Бинауральная
запись — это специальная техника записи, которая дает ошеломляющее
объемное звучание при воспроизведении через головные телефоны.
Бинауральные записи делаются при помощи системы "искусственная голова": на макете человеческой головы вместо ушей размещают микрофоны, а затем такую "голову" помещают в концертный зал или другое акустическое пространство. При воспроизведении через наушники такие записи создают поразительную иллюзию реального трехмерного акустического пространства.
Некоторые классические примеры бинауральной записи подчеркивают ее свойство создавать звуковую среду в пределах полных 360° вокруг вашей головы. Одна такая запись имитирует стрижку волос. Сидя в наушниках, слушатель может указать местоположение ножниц, движущихся вокруг головы, и расстояние до них. В другой записи - совершенно сверхъестественная иллюзия мухи, кружащейся над головой слушателя, а затем подлетающей прямо к уху.
Подобные записи служат для демонстрации возможностей метода, но бинауральная запись используется и для того, чтобы запечатлеть, а потом воспроизвести исходное звуковое поле музыкального события. Бинауральная запись обеспечивает совершенно естественное и реальное звучание при использовании всего двух каналов, не нуждаясь в декодерах или большом количестве акустических систем.
Чтобы понять, в чем тут дело, полезно вспомнить некоторые особенности человеческого слуха. Звуковые волны, взаимодействуя с туловищем, головой и ушными раковинами, изменяются. Например, звук, поступающий сзади, содержит меньше высокочастотных компонентов, чем тот, что слышится спереди. Более того, форма ушной раковины такова, что она создает отражения, которые смешиваются с сигналами, попадающими непосредственно на барабанную перепонку. Комбинация прямого и отраженного звука создает гребенчатую фильтрацию, то есть периодическую последовательность провалов в частотной характеристике. Мозг анализирует характер этой фильтрации (в частности, какие именно частоты подавляются) для того, чтобы определить местоположение источника звука.
Когда музыка записывается с микрофонов, установленных в открытом пространстве, такого пространственного эффекта не возникает, но он существует при записи на микрофоны, вставленные в ушные каналы "искусственной головы". При воспроизведении бинауральной записи через наушники, мозг легче "обманывается", полагая, что находится в естественном трехмерном звуковом поле.
Благодаря наушникам, передающим бинауральную запись, левое ухо слышит только сигнал левого канала, полученного с левого микрофона головы-манекена, а правое - только сигнал правого канала. Бинауральная запись прекрасно звучит и через громкоговорители, но чтобы получить поистине потрясающий эффект звукового пространства, вам надо надеть наушники.
Бинауральные записи делаются при помощи системы "искусственная голова": на макете человеческой головы вместо ушей размещают микрофоны, а затем такую "голову" помещают в концертный зал или другое акустическое пространство. При воспроизведении через наушники такие записи создают поразительную иллюзию реального трехмерного акустического пространства.
Некоторые классические примеры бинауральной записи подчеркивают ее свойство создавать звуковую среду в пределах полных 360° вокруг вашей головы. Одна такая запись имитирует стрижку волос. Сидя в наушниках, слушатель может указать местоположение ножниц, движущихся вокруг головы, и расстояние до них. В другой записи - совершенно сверхъестественная иллюзия мухи, кружащейся над головой слушателя, а затем подлетающей прямо к уху.
Подобные записи служат для демонстрации возможностей метода, но бинауральная запись используется и для того, чтобы запечатлеть, а потом воспроизвести исходное звуковое поле музыкального события. Бинауральная запись обеспечивает совершенно естественное и реальное звучание при использовании всего двух каналов, не нуждаясь в декодерах или большом количестве акустических систем.
Чтобы понять, в чем тут дело, полезно вспомнить некоторые особенности человеческого слуха. Звуковые волны, взаимодействуя с туловищем, головой и ушными раковинами, изменяются. Например, звук, поступающий сзади, содержит меньше высокочастотных компонентов, чем тот, что слышится спереди. Более того, форма ушной раковины такова, что она создает отражения, которые смешиваются с сигналами, попадающими непосредственно на барабанную перепонку. Комбинация прямого и отраженного звука создает гребенчатую фильтрацию, то есть периодическую последовательность провалов в частотной характеристике. Мозг анализирует характер этой фильтрации (в частности, какие именно частоты подавляются) для того, чтобы определить местоположение источника звука.
Когда музыка записывается с микрофонов, установленных в открытом пространстве, такого пространственного эффекта не возникает, но он существует при записи на микрофоны, вставленные в ушные каналы "искусственной головы". При воспроизведении бинауральной записи через наушники, мозг легче "обманывается", полагая, что находится в естественном трехмерном звуковом поле.
Благодаря наушникам, передающим бинауральную запись, левое ухо слышит только сигнал левого канала, полученного с левого микрофона головы-манекена, а правое - только сигнал правого канала. Бинауральная запись прекрасно звучит и через громкоговорители, но чтобы получить поистине потрясающий эффект звукового пространства, вам надо надеть наушники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий