суббота, 14 июня 2014 г.

Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Часть 1.

По материалам статьи Синеокого Олега Владимировича


Часть вступительная. Проблемы фонографической коммуникации

Искусство звукозаписи - самое мо­лодое из всех существующих. Его история насчитывает немногим более ста лет, а промышленная грамзапись еще моложе. Изначальной целью грамзаписи является сохранение звуковой информации для повторного (неоднократного) использования (прослушивания) в изначальном либо измененном виде. Фонографическим продуктом является единица хранения музыкальной информации в базе данных, представляющая собой логически завершенную часть в виде единого цикла рекординговых данных, имеющих исключительно информационный характер, либо завершенные части музыкальных произведений.

История фонографической коммуникации являются неотъемлемой частью нематериального культурного наследия каждой страны. Советский Союз был не только «самой читающей» в мире страной, но и «самой слушающей». В изменении социально-информационной жизни общества роль музыкальной грамзаписи в СССР была весьма значительна. Она являлась своего рода зеркалом, отразившим жизнь и интересы людей вне политических приори­тетов. В течение семидесяти лет Апрелевский завод был пионером русской грамзаписи, одним из главных отечественных брендов, а заодно и действенным социально-коммуникативным средством. Совпадение технологического прорыва в сфере звукозаписи с распадом СССР привело к неоднозначным информационным последствиям.

В 1982 году в Апрелевке был создан заводской музей истории грампластинки, где и сегодня хранятся тысячи виниловых дисков. Как не согласиться с Алексеем Козловым в том, что погибает музей национального значения. Уцелевшие пластинки расходятся по частным коллекциям, в основном зарубежным. По его словам, «придет время, когда мы пожалеем и о каждой пластинке, и об уничтоженных в 1990-х матрицах, с которых сегодня можно было бы штамповать винил, раскупавшийся бы, как говорится, со свистом…». Как отмечают многие специалисты, стоимость ценных экземпляров виниловых пластинок ежегодно увеличивается на 10-15 процентов.

Итак, конкуренция и бурное раз­витие двух систем звукозаписи при­вели к целесообразному распреде­лению областей применения каждой из них. Высокое качество аналоговой записи на грампластинке и магнитофонной ленте гармонично существовало с 1948 до 1983 года, до появления на рынке первых компакт-дисков. В 1991 года виниловая пластинка перестала восприниматься как один из основных источников массовой музыкальной информации. Но тем не менее, через 17 лет – в 2008 году начался второй этап ее социального возрождения. Именно в указанном году в мире было продано (только официально – без учета «пиратского» и вторичного коллекционного рынков) почти 2,9 млн. штук. Это больше, чем в любой другой год, начиная с 1998 года.

Кроме этих трендов, важнейшей особенностью музыкальной звукозаписи является то, что в каждой страны она стала неповторимым, уникальным и самобытным феноменом, с присущими национальными традициями и другими определяющими чертами. Вот поэтому изучение истории грамзаписи и фонографической продукции, как основ­ного источника, является актуальной проблемой, исследование которой позволяет проследить становление мировой аудиоиндустрии и пер­вичного аудиорынка во второй половине XX века.
Следует отметить, что начало освещения проблемы граммофонной записи положено в работах С. Глязера, В. Гуриновича, М. Долгополова, Ю. Капустина, В. Рудима и других. Различным аспектам грамзаписи популярной музыки и грампластинки посвящены более поздние работы советских и российских ученых и практиков, прежде всего, таких, как Л. Аполлонова, Б. Владимирский, П. Грюнберг, М. Долинский, А. Железный, Н. Железнякова, А. Коган, Ю. Козюренко, А. Козявин, М. Колмаков, В. Кривалов, Е. Регирер, Д. Ухов, Н. Халатов, И. Хижняк, В. Шаров, Н. Шумова, А. Эркомаишвили, В. Янин, В. Яшкин и других. К изучению различных проблем грамзаписи, истории грампластинки, а также исследованию современных социо-технологических реформаций в рекординговой сфере популярной музыки, все чаще возвращаются современные российские и украинские исследователи – С.Агеев, Л.Антонов, А.Аршинов, С.Ахтямов, В.Бокарев, Т.Букина, В.Василевский, Л.Васильева, Е.Воронянский, А.Гаевский, В.Горбатов, А.Горохов, Ю.Гришин, Н.Зильбербрандт, А.Ильин, Г.Кнабе, В.Козин, А.Кочанов, Д.Кондаков, И.Кондакова, Н.Краснов, Я.Левчук, А.Муратов, Д.Муратова, В.Никамин, А.Петухов, А.Пройдаков, И.Савинков, Е.Савицкая, Ф.Софронов, А.Тихонов, С.Тихонов, А.Шерель и некоторые другие.

Вместе с тем, отдавая должное заслугам исследователей, следует констатировать, что феномен грамзаписи популярной музыки в социалистических странах в контексте общей истории второй половины XX века изучен недостаточно. До настоящего времени не существует ни единой научной работы, посвященной системному анализу феномена восточно-европейской звукозаписи. Многие другие информационные аспекты музыкальной грамзаписи в условиях социализма остаются без научной «расшифровки».

Предметом статьи является история развития Апрелевского завода грампластинок в системе массовых коммуникаций ХХ столетия. Цель публикации заключается в изучении новых методологических подходов к пониманию системного объекта музыкальной звукозаписи в истории социальных коммуникаций и аргументации утверждения, что музыкальная звукозапись является уникальным институтом социальной коммуникации.
Источниковая база исследования, ставшая практической основой написания данной научной статьи, включает, помимо звуконосителей, каталоги торговых фирм, периодическую печать и другие традиционные источники, а также большое количество действующих сайтов, блогов и других Интернет-ресурсов различного характера, связанных с предметом исследования. Развитие Интернета способно решить проблему доступности результатов научных исследований. Системный анализ Интернет-данных по определенной проблематике в современных информационных условиях по сути является совершенно новой формой (видом) научного исследования, одной из характерных особенностей которого представляет, прежде всего, грандиозный объем сетевых материалов, многоязычность ресурсов и оценка достоверности размещенной информации.

При подготовке отдельных частей и разделов данной статьи частично использованы опубликованные в печатном либо электронном виде работы разных исследователей, но большинство положений подается в эксклюзивном порядке. Более того, научная систематизация материала подобным образом осуществлена впервые. В этой связи было приложено максимум усилий к проверке достоверности этой информации, а также к поиску первоисточников. К сожалению, не во всех случаях мы смогли отыскать оригинальные литературные тексты, поэтому ссылались на те публикации, к которым обращались напрямую при изложении материала. Таким образом, все использованные источники по тексту сопровождаются построчными ссылками с соблюдением авторских прав, научной и литературной корректности.

Часть первая. Понятие и структура грамзаписи
 
Диск из специального материала, на поверхности которого расположена по спирали канавка с механической записью звука, которая воспроизводится с помощью дополнительного устройства, называют граммофонной пластинкой. 

Слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись». Заметим, что сокращения от термина «граммофонная пластинка» существуют в двух вариантах написания – «граммпластинка» и «грампластинка». Вначале общепринятым было сокращение с двумя буквами «мм», но впоследстии сокращено до одной «м».

Грампластинка входит в структуру индустрии звукозаписи как один из вилов конечных продуктов производства. Грампластинка – это информационный источник, а грамзапись – это с одной стороны технологический процесс, а с другой, – результат этого процесса. Потому, видимо, будет логичным все-же отнести «грамзапись» к информационным институтам, содержащим в своем арсенале специальный инструментарий.
Процесс производства граммофонной пластинки включает создание оригинальных записей на магнитной ленте, перенос их с помощью рекордера на ла­ковые диски, с которых гальваническим способом изготовляются металлические оригиналы мат­риц для прессования граммофонных пластинок из пластичных масс. Этот процесс в СССР был централизован. Однако Апрелевский завод грампластинок занимал особое место в системе социальных коммуникаций, поскольку был центральным звеном в инфраструктуре звукозаписывающей индустрии.

Под термином «инфраструктура», как правило, понимается комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Можно выделить производственную и социальную инфраструктуры. Производственная инфраструктура – инфраструктура, обеспечивающая материальное производство. Социальная инфраструктура – группа обслуживающих отраслей и видов деятельности.
Отсюда комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования индустрии по подготовке и выпуску грампластинок, будем считать инфраструктурой грамзаписи.

В структуру Всесоюзной студии грамзаписи (ВСГ), основанной в 1957 году (иногда некоторые исследователи называют 1958 год) в качестве ведущего художественно-промышленного предприятия в сфере производства фонограмм, в разное время входили различные подразделения. С 23 апреля 1964 года «Фирма Mелодия», объединив под своим началом все студии грамзаписи, заводы грампластинок и предприятия оптовой торговли (Дома грампластинок), получила монопольное право на производство и распространение грампластинок. Так, на момент основания в состав «Фирма Мелодия» входило 6 заводов по производству грампластинок и музыкальных кассет – Апрелевский завод грампластинок (основан 1 сентября 1910 года), Ленинградский (создан 21 мая 1946 года), Рижский (создан в ноябре 1940 года как правопреемник «Rīgas Skaņuplašu Fabrika» и «Bellaccord Electro»), Бакинский (создан в 1967 года как Бакинская фабрика грампластинок и закрыт в 1971 году), Ташкентский (создан в 1945 году на базе эвакуированного в 1941 году Ногинского завода грампластинок) и Тбилисский (точный данных нет, но по расчетам открыт в 1973 году на базе Тбилисской студии грамзаписи, хотя производство пластинок в Тбилиси было начато в 1958 году) заводы грампластинок.
Кроме завода грампластинок, в Ташкенте действовал также филиал Всесоюзной студии звукозаписи.

Региональные студии, по общему правилу, свои записи отправляли во Всесоюзную студию грамзаписи. Уникальность ВСГ была в том, что только здесь худсовет, после прослушивания и обсуждения, принимал решения о выпуске конкретной грампластинки. При положительном решении вопроса запись переносился на лаковый диск, из которого потом печатался тираж на производственных предприятиях фирмы. Так, белорусские, украинские, молдавские и другие национальные исполнители записывали на московских студиях пластинок отличного качества с народной музыкой. Для записи местных исполнителей применялась выездная работа звукозаписывающих бригад из головного офиса «Фирмы Мелодия» в союзные республики.

Как видим грамзапись (звукозапись или рекординг), будучи функционально особым социально-коммуникативным институтом, в СССР являлся важным информационным средством, что далее будет основательно показано на примере фонограмм рок-музыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий