было переориентировано на изготовление СD. Как бы то ни было, с начала 1994 года вал пиратских изданий начал мало по­малу спадать и завершился полной остановкой Ленинградского завода грампластинок к концу того же года. В 1995 году бывший Ленинградский завод грампластинок, который реорганизован в Акционерное Общество, находился на грани банкротства.

В 1995 году А. Бурлака в своей статье «RGM и другие слова из трех букв» предполагал, что компакт-диски, по большому счету, не станут пред­метом первой необходимости для питерских меломанов, и в этой связи ему представлялось более логич­ным издание не CD, а магнитофонных кассет, как основной и наиболее распространенной на то время формы бытового использования музыки. Однако, как это ни парадоксально, первые попытки вернуться к «кассетной культуре» встретили подсознательное сопротив­ление со стороны музыкантов, мысленно возвратив их во времена андерграунда, когда кассета была единственной доступной формой распростране­ния музыки, а грампластинка представлялась сим­волом официального признания, легитимности и легальной доступности собст­венного творчества, своеобразным «эта­пом большого пути».

Безусловно, в нашем подробном анализе упомянуты не все советские «рок-н-ролльные» (или близкие к ним) грампластинки, заслуживающие внимания. В «золотой период советской звукозаписи поп- и рок-музыки», которым стали 1970-80-е годы, Апрелевским и другими заводами «Фирмы Мелодия» их было выпущено несоизмеримо больше (ABBA, BONEY M., SMOKIE и т.п.). Однако, по нашему мнению, для большинства меломанов, ориентированных на классический рок, именно названные диски и по сей день остаются наиболее важными артефактами в сфере филофонической коммуникации.

Таким образом, концепция грамзаписи, согласно которой долгоиграющие диски, в СССР стандартизировались в трех типоразмерах - гигант, гранд и миньон, была сформирована в 1970-е годы. За рубежом, кроме того, выпускались также синглы - «сорокопятки», скорость вращения которых была не 33 оборота в минуту, а 45.

В 1986 году в мире было отмечено существенное падение уровней продаж синглов – их было продано только 67400000 экземпляров. В Советском Союзе, в отличие от западных стран и большинства европейских социалистических стран, пластинки такого формата вообще никогда не выпускались. За весь 1991 год с конвеера завода была выпущена одна-единственная монопластинка типа «флекси» (M62-39747-8). Весной 1992 года Гарик Сукачев записывает песню Константина Кинчева «Все это – рок-н-ролл». Именно данной пластинке было суждено стать последним миньоном, выпущенным в России в ХХ столетии.

Если еще буквально в 1990 году общий суммарный тираж грампластинок, выпущенных со всех производственных площадей «Фирмы Мелодия», составлял 190 млн. штук в год, то в 1993 году минимальные тиражи на Апрелевском заводе в среднем составили всего лишь по 15 тыс. экземпляров.

Последняя же партия виниловых пластинок была выпущена с производственных площадей Апрелевского завода в 1997 года, после чего конвейер в Апрелевке был окончательно остановлен в связи с нерентабельностью. К этому времени только в одной Москве уже действовало около ста новых фирм грамзаписи.

Согласно решения арбитражного суда Московской области Апрелевский завод грампластинок был признан банкротом и в 2002 году полностью прекратил свою деятельность. К счастью, удалось хоть частично сохранить коллекцию заводского музея, основные экспонаты которой были переданы в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей, а часть экспонатов разошлась по школьным музеям и библиотекам.

27 января 2004 года был создан официальный сайт «Фирмы Мелодия», когда пластинки уже не выпускали. В 2004-2005 годах на Тверском бульваре была создана лучшая в СНГ реставрационная студия, что говорило о перспективах возрождения «Фирмы Мелодия» как крупнейшего производителя аудио-продукции. В 2005 года обновленная «Фирма Мелодия» стала оцифровывать огромную часть имеющейся в архиве звукозаписывающей компании фонотеки. С 2006 года был предоставлен компании «Deutsche Grammophon» в аренду на пятидесятилетний срок фонографический фонд «Фирмы Мелодия». В 2007 году на бывшей территории завода открылся небольшой «Музей забытых людей и вещей», в котором частично представлена и история Апрелевского завода грампластинок. В 2009 году, на волне оптимизма, вызванного популярностью винилитовой аудиопродукции среди аудиофилов и диджеев, стали звучать предложения о возрождении производства грампластинок в Апрелевке.

К своему 50-летию «Фирма Мелодия» намеревалась возобновить полноценное издание виниловых пластинок. В апреле 2012 года «Фирма Мелодия» объявила о намерении перепечатать 50 своих главных пластинок ограниченным тиражом. Причем в том составе и порядке, который определят сами меломаны. С этой целью в рамках реализации проекта «Мелодия-50» в Интернете предложен список голосования, который состоит из шести частей: первые три (номера 1, 2 и 3) - 50 пластинок, предложенных сотрудниками фирмы «Мелодия», сгруппированные по жанрам, вторые две (номера 4 и 5) - 72 пластинки, предложенные приглашенными экспертами, и третья (номер 6) - пользовательский список, в который попадают альбомы, предложенные читателями сайта «Beatles.ru». Запланировано, что альбомы, набравшие наибольшее количество пользовательских голосов, будут ограниченным тиражом напечатаны на виниле в рамках этого проекта. Также предполагалось, что альбом, который по количеству голосов выйдет на первое место, будет выпущен в сентябре 2012 года. И в данной связи возникает основной вопрос: на какой производственной базе планировалось печатать эти диски. На наш взгляд, вполне логичным был бы ответ – возродить (хотя бы эксклюзивно) виниловое производство в Апрелевке. Ведь до сих пор циркулируют легенды о «виниловых прессах, предназначенных для продажи за границу, но чудом не уехавших и до сих пор хранящихся где-то на таможенных складах». Тем не менее, более достоверной является информация, согласно которой все остатки, которые хранились на складах Апрелевского завода, еще в 1993-м году были утилизированы в полном объеме.

Как утверждают некоторые специалисты, в современных условиях напечатать пластинку в Чехии, Голландии или Германии вполне реально (к тому же не особенно дорого) любому молодому музыканту, заказав небольшой тираж 50-100 экземпляров. Также за рубежом уже несколько лет как проводятся некоторые переиздания вокально-инструментальной и рок-классики советского периода (КИНО, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, АРСЕНАЛ Алексея Козлова и др.), а также альбомы групп МУМИЙ ТРОЛЛЬ и БРАВО, а также новые релизы Валерия Сюткина. Большинство из таких дисков сегодня относительно регулярно издаются российскими рекорд-компаниями «Мирумир», «Союз» и «Moroz Records», но технологическое изготовление производится непосредственно за границей. Горячей же новостью по данному вопросу является то, что первая пластинка в рамках проекта «Мелодия-50» все же напечатана, но … в Германии (!) тиражем в 500 экземпляров. Какая именно – пусть пока останется будоражащим фантазию меломанов секретом.
Оценить стоимость архива «Фирмы Мелодия» эксперты не берутся, и называют фонотеку бесценной. Согласно мнению ряда авторов приватизация госкомпании «Фирма Мелодия» приведет ее к окончательной гибели, поскольку это повлечет утрату крупнейшего в России аудиоархива.

К сожалению, полного сводного каталога грампластинок, выпущенных под эгидой «Фирмы Мелодия» во второй половине ХХ столетия не существует. Так, в ежеквартальные каталоги, предназначенные для заказа пластинок магазинами, как правило, не включались гибкие пластинки (флекси), а также аудиоприложения к журналам, однотрековые гибкие пластинки из рубрик типа «Страничка “Сопот-70”», которые даже не имели каталожных номеров.
Сейчас делаются попытки создания единой систематизированной картотеки виниловой продукции (в Интернете уже размещено несколько подобных проектов), но на этом пути еще немало сложностей. И в этой связи будет нелишним заметить, что основной причиной задержки проведения приватизации «Фирмы Мелодия» явилось именно невозможность проведения полной инвентаризации фонотек.

Дальнейшие перспективы научных исследований в данной сфере видим в изучении особенностей музыкальной звукозаписи как института социальной коммуникации, а также в детальном изучении новейших рекординговых и филофонических тенденций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий