История почти
длиною в жизнь д-ра Stefano Pasini
Перевод: Jeen
Я купил свой первый Thorens 125 с
рук в 1975. Это была отличная модель Мк2 с тонармом SME3009, в моих юных мыслях
он занимал тот же уровень что и автомобили престижных марок Ламборджини или
Ягуар, или что-то очень похожее.
Спустя время, в результате
отчаянных поисков второго проигрывателя грампластинок (помните то время, когда
усилители еще имели два входа фонокорректора?), я купил с четвертых или пятых
рук Thorens 124, за сумму около $10. Это был проигрыватель первой серии, в
отличном состоянии, с оригинальным тонармом, но без корпуса, и когда я сделал
корпус и подключил его, я был просто шокирован его качеством!
Конечно, я не мог признаться
перед знакомыми энтузиастами, что проигрыватель имевший привод на старом
ролике, который считался хламом, может быть так же хорош, что и современный
Thorens 125 или одним из проигрывателей с прямым приводом, которые приходили из
Японии.
Но, даже не будучи аудиофилом (я
не смогу вам сказать, сколько я в начале испробовал транзисторного мусора),
слушая Thorens, я был ошеломлен чистым звуком и исключительной тишиной этого “устаревшего”
электрофона.
Годы пролетали, усилители и акустика, кассетники и тюнеры,
Michell, EMT и Voices of the Theatre приходили и уходили, но всегда у меня под
рукой была пара или больше изделий компании Thorens. Сейчас у меня 12 моделей
Thorens, и они никогда меня не разочаровывали. Даже дешевые проигрыватели “TD”
имеют собственные достоинства, и даже безнадежно разрушенные машины можно с
легкостью воскресить, а это можно сказать только о немногих наиболее
высококачественных товарах.
В настоящие дни, я слушаю EMT 950 с тонармом 929 и головкой
EMT XSD 15 в главной системе, Garrard '301' в Shindo корпусе, с SME 3012 и
Denon 103 во второй (ЕМТ безгранично лучше), и специально приспособленный под
меня Thorens 125 в третьей системе. Так или иначе, она наиболее любимая. Я
считаю, что проигрыватель ЕМТ, абсолютно выдающийся в своей беспощадной
эффективности, но эта та машина, что неприкосновенна в своем совершенстве, и
если вы захотите что-нибудь усовершенствовать, то можете легко все испортить.
Garrard имеет шарм “старого мира” но он не каждому придется по вкусу.
Со столами Thorens я могу насладиться
персональным подходом. Большинство проигрывателей у меня абсолютно исправные и
находятся в отличном состоянии. Это забытые герои, которых я по-настоящему
люблю.
Мне нравится восстанавливать их,
перестраивать все что смогу и затем модифицировать их согласно тому, что читал
или, тому, как сам придумаю. Да, я модифицирую некоторые из моих столов… да
парни, я даже пытаюсь улучшить их! Я никогда не находил ничего так положительно
откликающегося на вмешательство, как Thorens 125.
Я также поработал и с 124, 301 и
401, а также со многими другими виниловыми проигрывателями, но модель TD 125
остается моим фаворитом, т.к. является наиболее податливым материалом. Я
считаю, что, неправильно сделав корпус для Thorens 124, вы имеете большой риск
получить деградацию его звуковых качеств.
Этот пример не касается 125.
Давайте посмотрим вместе, что мы можем улучшить у наших проигрывателей
семейства Thorens.
Перед тем как поговорить об улучшениях, я хочу рассказать о
печальном.
Сейчас, когда во всем мире винил
снова стал фешенебельным, и настоящие или “так называемые” аудиофилы открывают
для себя качество проигрывателей виниловых дисков Thorens 124, Garrard 301 или
ЕМТ 930, и затем бегут покупать эти “пожилые” деки, а затем, к сожалению,
некоторые из них делают слишком серьезные изменения для улучшения звучания,
руководствуясь сомнительными идеями.
Я не могу смотреть как любители
(особенно это касается бескультурных ближневосточных людей) возомневают о себе,
что они лучше, чем основатель фирмы Hermann Thorens или Wilhelm Franz
основатель Elektro-Mess-Technik (EMT), которая, сегодня известна, как ЕМТ
Studio GmbH, и их немецко-говорящих инженерных команд.
Если модификация была проведена
над вторичными легкозаменяемыми частями такими, как кабели или разъемы и т.д.,
я ограничусь только предупреждением.
Однако, я строго возражаю над
варварскими действиями над столами, которые дошли до нас в отличном
оригинальном состоянии и сейчас у них: профрезерованные дырки под второй
тонарм, вырезанные куски под стабилизированное питание, безжалостно испорченные
чтобы придать владельцу ауру “посвященного аудиофила”.
Я думаю, что такого рода
злоумышленникам можно только присудить звание “культурно неполноценные”.
Пока человек не готов понять
настоящей исторической ценности классических столов, ему лучше придерживаться дешевой
модели проигрывателя. Что можно сделать с такими парнями? Я не знаю, но одна из
идей – казнь на электрическом стуле.
Конечно, сказанное выше не
касается того, кто захочет спасти сломанный стол от утилизации. В этом случае,
может пройти вечность, пока вы не достигнете “оригинального” состояния, может,
стоит попробовать что-нибудь новое, и это может оказаться полезней.
Я говорил, и буду говорить вам,
чтобы Вы воздерживались от модифицирования любых оригинальных столов, если Вы
их найдете.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: нижесказанное может
сильно шокировать некоторых “пуристов”.
Обслуживание Thorens 124 и 125
(как и любых винтажных проигрывателей Thorens) легкое, при условии что мотор
или электроника не сгорели безнадежно. Thorens всегда использовал отличные
материалы, так что обычно нужно только разобрать, почистить, отполировать
механику, и аккуратно проверить все детали.
В дальнейшем, у вас будет шанс
использовать целый набор необычных и потенциально вредных инструментов на свой
выбор, то, что мне всегда нравится. Будучи глазным доктором, мне приносит
наслаждение долгое пристальное рассматривание в биомикроскоп резины ролика или
иглы звукоснимателя.
А чтобы расслышать рокот
проигрывателя, нет ничего лучше старого доброго стетоскопа. Я с юных лет
использую его для тестирования проигрывателей, когда я был студентом медиком
(где-то около 30 лет назад). Lucio Cadeddu, редактор известного он-лайн HiFi
журнала “TNT”, одного из наиболее интересных и откровенных аудиофильских
он-лайн журналов, один из первых экспертов, кто начал говорить об этом
инструменте и его использовании в аудио.
Стетоскоп – разоблачающий
инструмент. Приложите его к корпусу работающего стола, и вы услышите все сорта
шумов, ударов, свистов и жужаний. Даже Tektronix, я уверен, не даст столько
информации о состоянии вашего стола.
Использование стетоскопа “до” и “после” любой улучшающей
процедуры не скажет вам, принесла ли модификация улучшение звука, но непременно
поможет вам понять, решили ли вы проблему. Я использую немецкий стетоскоп и
надеюсь, что мой Thorens чувствует себя с ним лучше. Я также использую
осциллограф, но это простой прибор и я его в основном использую только для
слежения за шумами в сигнальных проводах.
Используя стетоскоп, вы узнаете, что пассиковые столы
высокого уровня значительно более тише работают, чем сопоставимые роликовые,
наравне с отличными моделями проигрывателей с прямым приводом. Thorens 124 –
это не шумный стол, но вы услышите все изъяны на поверхности ролика, если вы, к
несчастью, их имеете.
Продолжение следует....
Комментариев нет:
Отправить комментарий