понедельник, 20 мая 2013 г.

Десять лучших альбомов 2012 года. Часть 1.

1. Bill Fay - Life Is People/2012 Dead Oceans

Уникальный случай, когда через сорок два года, почти не соприкасаясь с миром профессиональной музыки, призрак, известный только коллекционерам виниловых редкостей, возвращается с потрясающим альбомом. В самом начале 70-х Билл Фэй выпустил две пластинки, никем не замеченные. Сейчас оригинальные издания стоят огромные суммы, если вообще их можно найти. Четыре с лишним десятилетия - срок большой, а в современной музыке - вечность, за которую успели появиться и исчезнуть (многие бесследно) сотни тысяч музыкантов. Мало кто верил в затею Джеффа Твиди, лидера американской группы Wilco, когда тот почти заставил Фэя записать новый альбом - мол, это так, прихоть эстетствующего инди-музыканта, не более, забава. Однако результат превзошел самые смелые ожидания, если они у кого-то и были. Да, Билл Фэй постарел, его музыка изменилась, хиппанские темы и братство всех людей ему неинтересны, у него теперь все больше о вечном, о неотвратимости смерти и подведение итогов. Но оказалось, что это зацепило многих и что такие проникновенные мелодии нынче мало кто умеет сочинять. По итогам года пластинка попала в десятку лучших релизов по версии почти всех музыкальных журналов мира, а лично я и вовсе не снимал ее с проигрывателя почти месяц.

2. ZZ Top - La Futura/2012 American Recordings

Казалось бы, ну что в этом такого - очередной альбом изрядно потрепанных бородачей из Техаса. А получается чуть ли не лучшая пластинка группы с конца 80-х. Давно превратившиеся в разменную монету современного шоу-бизнеса традиционные блюзовые стандарты в исполнении Билли Гибонса и компании наполнены бешеной энергией на грани взрыва, драйвом и, вот уж кто бы подумал, оригинальным прочтением. Начинается все с кардинального переосмысления (то ли такой техасский юмор, то ли парадоксальность блюзового мышления) культового хип-хоп-хита 80-х «25 зажигалок», давно имеющего в Хьюстоне статус неофициального гимна местных наркодилеров. Тогда это можно было расшифровать и как «25 доз» - одна доза продавалась местными барыгами в корпусе одноразовой зажигалки. Гений продюсерского цеха Рик Рубин в очередной раз помог записать блестящую пластинку, вытащив из зачерствевших душ ветеранов всех оставшихся там и явно скучающих чертей, без которых настоящего блюза не бывает. Доказано еще Робертом Джонсоном.

3. Grimes - Visions/2012 Arbutus

Канадская девушка по имени Клэр Буше, больше известная по сценическому псевдониму Grimes, в 2012 году удивила музыкальных критиков новаторской пластинкой «Visions». Особенно явственно всеобщее удивление, перерастающее в восторг, выглядит на фоне постоянного скулежа о том, что в современной музыке ничего не происходит и происходить не может. Конечно, в современной культуре ничего из ниоткуда не берется, и пришельцы с Марса новые идеи избранным не приносят. Слушатель с опытом легко опознает в музыкальной стилистике Grimes влияние Skinny Puppy, Aphex Twin и даже мелодику ABBA. Но легкость, с которой Клэр Буше смешивает, казалось бы, несовместимые электронные звуки и конструирует простые, но мгновенно запоминающиеся композиции, странный тембр ее голоса поражают и притягивают. При этом в качестве текстов она запросто использует стихи Анны Ахматовой или пытается артикулировать образы картин Иеронима Босха. Экстремальная EDM и сахарно-подростковый голос, умничанье, доступное студенту филологического факультета, выверенный продакшен и легкая вуаль неземной отстраненности - возможно, это лучший саундтрек к осознанию последствий 2012 года. Любителям Deep Purple или Uriah Heep слушать запрещается.

 4. Neil Young & Crazy Horse - Psychedelic Pill/2012 Reprise

Нил Янг в 2012 году выпустил два диска, но если первый, состоящий из перепевок классики американской народной музыки, был воспринят как «очередной альбом заслуженного ветерана», то «Psychedelic Pill» критики сразу же провозгласили чуть ли не лучшим со времен саундтрека к фильму Джима Джармуша «Мертвец». И здесь действительно есть явная связь - последняя пластинка Янга очевидно кинематографична. Композиции запросто длятся восемь, а то и семнадцать минут, а открывающая альбом «Driftin' Back» и вовсе 27 минут. В целом - почти полтора часа мощной медитации, вполне соответствующей общему названию «Психоделическая таблетка». На песню «Ramada Inn» снят семнадцатиминутный ролик, больше похожий на короткометражный фильм, чем на стандартный видеоклип, и напоминающий атмосферную киноиллюстрацию ко всем книгам Джека Керуака и Джона Фанте сразу. Стоит один раз его посмотреть, и воспринимать музыку на пластинке в отрыве от этого видеоряда будет уже сложно.

 5. Scott Walker - Bish Bosch/2012 4AD

Очередной вневременной и внестилевой опус в 2012 году выпустил и Скотт Уокер, давно обосновавшийся в собственном мире, который, похоже, никак не пересекается с реалиями и уж тем более с актуальностью. И за это легендарного музыканта и мыслителя все если и не любят, то боятся и уважают. Его музыкальное полотно шокирует, поражает воображение, испорченное стандартными песенками, вгоняет в глубокую депрессию и тут же очищает. Любые эксперименты записных умников от современной культуры кажутся на фоне этого шедевра детским лепетом. Критики выстраиваются в очередь, чтобы высказать свое почтение гению, слушатели медленно сходят с ума через полчаса прослушивания, но, словно загипнотизированные кролики, не могут остановиться. Ограниченный тираж альбома на виниле закончился на складе через две недели, продавцы в магазинах растерянно разводили руками и принимали предзаказы на переиздание. Вот и думай после этого, кто действительно важен для нас в часы ожидания конца света?

Комментариев нет:

Отправить комментарий