пятница, 27 июля 2012 г.

Какая ты, пластинка? Часть 3. ВИНИЛ или CD...

ВИНИЛ или CD
 
 А я все чаще встречаю, людей как будто кто-то подменил. В последние годы все поголовно вокруг уверены, будто винил звучит в стократ лучше CD. Причем зачастую это слышишь от персонажей, которые не то, что винил, компакт-диск то живой в руках не держали – все больше по торрентам рыскают.

Другой частый случай – откровения меломана, который обнимет тебя, и поплакав в жилетку, закатит глаза и молвит: «вот, сравнил я вчера, послушал Black Sabbath “Paranoid” на компакте, и на виниле. Земля и небо. Винил – это круто!».

Тут же я начинаю докапываться – какой именно компакт-диск, какой винил, какие издания-то тестировались экспертом? Выясняется, что товарищ искренне и наивно сравнивал пятое голландское переиздание 1977 года с третьим цифровым ремастерингом. Что он сравнивал?
По-сути это две почти разные пластинки! Вот взять Pink Floyd «Обратную сторону Луны» - у нее только официальных цифровых ремастерингов на CD – одиннадцать версий! А уж количество виниловых вариантов и не сосчитать.

Ах да, и еще на чем все сравнивается, что за техника, а?

Чтобы адекватно оценить акустические силы винила и CD, необходимо соблюсти два момента.

Требование А. Твой цифровой источник сигнала и аналоговый должны быть адекватны.
Еще лучше – чтобы они имели одинаковый характер звучания. В идеале – так чтоб и вовсе были от одного производителя!

Как показывают мои наблюдения, в домашних условиях эти требования почти ни у кого не соблюдены. Люди сравнивают звучание китайского 300-долларового CD-плеера с 800-долларовым LP-вертаком и делают весьма глубокомысленные выводы с апломбом знатока.

Требование Б. Сперва неплохо научиться сравнивать винил и компакт-диск, произведенные на основе одного общего мастеринга. Как вариант – взять ремастированный винил-новодел и соответствующий ему компакт-диск - и вперед. Другой ход – найти компакт-диск и винил оригинального первого тиража. 

Для этого подойдут любые альбомы, записанные и вышедшие в конце 80-х / начале 90-х, лишь следует убедиться, что тираж отпечатан в одной стране и в одном году.
Современные альбомы для этой цели подходят не очень хорошо, так как изначально записываются не самым разумным образом – убиты динамической компрессией и вообще безобразным отношением современной рекорд-индустрии к аудиофилам. Но если хочется - можно и на них попрактиковаться.

Сравнение одномастеринговых изданий показало, что винил побеждает не всегда. В целом у него более комфортный звук и однозначно лучше передача баса, но в насыщенных записях слабее разделение инструментов. В ряде случаев неискушенный слушатель вообще не заметит разницы. 

Здесь стоит добавить, что по мнению ряда экспертов, чтобы по басам и живости звука CD сравнялся с винилом, цифровой плеер должен стоить по крайней мере в три раза дороже винилового вертака.

А как же современные, качественно отреставрированные CD конкурируют со старым оригинальным винилом.Бывают - и очень часто - случаи, когда гений звукорежиссеров-реставраторов побеждает звучание старых тиражей. А уж сколько благодаря цифре было вытащено из руин казалось бы безнадежных записей - и не сосчитать.

Но об одной вещи не стоит забывать. Аутентичность. Многим хочется слышать звук каким он был, а не каким он стал. Даже винил, если он ремастирован, может преподнести неприятный сюрприз. Т.е. очень безжизненное , скучное звучание. Огромное число альбомов пластиночной эпохи в принципе не смогли пережить оцифровку. Они для нее не предназначались.

ИТОГ

Винил далеко не идеален - чисто технически, конструктивно его звуковой ресурс меньше компакт-диска. Треки, что ближе к центру пластинки играют заведомо хуже крайних. Динамический диапазон, гармонические искажения, разделение каналов, соотношение сигнал/шум и многие другие характеристики у CD предпочтительнее и намного. Однако индустрия производителей аппаратуры предлагает недостаточно аппаратуры, которая бы выжала весь ресурс из CD и обеспечила живой комфортный звук за человеческую цену. Ресурс винила раскрывается проще и дешевле.

В России приобретение пластинок по нашим ценам граничит с безумием. К счастью, при наличии сноровки, познаний и умения договориться, можно достигнуть завидных результатов. Покупать первопрессы в хорошем состоянии - удовольствие не из дешевых, но не так сложно найти второе-третье издание и получить столь же адекватную радость. При наличии выбора я бы советовал не экономить 200-300 рублей, и по возможности брать английский или американский релиз. Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве не так уж и дорог, а звучит вполне на уровне.


Виниловый вертак в наши дни покупается фактически по частям - проигрыватель отдельно, картридж с иглой - отдельно, и фонокорректор - тоже. При недостатке денежных знаков, лучше экономить на иглах (головках). На звук они влияют очень сильно, но их всегда можно купить выше качеством, как только появятся лишние деньги.

Но главное, что держи в уме - качественных компакт-дисков в природе проживает гораздо больше, чем винилов. Потому от цифрового звука ты все равно никуда не спрячешься.
Если есть желание насильно оживить цифры, я бы придерживался на твоем месте следующей стратегии:
  • Не покупать дорогостоящий CD плеер, а вместо этого потратиться на как можно более солидный ЦАП. Чем ты воспроизводишь сами диски уже не так важно, сейчас даже многие дорогущие (за тысячи долларов) аудиофильские транспорты делают на основе банальных китайских компьютерных приводов. В конце концов к ЦАПу можно прицепить и медиа-плеер, что в наши дни дико актуально.
  • Ламповый усилитель - удовольствие разорительное, но вполне реально подыскать транзисторный с теплым живым звуком.
  • Не покупать слишком "честную", прямолинейную акустику. Подыскать нечто слегка (именно слегка) гармонически разукрашенное, в идеале - со старомодным звучанием. До сих пор выпускается несколько моделей колонок, созданных 25-35 лет назад и дошедших до наших дней почти без изменений. Они тебя не будут кормить аналитичным, точным современным звуком, а дадут задорный винтажный окрас.
  • Предпочтительней японские компакт-диски. Во многих (не во всех!) случаях они играют теплее, добрее евроамериканских.
  • Не переборщи с утеплителями. Возьмешь теплый ЦАП, теплый усилитель и теплые колонки - получишь в сумме горячую расхлябанную кашу.
  • И не надейся, что поменяв кабели в неудачной системе ты как заправский Гудини вдохнешь жизнь в мертвую систему. Теоретически такое и может случиться, но самонадеянно рассчитывать на такие чудеса чревато разочарованием и суицидом.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий