суббота, 14 июня 2014 г.

Апрелевский мегазавод и другие предприятия грампластинок: некоторые артефакты советской рок-коммуникации. Часть 2.


Часть вторая. Динамика и цена грамзаписи

Теперь перейдем к рассмотрению особенностей становления и развития Апрелевского завода грампластинок как структурного элемента системы музыкальной звукозаписи в СССР, поскольку вся история советской грамзаписи так или иначе связана именно с этим предприятием. Его история начинается с сентября 1910 года. Мы же остановимся на рассмотрении послевоенного периода в истории фонографической коммуникации.
В 1945 го­ду Апрелевский завод выпустил 6 млн. 91 тыс. пластинок, а в 1949 году уже достиг довоенного уровня.

Спрос на грампластинки после Отечественной войны стал расти очень быстро. Местные предприятия, производившие пластинки, были и в союзных республиках, в частности, в Вильнюсе, Киеве, Одессе, Львове и других городах. Поэтому их производство было расширено также и за счет местных предприятий, расположенных главным образом, в районе Москвы и Ленинграда. Эти предприятия в разное время подчинялись различным советским ведомствам, все изменения отражались на этикетках пластинок. По мере уве­личения производства грампластинок основными фабриками в 1950-е годы «артельные» диски постепенно вытесняются и к началу 1960-х годов исче­зают совсем.

В это время в США возникли гибриды из грампластинки и диафильма, под названием «Show & Tell» (рассказываю и показываю), предназначались они для детей и на одной стороне содержали звуковое сопровождение диафильма, на другой - тематическую песенку.
Одну из самых интересных разновидностей пластинок представляет«Диск с картинкой» (Picture Disc, PD), на каждую сторону которого нанесилось изображение, поверх которого «нарезались» дорожки. Первый такой диск увидел свет в 1933 году в США. Впоследствии издавалось еще некоторое количество подобных декоративных пластинок, но все они отличались неудовлетворительным качеством записи, что плохо отражалось на продажах.
Забегая немного хронологически вперед, заметим, что на рубеже 1960-70 годов в мире появились первые «Рок-диски с изображением»: альбомы Airconditioning (1970) арт-рокового проекта CURVED AIR и Magical Love(1973) хард-рок-группы SATURNALIA. Качество записи было также очень плохое, поскольку фактически, это было две односторонних гибких пластинки, наклеенных на картонку с изображением.

До 1950 года в цехах Апрелевского завода проводились работы по снижению до­ли ручного труда в прессовом произ­водстве, по совершенствованию техно­логии изготовления пластмассы, прессованию пластинок, созданию новых конструкций инструмента. До изобретения винила в 1948 года шеллак использовался для производства грампластинок. Пластинки изготавливались из шеллака (природная смола, вырабатываемая насекомыми лаковыми червецами, паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях), который импортировался из Индии.

В 1950 году был освоен выпуск бесшеллачных пластинок, что позволи­ло избавиться, наконец, от импорта дорогостоящего шеллака. Группой работников заво­да был заменен в рецептуре пластмас­сы шеллак синтетической смолой. Это позволило отказаться от импорт­ного сырья и перейти полностью на отечественное. Была разработана принципиально новая рецептура пластмассы, что позволило полностью от­казаться от чрезвычайно до­рогого импортного шеллака и одновременно повысить ка­чество звучания грампласти­нок. Добавляя в пластическую массу - винилит - специальные компоненты, японцы добились снижения шума от скольжения иглы по звуковым канавкам, что было слышно в паузах между песнями. Также эти компоненты позволили минимизировать появление электростатических зарядов и увеличить срок службы пластинок.

В середине 1960-х годах группа инженером Апрелевского завода грампластинок во главе с В.И. Хазанджи создала отечественную пластмассу и к концу 1960-х г. потребность в шеллаке отпала. Смолы бывают низкомолекулярные и высокомолекулярные. В качестве связующих для пластмасс, из которых изготовляли грампластинки, применялись высокомолекулярные смолы.

Для Всемирной выставки в Брюсселе завод изготовил в 1963-1964 годах 10 тыс. пластинок и все они очень быстро были раскуплены, а посетители выставки продолжали спрашивать советские пластинки. Апрелевскому заводу пришлось срочно досылать в Брюссель еще 60 тыс. штук дисков.

В 1948 году в США появились в продаже проигрыватели специально для долгоиграющих грампластинок. В 1950 году такие проигрыватели были выпущены в Японии. Таким образом, именно 1950 год можно считать началом совместного существования как проигрывателей для долгоиграю­щей грампластинки, так и проигрывателей для «стандартной» грампластинки. Наконец, с 1961 года проигрыватели стали изготавливать только для долго­играющих грампластинок. Всего потребовалось примерно 10 лет для пол­ного перехода к долгоиграющей грампластинке.

В СССР долгоиграющие пластинки стали выпускаться с 1950 года. В том же году в мире (разработчики Эдуард Рейн и Исследовательская лаборатория фирмы «Граммофон») появились долгоиграющие пластинки с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 % (33 об./мин.). Так, при записи сигналов с небольшими амплитудами канавки располагались близко одна к другой, а при увеличении амплитуды сигналов они раздвигались. Благодаря этому нововведению увеличились динамический диапазон и время звучания пластинок.

Но в СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года. Первая долгоиграющая пластинка была выпущена Апрелевским заводом в 1951 году, а уже в 1953 году выпущена целая партия долгоиграющих пластинок. В это время завод был включен в структуру Мособлсовнархоза РСФСР. Особым революционным этапом развития виниловой пластинки стал 1958 год. В Апрелевке было начато строительство прессового, гальванического, механического це­хов, расширение инженерных служб, энергетической базы, увеличение складского хозяйства.

Весной 1958 года на Лондонской выставке звукозаписы­вающей аппаратуры впервые де­монстрировалась стереофоническая грамзапись. В этом же году был принят единый международ­ный способ записи стереофонических пластинок и была выпущена первая стереофоническая пластинка, а в 1961 году - первая партия таких дисков. В то время стереофонические пластинки еще не имели отдельной нумера­ции и регистрировались в общем списке с монофоническими записями. По­степенно к началу 1970-х годов стереопластинки вытесняли монофонические. В результате выпуск монофони­ческих пластинок в СССР был прекращен.

Хотя в СССР пластинки с широким отверстием и не выпускались, в середине-конце 1960-х годов в СССР появились необычные пластинки на 33 оборота диаметром менее 10 см - значительно меньше современного компакт-диска, односторонние, с одной мелодией длительностью в две минуты.

В 1961 году производство диафильмов на украинском языке организовано в Киеве. В 1963 году созданная в Москве в 1930 году студия «Диафильм» освоила для наглядности в обучении выпуск диапозитивных фильмов с грампластинками, на которых был записан сопроводительный текст. В 1960-70-е годы в СССР получили распространение грампластинки-открытки (кусок пластика на картоне), которые нарезались электромеханическим способом прямо при заказчике. Такие диски были особенно популярны на курортах, где на них записывали популярные хиты, недоступные на обычных заводских пластинках. По желанию на них можно было записать собственных голос, тогда такое изделие называли «звуковым письмом».

Следует заметить, что помимо монополиста в выпуске пластинок ВПТО «Фирма Мелодия» в небольшом объеме грампластинки выпускались Московской театральной фабрикой Всероссийского театрального общества. Такие пластинки чаще всего имели диаметр 10 см и стоили 15 копеек. В большинстве случаев конвертов для подобных пластинок не было.
В СССР в 1950-60-х годах отдельные студии звукозаписи записывали музыкальные произведения на крупноформатных рентгеновских плёнках. Отсюда пошло выражение «Джаз на костях» (также такие «самодельные» грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записями на рёбрах»). В те годы записи THE BEATLES, Элвиса Пресли и других знаменитых музыкантов можно было послушать только на таких полулегальных подпольных пластинках.

Технология записи на виниловые пластинки описывалась в 1964 г. следующим образом. Процесс производства граммофонных пластинок состоял из двух этапов. Первым этапом является запись звука, вторым – размножение записи. Звукозапись обычно производилась не на заводе граммофонных пластинок, а на самостоятельном предприятии, имеющем свои студии для записи, гальванический цех для получения оригина­лов и все необходимое энергетическое хозяйство. Вначале музыка записывалась на пленку. Когда все будет записано, пленка переходила в цех магнитной записи, на монтажный стол, где отбирались лучшие варианты для проведения монтажа. После того как была сделана магнитная запись пленка одобрялась художественным советом.

Затем с магнитной пленки производилась запись на тондиск - алюминиевую пластинку с идеальной поверхностью, покрытую черным лаком. На тондиск опускалось записывающее устройство - рекордер с алмазным резцом. В одной плоскости с рекордером был установлен микроскоп. На тондиск наносилась запись. С тондиска снималася металлический оригинал. Затем диск погружался в никелевую ванну, где на серебро наращивалось 10-12 микрон никеля, а затем в другой ванне наращивался слой меди. Из этого диска снимался метал­лический «негатив», с которого в дальнейшем воспроизводились матрицы для печатания пластинок. Первый оригинал хранился в особом режиме. Матрицы поступали на заводы – в Апрелевку, в Ленинград, Ригу или Ташкент, где с помощью матриц на прессах штамповали пластинки из винилитовой смолы с различными примесями. В от­крытый пресс закладывалась точно взве­шенная, рассчитанная на одну пластинку, нагретая масса винилита, и пресс закрыва­лся. Когда его вновь открывала прессовщица, пластинка была уже практически готова, снималась и обрезалась по кругу. Каждая сотая пластинка одно­го наименования проверялась техническим контролем.
На Апрелевском заводе в середине 1960-х годов работало 206 прессов, изготовляющих пластинки. В этот период ежедневно с прессов этого завода схо­дило свыше 340 тысяч дисков. Параллельно прохож­дению записи и подготовки грампластинки к производству создавались аннотации на за­писанные аудиопроизведения.

Для изготовления конвертов в цехе художественного оформления грам­пластинок использовалась самая совре­менная полиграфическая база. С по­мощью промышленной фотоустановки фотограф изготавливал слайды с изо­бражением оригинала (картины, пор­трета и т.п.), выбранного для оформления конверта. Ретушер устранял возможные дефекты. И, наконец, копи­ровщик изготавливал офсетую форму, предназначенную для печати. На специальных установках маши­нисты припрессовывали к отпечатан­ным заготовкам конверта лавсановую пленку, которая не только предохраняет от грязи и повреждений, но и придает глубину и сочность краскам, разрезают заготовки и склеивают их в конверты или альбомы.
Существовали и другие схемы организации предприятий по выпуску грампластинок (завершенные и неполные). На­пример, были заводы грампластинок, где имелись все подразделения, на­чиная с цеха звукозаписи и кончая цехом, прессующим пла­стинки, что позволяло применять завершенный цикл производства.

Следует заметить, что каждая сотая пластинка проходила строгий контроль по качеству. Иногда первый лаковый диск по техническим причинам списывался в брак. Тогда первый тираж грампластинок печатался с матрицы под вторым номером. Отсюда проблематичным является отыскание сохраненных «альтернативных версий» фонограмм (то есть забракованных).

Нестабильным было качество у пластинок, выпущенных, например, на Ленинградском иРижском заводах грампластинок. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок производил продукцию значительно более высокого качества.

В 1968 году в Ташкенте был сдан в эксплуатацию свой гальванический цех, в котором начали изготовляться матрицы с оригиналов Всесоюзной студии грамзаписи. На Ташкентском заводе грампластинок им. М.Т. Ташмухамедоваиздавались материалы Алма-Атинской студии звукозаписи. Данные подразделения были оборудованы вполне современной аппаратурой, позволяющей записывать альбомы на достойном уровне.
Хотя мы отыскали и противоположное мнение в том, что на Ташкентском заводе грампластинок штамповали виниловые пластинки самого худшего качества: абсолютно новые пластинки этого завода уже изначально проигрывались с треском, высокие частоты искажались, диски были разного цвета (красные, синие, желтые… вместо черного). Такое субъективное мнение, иной раз встречающееся в среде филофонистов, не нашло объективного подтверждения в ходе нашего исследования. Под торговой маркой Ташкентского завода грампластинок было изготовлено и выпущено в свет достаточно большое количество грампластинок превосходного качества, из которых было немало лицензионной продукции западных лейблов, что далее еще будет раскрыто.

Кстати, о цвете винила. Цветной винил (Colour Vinyl, Сlear, Multicolour) гораздо старше, чем многие коллекционеры могут себе представить: «расцвечивания» удостаивался каждый из возможных пластиночных форматов. Цветные пластинки (преимущественно красные) часто выпускались в 1950-60-х годах. Все подобные блюзовые и рок-н-ролльные релизы тех времен сейчас стали весьма редкими коллекционными артефактами. В 1970-е годы использование цветного винила (в том числе и в СССР) перестало быть гарантом покупаемости ввиду раритетности и приняло широкий массовый характер. Тем не менее, по сравнению с обычными черными пластинками, цветной винил всегда издавался в основном ограниченным тиражом, продолжает выше цениться и дороже стоить.

С начала 1960-х годов продукция Апрелевского завода стойко расходилась по таким странам, как Куба, Турция, Болгария, Ливан, Япония, Камбоджа, Кувейт, Бразилия и др. Всего в списке предварительных заказов на советские пластинки значилось в это время торговые организации из 64 стран. Так, например, только для Польши за один месяц было отпечатано 70 тыс., а для США – 50 тыс. советских пластинок.

Тираж грампластинок, выпущенных в СССР в 1970 году, достиг 180 млн. Советские грампластинки экспортировались более чем в 60 стран. Кроме того, по советским записям выпускали грампластинки и некоторые крупнейшие иностранные фирмы, в том числе «Le Chant du Monde», «Pathé-Marconi» (Франция), «Victor» (Япония), «Capitol» (США), «Ariola» (ФРГ), «EMІ» (Великобритания) и др.

В 1964 году Государственное музыкальное издательство «Музгиз» и «Советский композитор» объединились в одно издательство «Музыка», но в 1967 году они снова разделяются. Этими издательствами выпускались журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь». В самом начале 1970-х годов выпускался тематический сборник «Любителям грампластинки», куда включались статьи различных авторов-специалистов в данном вопросе.

В СССР сводный каталог грампластинок выпускался раз в 2-3 года фирмой «Мелодия» (последний выпуск датирован 1972 годом).

В СССР и др. странах периодически издавались сводные каталоги выпущенных грампластинок. В СССР сводные каталоги издавались с 1947 г., генеральные - с 1954 г. один раз в 2-3 года (первый каталог советских грампластинок был издан в 1919 году); бюллетени новых грамзаписей выпускались ежемесячно. Материалы о новых грампластинках регулярно публиковались в периодической печати («Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Советская культура» и др.) В октябре 1979 года был основан журнал «Мелодия», а первые выпуски периодичностью от 4 до 8 номеров в год начали выходить с 1980 года. В журнале печатался аннотирован­ный каталог пластинок, информация о но­востях в мире грамзаписи, о работе моло­дежных клубов и дискотек, материалы о певцах, актерах и режиссерах, давались полезные советы коллекционерам пластинок. Журнал «Новые товары» (издательство «Экономика») регулярно знакомил чита­телей с наиболее интересными пластин­ками.

«Фирма Мелодия» ежеквартально выпускала информационный бюллетень «Новые грампластинки» с аннотациями к пластинкам, поступившим в продажу и подготовленным к выпуску. В бюллетене давался рекомендательный спи­сок к юбилейным датам музыкального ка­лендаря, а также перечень грампластинок, снятых с производства. Ознакомиться с этим бюллетенем можно было в Домах грампластинок, в фирменных и специализи­рованных магазинах. Кроме вышесказанного, в каждом магазине грампластинок существовали «Картотеки наличия». В крупных магазинах информация об имеющихся в продаже грампластинках дополнительно вы­вешивалась на стенах и специаль­ных барабанах.
Таким образом, рекламное и информационное сопровождение грампластинок в СССР постепенно развивались.

В 1970-е годы в Апрелевке было установлено и освоено 159 единиц нового оборудова­ния. Цех производства пластмассы был реорганизован в цех комплексной меха­низации и автоматизации производст­венных процессов. В цехе художест­венного оформления были созданы новое печатное отделение, отделение по изготовлению офсетных форм и клише.
Следует заметить, что возможности советских проигрывателей высшего класса превосхо­дили параметры обычной грампластинки. Вообще ставить пластинки, выпущенные в СССР до 1973 года, на проигрыватели высшего класса не рекомендовалось, поскольку это достаточно быстро приводило к износу иглы звукоснимателя. Но поскольку качество звучания грамзаписи во многих случаях ограничивал не проигрыватель, а грампластинка, в 1973-1974 годах на Апрелевском заводе усиленно раз­рабатывалась и стала появляется на рынке четырехканальная стереофони­ческая (квадрофоническая) аппаратура звукозаписи. В 1976 году «Фирма Мелодия» приступала к составлению фонотеки четырехканальных магнитных фонограмм. Однако в СССР первый и единственный эксперимент по освоению четырехканального звучания состоялся лишь в 1980 году, когда был записан и выпущен альбом группы ЯБЛОКО под названием «Кантри-фолк-рок-группа „Яблоко“» (КА90—14435-6). Пластинка стоила дороже, чем обычная - 6 рублей, а общий тираж составил 18 000 копий.

По общему правилу цены на пластинки в СССР были следующие: миньон моно – 70 копеек; миньон стерео в безымянной обложке – 85 копеек; миньон стерео в индивидуальной обложке – 1 рубль; диски-гиганты: в безымянной обложке моно – 1 рубль 60 копеек; в индивидуальной обложке моно – 1 рубль 85 копеек; в безымянной обложке стерео – 1 рубль 90 копеек; в индивидуальной обложке стерео – 2 рубля 15 копеек; в целлофанированной обложке – 2 рубля 70 копеек.

Долгоиграющие пластинки, изготовленные по лицензии, стоили от 2 рублей 70 копеек до 4 рублей, а «пиратские» диски «Фирмы Мелодия» – 2 рубля 15 копеек. Иногда проходила уценка товара и тогда даже абсолютно новый диск-гигант можно было купить за 20 копеек.
Надо сказать, что на протяжении многих лет «Фирма Мелодия» пыталась разными методами решать проблему оперативности. Так, например, в 1986 году стала выпускаться для торгующих организаций экспресс-информация о новинках фирмы в жанре эстрадной музыки, пользуясь которой магазины могли самостоятельно заказать модные диски. Во второй половине 1980-х годов в Советском Союзе в целом продавалось на 100 человек населе­ния 59 грампластинок, из которых в отдельных республиках эти показатели имели существенные отличия: в Латвии - 116, в РСФСР - 68, Азербайджане - 25, Таджикистане - 20, в Туркмении - 13.

В период с 1981 по 1986 год была значи­тельно расширена сеть фирмен­ных торговых предприятий. Так, в частности был от­крыт Харьковский дом грамплас­тинок, Ереванский оптово-рознич­ный магазин. С 1984 года грампластинки в СССР реализовывались более чем в 35 тысячах торговых точек. В этот период также были открыты фирменные магазины в Таллинне, Владимире, Сумах, Рустави, Киеве, Одессе, Львове, Тернополе, Тольятти, Иркутске.

В 1989 году на территории СССР было продано: грампластинок - 99500000 штук (из них виниловых синглов 10400000 штук, LР - 89100000 штук) и аудиокассет - 11100000 штук. Для сравнения за аналогичный период вре­мени на территории США было продано: грампластинок - 71200000 штук (из них виниловых синглов 36600000 штук, LР - 34600000 штук).

Несмотря на то, что компакт-диск был изначально задуман как носи­тель звуковой информации, предшественником его с большим основани­ем следует считать все же лазерный видеодиск системы Laser Vision, а вовсе не виниловую грампластинку. Именно в процессе развития диско­вой видеозаписи была отработана технология лазерной записи информа­ции на оптический носитель, технология изготовления самого диска и способы конструирования сервосистем таких проигрывателей.

Первым появилось сообщение о разработке механического способа видеозаписив 1970 году. Воспроизведение такой записи осуществлялось, как и в обычной грамзаписи, с помощью алмазной иглы. Колебания иглы передавались на непос­редственно связанный с ней пьезоэлемент и, таким образом, механичес­кие колебания преобразовывались в электрический сигнал.

Запись механических видеодисков-оригиналов производилась так же, как и запись оригиналов для аналоговых грампластинок - путем вырезания канавки на диске с лаковым покрытием. Тиражирование таких видеодисков производилось так же и на том же оборудовании, что и долгоиграющие грампластинки.

В июне 1979 года между фирмами «Philips» и «Sony» был заключен договор о проведении совместных работ по созданию системы оптической записи звука. В результате в 1980 году появились компакт-диски, которые со временем стали самым популярным носителем звукозаписи. Однако и в СССР проводились работы по созданию системы цифровой лазерной звукозаписи. В 1975 году в структуре ВНИИРПА им. А.С. По­пова с этой целью была сформирована научно-исследовательская лабора­тория под руководством Э.И. Вологдина. Проект по реализации системы цифровой лазерной звукозаписи был масштабным и дорогим, поэтому нужна была кооперация. В 1981 году на Московским опытном заводе «Грамзапись» с использованием японского сырья все же удалось создать первые советские «цифровые» фоно­граммы для грампластинки. К сентябрю 1982 года контракты на производство проигрывателей СD и самих компакт-дисков подписали уже 44 зарубежные фирмы. В октябре 1982 года был принят стандарт на систему «Компакт-диск» и этот носитель начал свою победную экспансию по рынкам планеты. В 1984 году выпущены новые носители «магнитные диски», используемые для так называемой перпендикулярной магнит­ной записи. Если первые советские «цифровые» фоно­граммы для грампластинки были созданы в 1981 году, то к 1985 году было создано около 60 дисков с цифровой записью. К концу 1987 года в мире было выпущено уже около 30миллионов лазерных проигрывателей и более 450 миллионов компакт-дисков с му­зыкальными произведениями. Развитие цифровой техники воспроизведения звука и достиг­нутые в этой области ощутимые успехи в 1990-е годы привели к появлению большого числа проигрывателей компакт-дисков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий