четверг, 22 ноября 2012 г.

Жемчужины GRADO.



В СТОЛЬ ОТВЕТСТВЕННОМ ДЕЛЕ, КАК АНАЛОГОВОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ. КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КАРДИНАЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ЗВУЧАНИЕ И ПОЭТОМУ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ПОЛНОЦЕННЫМ АУДИОКОМПОНЕНТОМ.

Первый звукосниматель Grado был продан в 1953-м, а сейчас культовой американской фирмой заправляет племянник основателя Джон Градо. Львиную долю ассортимента по-прежнему составляют картриджи, которые тщательно изготавливаются вручную в небольшой мастерской, расположенной в районе Бруклина.

В современной серии Reference четыре модели: Reference Platinum ($300), Reference Sonata ($500), Reference Master ($800) и Reference Reference ($1200). Присмотримся сегодня к первым трем экземплярам.

Как видно на фото, все головки очень похожи внешне и в придачу упаковываются в одинаковые коробочки. И корпуса картриджей, и футляры изготавливаются из красного дерева, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что сорт древесины немного разный. Но что бы уж точно не перепутать, на верхней грани корпуса выгравированы инициалы: RP, RS и RM. Почему мастера Градо делают головки из дерева? Это отдельная история.

Известно, что любой звукосниматель является электромеханическим преобразователем и его механические свойства ничуть не менее важны, чем электрические. Поэтому производители всегда искали материал не слишком тяжелый, способный эффективно подавлять внутренние и внешние вибрации. В последнее время широко применяются специальные полимеры и демпфирующие жидкости, придающие конструкции необходимые акустические свойства. С древесиной работать сложнее — материал волокнистый, анизотропный, да и каждый сорт звучит по-своему. Это хорошо знают производители музыкальных инструментов и акустических систем. Джон Градо находит, что красное дерево подходит лучше всего по плотности, структуре и резонансным свойствам. Кроме того, дерево не влияет на работу магнитной системы.

Все головки серии Reference построены по принципу Moving Iron, т.е. колебания иглы передаются не на катушку или магнит, а на миниатюрное кольцо из ферромагнитного сплава. Оно движется между четырьмя полюсами сердечников, на которых находятся неподвижные катушки. Сами катушки, в свою очередь, расположены в постоянном магнитном поле, создаваемом мощным самариево-кобальтовым магнитом. Устройство головки Moving Iron показано на рис. 1, а подвижной системы - на рис. 2.

Рис. 1. Устройство головок Grado Reference

По часовой стрелке:

Алмазная игла - Передний полюс - Кольцо генератора - Полюс генератора - Катушка - Магнит - Задний полюс - Контактный вывод - Вывод полюса обмотки - Задняя полюсная прокладка - Направляющая - Резиновая втулка - Прокладка зазора - Кантеливер

Рис. 2. Устройство подвижной системы Grado Reference

А - Игла
B - Кантеливер
C - Миниатюрный элемент генератора
D - Стальной диск
E - Резиновая втулка
F - несущий элемент конструкции
G - Полюса генератора
H - Фиксированная осевая направляющая

В чем же преимущества «подвижного железа» перед конструкциями ММ и МС? Считается, что здесь сочетаются достоинства обоих типов - высокое напряжение на выходе при чрезвычайно малой массе подвижной системы. А чем меньше инерция, тем точнее игла следует по изгибам звуковой дорожки и лучше воспроизводит высокие частоты. И действительно, верхняя граница рабочего диапазона даже у младшей модели Reference Platinum - 60 кГц. Кроме того, механический резонанс уходит за пределы слышимого диапазона.

Технические параметры у Platinum, Sonata и Master абсолютно одинаковые, да и конструктивные различия между моделями незначительны. Но, как говорится, дьявол кроется в мелочах. В первых двух моделях кантеливер состоит из четырех согласованных между собой частей. Технология под названием OTL (Optimized Transmission Line) способствует более точной передаче информации от иглы к электромагнитному преобразователю. Катушки намотаны проводом из сверхчистой бескислородной меди с длинными кристаллами. В Platinum алмазная игла с эллипсовидным профилем крепится в латунной оправе, а в «Сонате» - непосредственно к плоскости кантеливера. Master имеет облегченную на 5% подвижную систему и кантеливер, состоящий из пяти частей с взаимокомпенсирующими резонансными свойствами. Кроме того, во всех моделях используются различные демпфирующие материалы. Ввиду сложности подвижной системы замена иглы пользователем не предусмотрена, так что по истечении ресурса головку придется отправлять обратно на фирму.

Теперь о звучании. Начнем  с Platinum, а затем переходил к более дорогим моделям. У них, безусловно, много общего. Прежде всего, это прозрачность верхнего диапазона.  Второй звуковой план прорисован четко, с мельчайшими подробностями. Слышно, что отдаленные аплодисменты на старых джазовых записях состоят из отдельных хлопков, хотя с многими другими головками они воспринимаются как слитное, невнятное шуршание. При этом треск и шумы не акцентируются, из-за чего субъективно пластинки кажутся немного новее, чем они есть на самом деле. Свойство, доведенное у модели Master до совершенства, будет приятным сюрпризом для любого коллекционера. Бас плотный, быстрый. Сцена у всех головок заметно выдвинута вперед, по ширине заполнена безукоризненно - даже на ранних стерео LP с примитивным сведением (четким разделением инструментов по каналам) пустоты в середине нет. Master дает большую глубину и заметно смягчает верхний регистр. Эта головка имеет невероятно высокое разрешение. При этом звучание Platinum и Sonata кажется немного более контрастным. Младшие модели, возможно, не имеют утонченности «Мастера», но их непосредственность способна подкупить и весьма искушенного слушателя. У всех трех, кстати, есть очень интересное свойство - через какое-то время хочется немного прибавить громкость, затем еще и еще...

Комментариев нет:

Отправить комментарий