Во многих СМИ прошла информация, будто Апрелевский завод
грампластинок, в 2002 году признанный банкротом, возобновляет свою
работу.
Массовое производство виниловых пластинок в России было
остановлено в 1995 году. Формат явно уступал цифровому в бытовом плане,
например в хранении и переноске, но не в качестве звука. Всё имущество
завода было распродано на аукционах. Виниловые диски практически
исчезли в начале 2000-х годов. Между тем, в 2006 году лондонские
звукозаписывающие студии объявили о росте спроса на винил. Многие
независимые лейблы и альтернативные группы увеличили прежде ограниченный
выпуск виниловых дисков. Сейчас многие известные исполнители выпуская
очередной релиз стараются издать его в том числе на виниле.
Второе дыхание пластинке решил дать петербургский лейбл
Lilith records совместно с итальянской компанией Abraxas records,
которые выкупили на Апрелевке остатки оборудования. Уже в феврале
ожидаются первые тиражи современного российского винила. Фабрика
виниловых пластинок «Апрелевка» планируется недалеко от корпусов бывшего
Апрелевского завода грампластинок, который в СССР входил в состав
звукозаписывающей фирмы «Мелодия».
Фабрику грампластинок, которую уже трижды за последние
десять лет пытались оживить, основал в 1910 году предприниматель Готлиб
Моль. Под маркой “Метрополь-рекорд” фирма выпускала около сотни
пластинок в месяц. Шеллачное сырье для их изготовления — смолу,
выделяемую тропическими насекомыми, - привозили из Индии. В 1917-м фирму
передали под управление рабочих. Культурная революция 1930-х превратила
фабрику в индустриальный гигант. Апрелевские пластинки крутились по
всем патефонам необъятной страны. Сам патефон стал неотъемлемой частью
советского быта, пластинок требовалось все больше. Накануне войны завод
печатал 19 миллионов дисков в год. В Апрелевке записывались такие
личности, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.К. Жуков, С.М. Буденный, Фидель
Кастро. В СССР Апрелевский завод грампластинок, по сути, являлся
монополистом. После войны завод выпускал до 70 миллионов пластинок в
год.
С появлением магнитофона спрос на винил снижался, тиражи
падали. Для того, чтобы переписывать музыку на магнитофонную ленту, не
нужны были заводы-гиганты. Приближалась эра CD. Титаник музыкальной
индустрии СССР пошел ко дну. Если в Европе массовое производство
виниловых дисков прекратилось в 1991 году, то России его остановили в
1995-м. В какой-то момент показалось, что заводу помогут потомки Молля,
живущие в Германии. Его внук не так давно приезжал в Апрелевку,
поразился размаху, но от предложения поучаствовать в бизнесе отказался.
Скептики не очень верят в возрождение производства винила
в России. Хотя на территории страны сейчас нет предприятий, выпускающих
виниловые диски, но и спрос не велик. Основными потребителями винила
являются коллекционеры, ди-джеи, музыканты. Вероятнее всего, проект
свернется к печати под заказ маленьких тиражей (100-300 пластинок). Что
касается коллекционеров, то они скорее предпочтут приобрести
оригинальную пластинку, выпущенную в 40-е или 60-е годы, чем ее
переиздание. Для них важной составляющей прослушивания музыки остается
сам ритуал: достать пластинку из конверта, поставить на винтажную или
просто качественную вертушку и, наконец, насладиться звуком.
Но нельзя отрицать, что ставшие не так давно предметом коллекционирования пластинки снова проникли в современную культуру.
Сейчас виниловые пластинки (или LP) вновь получают
признание, о чем свидетельствует рост их продаж на фоне падения продаж
легальных CD. Пластинки сейчас выпускают во многих странах, но самый
крупный и недорогой завод находится в Чехии. Грампластинки современных
отечественных исполнителей в основном также печатаются в Чехии.
Порадует ли слушателя знаменитый завод в Апрелевке к
своему 100-летию, вернется ли в Россию пластинка, более полувека
радовавшая меломанов качественным звуком, и чем обернется попытка
пробудить спящего промышленного гиганта, станет ясно уже этой весной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий