воскресенье, 29 июня 2014 г.

Weather Report - Heavy Weather

Heavy Weather (Тяжелая погода) - седьмой студийный альбом американской джаз-группы Weather Report, выпущенный в 1977 году фирмой Columbia Records в США, CBS - в Европе. Это второй альбом группы с участием знаменитого бас-гитариста Джако Пасториуса, но если в предыдущем альбоме Black Market Пасториус появился только в двух вещах, когда альбом был почти готов, то в Heavy Weather он уже полноправный член Weather Report и внес немалый вклад в развитие группы.

Альбом начинается с композиции "Birdland", ставшей с тех пор уже классикой джаза. Композиция имела огромный коммерческий успех, необычный для инструментальной музыки. Отличительной чертой "Birdland" стала игра Пасториусом гармониями на басу. Существует концертная запись этой вещи до прихода в группу Пасториуса, и там эту тему исполняют только клавиши.

Среди самых завзятых поклонников Weather Report модно не называть Heavy Weather самым любимым альбомом. Даже сам Джозеф Завинул говорил: "Heavy Weather - хорошая пластинка, но есть другие, которые мне нравятся больше. Например, Black Market, Night Passage. Мне нравятся все, но некоторые - особенно."

И тем не менее, факты говорят сами за себя: альбом Heavy Weather пользовался наибольшим успехом как у публики, так и у критиков. Ни один другой альбом Weather Report не получил столько наград, как Heavy Weather. В 1977 году он был назван "альбомом года" практически каждым изданием, которое выдает такие награды. В ежегодном опросе читателей журнала Down Beat Heavy Weather победил тогдашнего лидера - альбом Херби Хэнкока V.S.O.P. соотношением голосов 844 к 196. Даже обложка альбома, в исполнении Лоу Бича, номинировалась на премию Грэмми. Heavy Weather - единственный альбом Weather Report единодушно включенный многими критиками в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.

Heavy Weather был также самый продаваемый альбом Weather Report, он быстро разошелся тиражом в полмиллиона экземпляров, став золотым. Heavy Weather достиг 3-го места в Топ 200 альбомов Биллборда и был №1 в его джазовом списке. Главной причиной коммерческого успеха альбома была композиция "Birdland". Это единственный хитовый сингл Weather Report, расширивший их аудиторию за счет любителей рок и поп музыки.

"Несомненно, наш следующий альбом Heavy Weather стал настоящим прорывом для нас в коммерческом смысле, " - вспоминал Завинул в 1984 году. "Альбом великолепно звучал, мы сыграли его хорошо, как мы всегда играем в студии. Мы позволили уйти Честеру Томпсону, а Акунья стал играть на барабанах. Потом мы взяли перкуссиониста Маноло Бадрену. Маноло - еще один величайший, один из гигантов перкуссии."

Уроженец Пуэрто-Рико Бадрена пришел в группу в апреле 1976. До этого он играл сальсу во многих группах Нью-Йорка, его привел в группу Акунья. Кроме того, Бадрена был еще и профессиональным художником, и его фрески украшают стены университета в Сан-Хуане.

Уже в процессе записи предыдущего альбома Black Market возникло расхождение между ударником Томпсоном и Джако Пасториусом. По словам Томпсона, "репетиции (Black Market) выглядели довольно странно, потому что песни, которые я записывал с Альфонсо (Джонсоном) на басу на 180 градусов отличались от тех, которые играл на басу Джако. У Альфонсо, когда он играл, было прекрасное ощущение пространства, а Джако был сплошными нотами. Это просто не срабатывало. Конечно, я мог бы как-то приспособиться к этому музыкально, но если честно, мне не хотелось."

Алекс Акунья так описал эту ситуацию: "Было видно, что Джако хочет играть с барабанщиком другого стиля. Как-то раз мы собрались в мотеле Tropicana на бульваре Санта-Моника и джемовали в номере всякие мелодии, которые Уэйн Шортер написал для квинтета Майлза Дэвиса, и он был очень впечатлен, что перуанский южно-американский латинский бразтльский перкуссионист прекрасно знал и здорово играл все эти мелодии. После того, со слов Акуньи, "Джако сказал Джо, что хочет чтобы я играл в группе на барабанах. Джо ответил, ОК, мы можем использовать двух барабанщиков, но Джако сказал: нет. Всё дело в личных разногласиях Честера и Джако, я думаю, и в конце концов хорошо, что Честера осенило покинуть группу и уйти в Genesis к Филу Коллинзу."

Завинул выдвинул в 1996 году свою версию: "Джако и Честер не могли играть вместе, не получалось. Мы задумались, что делать. Джако был крут и мог еще расти и расти, а Честер уже был Честер. Но все разрешилось само собой, когда Честер ушел играть в Genesis с Филом Коллинзом, где сделал гораздо большую карьеру, чем мог сделать у нас. Тогда Алекс сел за барабаны, пришел Маноло Бадрена, и тогда мы стали делать свои самые успешные пластинки."

Пасториус дебютировал с Weather Report на сцене 1 апреля 1976 года в г. Энн Арбор, штат Мичиган. Его вклад немедленно почувствовался. В концертную программу входили три композиции Пасториуса - "Continuum", "Come On, Come Over" из его первого сольного альбома (Jaco Pastorius - 1976) и "Barbary Coast" из Black Market. С этой блестящей ритм-секцией - Пасториус-Акунья-Бадрена - Weather Report  гастролировали всю весну и лето, засев под конец года в студии чтобы записать новый альбом.

С Пасториусом в качестве "Катализатора" - так прозвал его Завинул - началась самая успешная эпоха в карьере Weather Report. "Он мог сыграть всего четыре такта, тем самым делая историю," - вспоминал позже Завинул. "До Джако Weather Report была культовой группой, в основном среди черных. Джако был прекрасный белый юноша, который привел к нам новую, белую публику, что сделало нас намного более успешными коммерчески. Джако был лучшим, что было с нашей группой. И в моей жизни. Он был моим лучшим другом." В другом интервью Завинул говорил: "Джако понравился мне с самого начала, потому что мне понравилась его личность. Большинству он казался сумасшедшим. Но вы понимаете, кого обычно раздражают такие люди? Тех, у кого нет таланта. Они все время следят за ним: "О, он открывает рот. Он лидирует за счет своей болтливости. Нехорошо хвастаться" и прочую чушь. Он не хвастал. Он говорил факты."

В Heavy Weather группа достигла нового уровня качества записи. Как писал критик Нил Тессер в журнале Down Beat: "Никогда еще Weather Report не применяли так успешно студию в качестве инструмента, как в альбоме Heavy Weather. Пластинка буквально разрывается от чистоты, раздельности и многообразия тембров, и арсенал синтезируемых Завинулом тональностей потрясает (он заявлен в титрах как продюсер-оркестратор). Благодаря качеству записи, слышны тончайшие нюансы изощренно аранжированных слоев различного звучания."

Во многом это была заслуга инженера Рона Мало из студии Devonshire Sound, работавшего над тремя альбомами группы - Mysterious Traveller, Black Market, Heavy Weather. Брайан Риснер, долгое время работавший звукоинженером у Weather Report и носивший прозвище "Главный метеоролог", отметил, что немало способствовала качеству записи комната в студии Devonshire Sound, где записывались Weather Report. "Там была "живая" эхо-камера в Devonshire, просто покрытая плиткой комната, имевшая прекрасную акустику. Это просто фантастика. Это была одна из лучших эхо-камер в стране, и частичная разгадка секрета прекрасного звучания Weather Report."

Немалую роль в создании этого звучания сыграл и Джако Пасториус. По признаниям Завинула, "Джако указан сопродюсером за проделанную им огромную работу и весомый вклад в альбом. Мы все много вложили в те дни, каждый по своему. Для Уэйна например, студия была не его делом. Он проводил в ней много времени, но управлением пультом полностью доверял нам. А у Джако был хороший опыт работы за пультом. Я знаю музыку внутри и снаружи, в этом моя сила, а Джако много знал, как добавлять ревер инструментам и как сделать хороший звук барабанам. Благодаря его работе за пультом получилось и такое присутствие баса.

У него были очень чуткие уши. Он мог слышать очень четко все фрагменты, и мы работали вместе, бок о бок, все 20 пальцев на пульте. Это было до эпохи автоматизации, как вы понимаете. Джако был очень активный продюсер. Уэйн занимался другими вещами, например, названиями композиций, а записью музыки на пленку занимались в основном я и Джако. Когда все уже были дома, мы все еще  сидели с инженером и микшировали.
"

Пасториус рассказал в интервью, что Завинул сам привлек его к активной работе над записью альбома. "Я в первый раз был привлечен к продюсерской работе. Джо продюсировал, я помогал. До этого, в Black Market, я работал как сторонний человек - отыграл и ушел. Я думал, так же будет и в Heavy Weather, но Джо заметил, что я хорошо работаю и сказал: "Я хочу чтоб ты полностью занимался этим проектом, мы будем все делать вместе." И я занимался там всем и был во все вовлечен."

Heavy Weather считается этапным альбомом для джаз-рока 1970-х годов, это целая веха в истории джаза.

Комментариев нет:

Отправить комментарий