Как правило, современные усилительные устройства имеют корректор или,
как еще говорят, схему выравнивания характеристики записи с применением
рекомендаций RIAA. Сколько было сломано копий в спорах о схемотехнике
корректора, лучшие варианты из которой ныне можно найти только в
аппаратах High End! В стандартном же Hi-Fi если и можно встретить такую
часть схемы, то скорее всего она будет построена вокруг простенького
сдвоенного операционника, хотя и с достойными параметрами. Как видно из
частотной характеристики воспроизведения корректора RIAA, сигналы низших
частот получают значительное усиление по сравнению со средними
частотами. Разница на границе частот достигает 20 дБ. При невысоком
качестве проигрывающего устройства это, естественно, приводит также к
усилению помех от вибраций движущегося механизма вращения грампластинки,
проявляющемуся в виде неприятного гула, а при недостаточной развязке
корпуса проигрывателя от звуковых колонок может вызвать акустическую
обратную связь. Для предотвращения всех этих неприятностей в схему
корректора или за ним включают специальный фильтр инфранизких частот,
обеспечивающий уменьшение усиления на частотах ниже 20-30 Гц с большой
крутизной (12- 18 дБ/октава) – так называемый RUMBLE или SUBSONIC-фильтр.
Совершенствование грамзаписи шло также и по пути улучшения звукоснимателей – преобразователей механических колебаний иглы в электрические сигналы. За сравнительно короткий срок это устройство превратилось из простой иглы для фонографа или патефона (кстати, изготовляемой не только из металла, но и из специальных сортов дерева) в весьма сложные электронно-механические изделия, многие из которых можно рассматривать как своего рода произведения искусства. Не вдаваясь в сложные технические объяснения, можно сказать, что современные головки звукоснимателей различаются по принципу преобразования механических колебаний иглы в электрический сигнал и физике процесса преобразования. Те звукосниматели, которые нас интересуют, – магнитные головки – подразделяются на головки с подвижным магнитом (moving magnet), или MM-головки, и на головки с подвижной катушкой (moving coil), или MC-головки. Они имеют следующие преимущества: широкий диапазон воспроизводимых частот (до 45-50 кГц при неравномерности 1-2 дБ), малую прижимную силу (менее 15-20 мН), большую гибкость подвижной системы, хорошее огибание канавки грампластинки, достаточное разделение между стереоканалами, значительно меньшие нелинейные искажения, а самое главное – несравнимо лучший звук. Имеющиеся недостатки – низкая чувствительность, необходимость корректирующего усилителя, чувствительность к магнитным полям – с лихвой перекрываются их достоинствами.
Совершенствование грамзаписи шло также и по пути улучшения звукоснимателей – преобразователей механических колебаний иглы в электрические сигналы. За сравнительно короткий срок это устройство превратилось из простой иглы для фонографа или патефона (кстати, изготовляемой не только из металла, но и из специальных сортов дерева) в весьма сложные электронно-механические изделия, многие из которых можно рассматривать как своего рода произведения искусства. Не вдаваясь в сложные технические объяснения, можно сказать, что современные головки звукоснимателей различаются по принципу преобразования механических колебаний иглы в электрический сигнал и физике процесса преобразования. Те звукосниматели, которые нас интересуют, – магнитные головки – подразделяются на головки с подвижным магнитом (moving magnet), или MM-головки, и на головки с подвижной катушкой (moving coil), или MC-головки. Они имеют следующие преимущества: широкий диапазон воспроизводимых частот (до 45-50 кГц при неравномерности 1-2 дБ), малую прижимную силу (менее 15-20 мН), большую гибкость подвижной системы, хорошее огибание канавки грампластинки, достаточное разделение между стереоканалами, значительно меньшие нелинейные искажения, а самое главное – несравнимо лучший звук. Имеющиеся недостатки – низкая чувствительность, необходимость корректирующего усилителя, чувствительность к магнитным полям – с лихвой перекрываются их достоинствами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий