Игла звукоснимателя находится в
непосредственном контакте со звуковым носителем, т.е. с грампластинкой. Она
также является и самым первым звеном в тракте звуковоспроизведения. Ваша
аудиосистема воспроизведет именно ту информацию, которую удалось считать игле,
поэтому к конструкции игл предъявляются не просто высокие, а высочайшие
требования. Выполнение этих требований затрудняется тем, что игла
звукоснимателя должна иметь микроскопические размеры, но при этом иметь
тщательно выверенную форму и обладать рядом физических параметров, которые
диктуются требованиями получения качественного звука. Вот почему проектирование
и производство игл для современных звукоснимателей – это без преувеличения
ювелирная работа, требующая от производителя абсолютной безупречности.
Износоустойчивость иглы очень важна не только для получения звука хорошего качества, но и для сохранности самих записей. Дело в том, что на поверхности сточенной иглы могут возникать шероховатости или острые режущие кромки, которые вполне в состоянии повредить модулированную звуковую канавку. Кроме того, при стачивании иглы образуется мельчайшая крошка, которая оседает в звуковой канавке и, являясь по сути, превосходным абразивом, вносит свой вклад в разрушение модулированных поверхностей ее стенок.
Самые простые в производстве и недорогие иглы имеют в разрезе сферическую форму. При той плотности, с которой сейчас записываются грампластинки, необходимо, чтобы зона контакта иглы со стенками модулированной дорожки имела исчезающе малые размеры (порядка 10 мкм). Применение таких тонких игл предъявляет, кстати, повышенные требования к производству самих грампластинок – они должны хорошо противостоять кратковременным нагрузкам, сохраняя форму дорожек.
Простые в изготовлении сферические иглы, к сожалению, обладают и определенными недостатками. При воспроизведении звука высокой частоты, записанного с высоким уровнем, игла не может отследить все изгибы модулированной канавки, в результате чего происходит потеря музыкальной информации и разбалансировка каналов. Кроме того, в некоторых ситуациях игла входит в контакт не с теми участками, которые были записаны резцом для текущего момента времени, а с другими. При этом участки на правой и левой стенках канавки, с которыми контактирует игла, могут соответствовать различным моментам времени. Что при этом происходит со звуком, вы можете догадаться сами. Ни о какой точности построения звукового пространства речи уже быть не может.
Для того чтобы в той или иной степени устранить этот недостаток была предложена игла, имеющая в разрезе форму эллипса. Эллиптическая игла позволяет гораздо более точно отслеживать изгибы глубоко модулированной канавки, а за счет большей площади контакта с ее поверхностью гораздо меньше портит пластинку. Эллиптическая игла гораздо больше соответствует по своей форме треугольному резцу, с помощью которого записывается мастер-диск и поэтому обеспечивает гораздо более точное воспроизведение в плане временных характеристик, а следовательно и в плане построения пространственной картины. Помимо эллиптической формы были предложены и другие варианты изготовления игл звукоснимателей, каждая из которых обладала тем или иным преимуществом. Фантазию теоретиков, предлагающих эти варианты, как обычно ограничивают суровые реалии. Производить микроскопические иглы с экзотическими формами – задача практически невозможная, а если и возможная, то очень дорогая.
Как мы уже говорили, игла нуждается в постоянном контроле износа. Изношенная игла будет иметь протяженные площадки контакта, которые не позволят ей точно отслеживать сильно модулированные участки записи. Кроме того, изношенная игла будет погружаться в канавку на большую глубину и вполне может контактировать с дном звуковой дорожки, что приведет к появлению посторонних и крайне неприятных звуковых шумов. О том, что изношенная игла наносит непоправимый вред самой записи, я уже предупреждал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий