Запись звука на магнитную ленту для пластинки осуществляется такими
же методами, как запись звука для радиовещания, телевидения и звукового
кино. Однако записи для пластинки имеют не информационный или
сопровождающий характер, главная их цель - полноценная запись звуковой
информации. Эти записи могут быть использованы и для будущего поколения,
поэтому они должны быть выполнены на высоком техническом и
художественном уровнях.
Помещение, в котором должна проводиться
запись, всегда определяется записываемой программой. Обычно записи
производятся в различных по размеру студиях, оснащенных разнообразной
аппаратурой, позволяющей, в частности, изменять время реверберации. При
наличии передвижного студийного оборудования записи производятся в
специальных помещениях, например в студии, театре или соборе. Запись,
как правило, проводится без публики. Ее присутствие хотя и повышает
достоверность происходящего явления, но в значительной степени
затрудняет техническое выполнение записи.
В студиях большого
размера музыканты отделены от технического персонала, проводящего
запись, звукоизолирующей перегородкой со стеклянным окном; отсюда
звукорежиссер и инженер по звуку управляют записью техническими
средствами звукозаписи. Запись звука осуществляется магнитным способом.
Однако в последнее время вновь появились пластинки с прямой записью. Их
изготавливают не традиционным способом акустической записи, а при помощи
электроакустического оборудования, в котором между микрофоном и станком
записи не используется магнитофон. Главное преимущество таких пластинок
заключается в более широком динамическом диапазоне и линейной фазовой
характеристике. К их недостатку относится запись с постоянным шагом или
ручная его регулировка по партитуре записываемого произведения. Заметим,
что измерительные пластинки в большинстве случаев изготовляют методом
прямой записи с генератора.
В настоящее время большинство пластинок
выпускается стереофоническими. Стереофоническое восприятие, в отличие от
монофонического, возможно благодаря механизму направленности слуха,
работающему на основе разницы по времени прихода сигналов к двум ушам
слушателя и интенсивности сигналов. Прослушивание на монофоническом
оборудовании стереофонических записей, изготовленных по способу разницы
интенсивностей звука, дает хороший результат, ибо такие записи
совместимы с монофоническими. Любая стереофоническая система содержит
два независимых канала, по которым передаются раздельные информации.
Устанавливая два громкоговорителя на заданном расстоянии один от другого
и подавая на каждый сигнал соответствующего канала, можно получить
пространственное распределение оркестра. Если по каждому каналу
передавать два одинаковых сигнала, то возникает впечатление звучания
мнимого источника звука, находящегося между двумя громкоговорителями.
Звук
отдельных инструментов, групп инструментов принимается динамическим или
конденсаторным микрофоном и звуковой сигнал после микшерного пульта
поступает на звукозаписывающий аппарат. Микшерный пульт и другое
студийное оборудование для снижения уровня шумов имеют симметричные
входы и выходы, а также малое выходное сопротивление. В самом простом
случае стереофоническую запись можно осуществить с помощью
двухканального магнитофона. При наличии более сложного оборудования
производят многоканальную, например двадцатичетырехканальную, запись.
Сигналы с каждой дорожки записи в оптимальных соотношениях сводят затем
на две дорожки магнитной ленты.
Для современных студийных записей
применяют магнитофоны со скоростью 38,1 см/с, ширина используемой
магнитной ленты 6,25 мм. На этой ленте сигналы левого и правого каналов
записывают на отдельные дорожки.
Отклонения амплитудно-частотной
характеристики канала воспроизведения по измерительной ленте должны быть
в диапазоне 31,5-63 Гц не более 3 дБ, в диапазоне 63-8000 Гц не более
1,5 дБ и в диапазоне 8-16 кГц - не более 3 дБ.
Отношение сигнал/шум
относительно номинального уровня записи 510 нВб/м должно быть не менее
66 дБ. Разделение между каналами в диапазоне частот 250-4000 Гц должно
быть не менее 40 дБ. Для контроля уровня записи в Европе получили
распространение малоинерционные индикаторы со световым указателем, а в
Америке - сконструированные ранее более инерционные индикаторы со
стрелочным указателем, так называемые волюметры. Чувствительность этих
двух типов приборов к импульсным сигналам отличается, но при
использовании любого из них на пластинке можно встретить кратковременную
перемодуляцию, что вызывает затруднения главным образом во время
проигрывания.
Ранее заводы пластинок гордились тем, что на их
пластинках прослушивается шум ленты, что свидетельствует о высоком
качестве прессования. В настоящее время прилагаются большие усилия,
чтобы сделать шум ленты как можно менее заметным, но на тихих
музыкальных отрывках или во время паузы его и сегодня еще можно
услышать. Для снижения шума ленты предлагались различные способы, из
которых наибольшее распространение получил шумоподавитель Долби А. В
этом шумоподавителе слабые сигналы перед записью на магнитную ленту
усиливаются в большей степени, чем сильные сигналы. При воспроизведении
слабые сигналы вместе с шумом ослабляются в том же соотношении. Этот
процесс требует идентичности относительных уровней сигналов, снимаемых с
различных студийных приборов. Как недостаток шумоподавителя Долби можно
упомянуть небольшое неестественное изменение времени нарастания и
затухания сигналов отдельных инструментов. Лучшим решением вопроса
шумоподавления представляется замена аналогового процесса магнитной
записи цифровым и использование для этой цели магнитофонов, работающих с
импульсно-кодовой модуляцией. При цифровой записи шумы теоретически
можно сделать как угодно малыми. Вообще цифровая запись имеет ряд
достоинств по сравнению с аналоговой магнитной записью звука, к которым
относятся меньшие искажения, отсутствие детонации, линейная фазовая
характеристика и равномерная частотная характеристика. Кроме того,
запись с импульсно-кодовой модуляцией можно хранить и тиражировать без
ухудшения качества.
При записи музыкального произведения
звукорежиссер изготовляет несколько вариантов музыкальных отрывков,
следующих один за другим. В этих отрывках он удаляет части с дефектами и
заменяет их частями с хорошим качеством. Таким образом, можно
смонтировать ленту с хорошей фонограммой. Монтаж требует знания музыки.
Если монтаж ленты производится с миллиметровой точностью, то при записи
со скоростью 38,1 см/с склейки получаются практически незаметными. С
смонтированной ленты перезаписывается первый оригинал, с которого
получают скорректированный оригинал, предназначенный для перезаписи на
лаковый диск.
Запись на магнитную ленту является очень трудоемким
этапом производства пластинок. В отдельных случаях 1 мин звучания
пластинки требует 100 мин кропотливой работы. Иначе говоря, магнитная
запись для пластинки со звучанием каждой стороны по 30 мин может
продолжаться одну-две недели!
Оригиналы магнитных записей хранят в
архиве при строгом соблюдении специальных условий. Их необходимо беречь
от пыли, колебаний температуры и влажности, а также воздействия внешних
магнитных полей. Из фонотеки магнитная фонограмма поступает в помещение
для перезаписи на лаковый диск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий