среда, 29 августа 2012 г.

Виниловые проигрыватели Thorens в изложении д-ра Stefano Pasini. Продолжение.


Вы также легко узнаете, есть ли у вас проблема с подшипниками, рокот подшипника очень легко различить, но тяжело устранить, пока не решите, что стоит поменять подшипники. Пока разобранный стол находится на верстаке, аккуратно проверьте шахту и штифт. Такой износ подшипника также встречается и на пассиковых столах, но значительно реже, возможно потому что давление пассика на диск не такое сильное и боковое давление на подшипник меньше чем на подпружиненных роликовых системах.

Еще один путь - вам поможет небольшая хитрость торговцев подержанными автомобилями: используйте в подшипнике более вязкое масло, и шум снизится. Если вы будете регулярно смазывать и чистить ваш Thorens, то на 99% он будет так же хорош как новый.

Возможно, поэтому я люблю использовать густое масло Castrol GTX3, вместо других более изысканных сортов. Также, я пробовал использовать “фабричное” масло ЕМТ, оно хорошее, но только если с подшипником все ОК, в противном случае лучше использовать Castrol, которое к тому же настолько хорошо, насколько дешево. Я также имел положительный опыт при использовании масла средней вязкости 'Mobil D.T.E.', которое ЕМТ рекомендует для ЕМТ 928, но я не могу его найти в Италии. Пассики и ролики стоит мыть в теплой воде с мылом, а затем прополоскать. НИКОГДА не используйте для очистки старой резины денатурат, скипидар и спиртосодержащие жидкости.

Сетевые и сигнальные провода на проигрывателях, выпущенных до 1990 года весьма посредственные. Они были не очень хороши в начале, а сейчас они постарели и обычно очень плохи. Если у вас Thorens 124 в идеальном состоянии, то не стоит ничего менять. А если стол вы нашли в плохом состоянии, и восстанавливаете его, то выбросите старые, и везде проложите новые, включая экранированный сетевой.

Оригинальный деревянный корпус необходимо почистить и отполировать с большим количеством воска, а затем смазать жиром (или конопляным маслом прим. Jeen). Эти усилия воздадутся сторицей во внешнем виде восстановленной машины. И это, более или менее, все, что я думаю делать со столами в оригинальном состоянии. Давайте теперь поговорим об улучшениях (твиках).

Касаемо тонармов, боюсь, что я имею несколько странное собственное мнение. Для начала – мне сильно не нравятся SME. Современные должно быть хороши, но чрезвычайно дороги и мне не нравится их дизайн. Классические 3009/3012 серии отлично выглядят, отлично спроектированы, и вечно фешенебельны, но я не верю в их исключительность. Также, в моделях с несъемным шеллом вы получите настоящую проблему, когда захотите сменить картридж.

За долгие годы я испробовал почти все тонармы кроме SME на моих нескольких Thorens 125, от Mayware MkIV до Dynavector '505', и Stax, и Rabco 'SL - 8'.

Также пробовал несколько тонармов Grace: “545”, “840F” (очень элегантный дизайн!), “704”, “747”, сейчас остановился, наконец, на “747 МкII”, установленном на специальной, сделанной по заказу площадке. Dynavector '505' работает прекрасно, но только на Thorens 124 с тяжелым корпусом. Также он достаточно сложен в использовании (нет лифта и т.д.). Я слышал, что Dynavector '507' легче.

Дизайн площадки для тонарма более важен, чем думает большинство людей, в особенности для Thorens 125. Люди проектируют и нарезают свои площадки из дерева, оргстекла, даже из стекла и дешевого пластика. Это дает возможность только установить тонарм, но ничего более. Но должна быть только хорошая площадка, иначе все преимущества тяжелого 18 кг корпуса сойдут на нет.

Это справедливо особенно для Thorens 125, где площадка для тонарма стоит на трех штифтах и не закреплена по периметру. Также это может ухудшить общую жесткость и быть причиной маленьких резонансов на “свободных” гранях (т.е. на трех сторонах не прилегающих к металлическому шасси).

Я достаточно экспериментировал с площадками и даже изобрел свой “код” для идентификации: матовый черный – для оригинальных “заводских” площадок, светло серый - для репродукций из дерева и даже из пластика, светло зеленый – для причудливых модификаций.

Мой Grace 707 сейчас установлен на сэндвиче из двух дубовых пластинок с 3 мм прослойкой из мягкого неопрена. Три слоя склеены между собой. В идеале, такая конструкция должна подавлять все нежелательные резонансы площадки и работать очень хорошо.
Я никогда не пробовал цельнометаллические площадки, просто потому, что тяжело найти возможность отрезать необходимый кусок от листа меди или алюминия. Я не хочу использовать сталь или железо из-за его магнитных свойств. Я не уверен, но думаю, что металлическая площадка будет звучать как колокол. В скором будущем я планирую поэкспериментировать с сэндвичем из пластикового стекла.

Одну важную вещь, которую я всегда делаю с Thorens 125 (если использую его для прослушивания записей) – удаляю дно. Тонкий деревянный лист служит прикрытием от пыли, но создает эффект “закрытого ящика”, что мне не нравится, т.к. вносит нежелательную “гулкость”. Дополнительное преимущество от такого удаления – легкий доступ к рифленой кнопке остановки, намного упрощая управление устройством.
После того как компонент шасси/субшасси полностью разобран, я думаю, не будет лишним подложить снизу конуса. Я использую резиновые подставки, и они полезны с оригинальным корпусом. Я однажды поместил Thorens 125 в очень тяжелый деревянный корпус, но заметного улучшения звука не последовало.

Я предполагаю, что пружины шасси хорошо изолируют от вибраций, и нет реальной необходимости в более хорошем корпусе, а пассик поглощает большинство вибраций производимых маленьким мотором Thorens 125. Я пробовал положить различные демпфирующие материалы в пружины (неопрен, губку, даже жесткую резину), но это не принесло хорошего результата. В конце концов, это вносило только чувствительность к акустической обратной связи.

Конечно, такой способ мышления не подойдет к Thorens 124, которому абсолютно необходим тяжелый прочный корпус, т.к. у него мощный мотор и роликовый привод. По-моему, Thorens 124 надо жестко установить в очень тяжелый, очень жесткий корпус.
В корпусе снизу должны быть отверстия для сквозного расположения болтов шасси, четыре шайбы и втулки, но которые помещаются контровочные втулки для регулирования высоты на болтах шасси. Между корпусом и шасси, я думаю, нужно положить только четыре проходных втулки из жесткой резины. Кто-то, возможно, предпочтет более жесткие материалы – дерево или металл (я никогда не пробовал). С типичным корпусом массой более 20 кг, я думаю, не будет необходимости в конусах, но если вы поместите квартет из хороших латунных конусов, то звуку это точно не принесет вреда.

Кому-то нравится размещать 16-ти дюймовый тонарм на Thorens 124 и специальное питание. Вы можете, конечно, но маленькое количество вибрации, которое производит роликовый привод, может быть усилено таким длинным тонармом, а высококачественный экранированный сетевой шнур решит 90% с питанием Thorens 124 и 125. Попробуйте, чтобы поверить.

Я остановился с апгрейдом сетевого шнура и использую довольно тяжелый тонарм для Thorens 124, такой как отличный “заводской” Thorens TP-14, или надежный Audio Technica 'ATP - 12' из старых любимчиков.

На Thorens 125 я использую легкие тонармы, такие как Grace 707 MkII, который я упомянул ранее, но я не чураюсь Thorens P-16, хорошего тонарма, со средней массой, на который можно легко установить и использовать практически любым типом звукоснимателя.
Я также обнаружил, что тонарм Mayware MkIV хорошо подходит к проигрывателю Thorens 125, вместе со звукоснимателем Denon 103, такую комбинацию я использую повседневно, как сравнительный тест для нескольких проигрывателей.

Замечу, что все, что я сказал, поможет иметь преимущества только на Thorens 124 и 125, к проигрывателю ЕМТ 928 я это никогда не применял. Он как “большой брат”, настолько хорошо спроектирован и сделан, что есть огромный риск испортить его глупыми идеями и топорной работой. ЕМТ – это что-то пугающее, возможно также из-за астрономических цен на запчасти.
Мой постоянно модернизируемый проигрыватель Thorens 125 из первых серий - моральный флагман в моей коллекции, т.к. только Thorens можно нормально слушать. Старые столы продолжают меняться, но только некоторые из них звучат так, как мне нравится. Как Thorens 124, а у меня модель Мк2, над котором я неизменно работаю… сейчас он ждет новый корпус.
У меня также есть для сравнения другой, прекрасный, абсолютно оригинальный Thorens 124 MkII. Этот Thorens возвышается в центре коллекции, и я думаю, что он заслуживает командные позиции. С чувством собственного достоинства в своей оригинальной корабельно серой ливрее стоит он над другими проигрывателями моей небольшой, но значимой коллекции, окружаемый меньшими, но все равно достойными, Торенсами и, глядящими свысока (и заслуженно), на работающими изо дня в день проигрывателями ЕМТ. Я уверен, что господин Thorens и господин Franz гордились бы таким расположением.

В статье использованы материалы с сайта  www.inthouse.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий