пятница, 27 июля 2012 г.

Какая ты, пластинка? Часть 2. Как штампуют новодел?


КАК ШТАМПУЮТ НОВОДЕЛ
 
Первыми – еще в 80-е годы закрыли все виниловые заводы японцы. К середине 90-х пластиночных фабрик практически не осталось ни в Европе, ни в Америке. Однако лет десять назад, когда в воздухе повис запах винилового ренессанса, некоторые производства были восстановлены. Сейчас на рынке много легального нового винила, где не указана страна-производитель (частенько стоит made in EU) . Я полагаю, что в основном эти тиражи родом из Чехии.

Все пластинки, произведенные в последний период зовут новоделом, и он имеет ряд серьезных отличий от олдскульного (винтажного) продукта.

ПЛЮСЫ: 
  • В старые добрые времена основная масса винилов штамповалась из вторсырья. Сейчас в производство идет лишь химически чистая масса;
  • В основном печатаются тяжелые и массивные пластинки;
  • Современные тиражи очень небольшие, и как правило с одной матрицы штампуется ограниченное число копий;
МИНУСЫ:

  • Сомнительное происхождение мастер-ленты.
  • Что используется в качестве источника звука при нарезке новодела? Это может быть:
  1. сохранившаяся с незапамятных времен мастер-лента;
  2. оцифровка сохранившейся с незапамятных времен мастер-ленты;
  3. лента непонятного происхождения или ее оцифровка;
  4. компакт-диск (самый запущенный клинический случай);
  5. вообше хрен знает что;
  6. цифровой реставрированный мастер, полностью повторяющий современные ремастированные CD-тиражи, но с большей разрядностью и дискретностью. 

Последний случай в наши дни наиболее распространен и далеко не обязательно плох.

Давай вместе сразу заметим, что в суровых условиях двухтысячных годов наличие мастер-ленты не является гарантией крутого звука. Старые ленты изнашиваются, высыхают, съедаются тараканами и крысами. Зачастую лучшим сохранным экземпляром оказывается какая-то сохранившаяся каким то чудом третья копия.

Однако можно заняться компьютерной реставрацией - ремастеринг, как понимаешь, далеко не всегда зло, лишь бы руки принадлежали умелому реставратору (их мало и страшно далеки они от народа). На переизданиях древнего джаза нередко красуется надпись "восстановлено из лучших сохранившихся источников" - это может означать что угодно, даже кассету, удачно завалившуюся под детскую кроватку, на которой вы когда то спали.

Определить, какой именно мастеринг использован в производстве конкретного новодела – задача не для слабонервных. Солидные издатели имеют привычку честно указывать источник звука на конверте или внутри. Указывается автор мастеринга, год релиза и т.п. К сожалению, солидных издателей не так много, как хотелось бы – чуть больше, чем честных политиков.

Человек опытный может вычислить происхождение мастеринга, сопоставив производителя и год издания. Человек мегаопытный определит это на слух (это не так сложно, как кажется, но подразумевает давнее знакомство с материалом). Даже для сурового эксперта собирание новодела превращается в копошение в ошметках тотального хаоса. 

Потому гарантию серьезного качества тебе может дать только приобретение первопресса или специфического аудиофильского издания от Mobile Fidelity Sound Lab или Audio Fidelity. Но это уже другие деньги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий