суббота, 4 октября 2014 г.

Обзор MC-звукоснимателя Transfiguration Phoenix S.Часть 2



Звук

Как только головка Transfiguration Phoenix S полностью разыгралась, я отметил ее превосходное звучание на акустической музыке, особенно фортепианном соло и джазовых ансамблях. Звучание было очень детальным, но вместе с тем полновесным и полнотелым. Запись Оскара Питерсона The Duke Ellington Songbook (LP, Verve Select 2331 090) прозвучала безупречно. Рояль Питерсона на Sophisticated Lady продемонстрировал потрясающий эффект присутствия, удивительное разрешение по низкоуровневой информации и удивительный темперамент, которого я даже не ожидал. Контрабас Рэя Брауна звучал потрясающе мощно и артикулировано, формируя тонкий захватывающий диалог с инструментом Питерсона. Ударник Эд Тигпен сопровождал музыкантов взвешенными, четкими ударами цимбал. Сразу на нескольких альбомах Стэна Гетца на Verve я отметил чистую, сладкую и чувственную середину. В частности, саксофон Стэна Гетца звучал особенно певуче, насыщенно, с изящным свингом на поразительно живых импровизациях на Voices (LP, Verve V6-8707).

Фортепианная музыка звучала великолепно. Первая часть бетховенской 4-й сонаты ми бемоль, опус 7 в исполнении Альфреда Бренделя (LP, Philips 9500 506) порадовала искрящимися контрастами, длительными послезвучиями и богатой серединой. Я слышал хорошо выраженные крещендо на аккордах, стремительные арпеджио и взрывную динамику там, где она уместна. В рояле Гезы Анда на первой части фортепианного концерта Моцарта №21 в до мажоре, K.467 (LP, Deutsche Grammophon 138783), ощущался вес в нижних регистрах инструмента и экспрессия во всем остальном диапазоне вплоть до самого верха на волнах напористых арпеджио и стремительных каденций. Пьеса «Round Midnight» в сольном исполнении Телониуса Монка на пластинке Greatest Heats (LP, Columbia CS 9775) обнаружила мощь и уверенность в этой замечательной угловатой мелодической структуре с выразительной партией левой руки, синкопированными нотами с тремоло и плавными арпеджио. Верх звучал поразительно чисто и звонко. В технических характеристиках Phoenix S указан рабочий диапазон частот 20 Гц – 40 кГц, +/- 2 дБ. Судя воспроизведению фортепианной музыки, это так и есть.

Другая акустическая музыка также впечатлила. Мне понравилось почти все на диске Эрика Клэптона Unplugged (LP, Reprise 468412-1), особенно «lonely Stranger». Гитарные щипки и переборы струн Клэптона звучали чисто и выразительно как в общем ритме, так и синкопированные.Как всегда, фортепиано было на высоте – насыщенное, с богатой гармонической надстройкой, звонкими и детальными высокими. Музыкальная ткань казалась естественной, голос Клэптона иногда звучал суховато, но с живым оттенком фальцета, а подпевки женского вокала отличались кристальной четкостью голосов, объемом и деликатностью, которая была в конце разбилась об взрывной заключительный аккорд Клэптона.

Акустическая гитара Джерри Гарсия на «Ripple» с альбома Grateful Dead American Beauty (LP, Warner Bros WS  1893) также звучала красочно и органично в сопровождении ловких переборов второй гитары и мандолины. Темп, чувство ритма и сыгранность были великолепны. Билл Кройцман на ударных и перкуссионист Мики Харт вели непринужденный диалог на фоне струнных инструментов. Поверх всего этого великолепия с гармониями Фила Леша вокал Гарсия в отдельные моменты насыщался сибилянтами, но звучал светло и экспрессивно. Струнная партия группы была во всей своей красе. Phoenix S не менее хорошо справлялась и с электронной музыкой. Мне очень понравилось свингующее, с мягкими роковыми нотками исполнение «Rivers of Babylon» группой Melodians на звуковой дорожке к фильму The Harder They Come (LP, Mango MLPS-9202) – фильму, благодаря которому мир узнал о настоящем ямайском регги. Электрическая ритм-гитара, приглушаемая тыльной стороной ладони исполнителя, дает потрясающий бит, на фоне которого все остальное, включая тенор лидер-вокалиста Брента Дау, звучит очень живо, а музыкальное действие превращается в интригующий каскад двусмысленных вопросов и ответов в стиле стихотворных растафарийских цитат из псалмов. На «White Room» с альбома Cream Wheels of Fire (LP, Polydor 0042282757814) бас-гитара Джека Брюса звучит плотно и авторитарно, и его темное, темпераментное вибрато наплывает на сипловатый говорок гитары Клэптона. И когда Клэптон начинает свою вокальную партию, его хрипловатый голос звучит драматично. Барабаны Джинджера Бейкера прорываются сквозь музыкальное полотно отрывисто и динамично, а удары большого барабана кажутся зловещими. И я услышал лишь легкий избыток верхних частот на его тарелках.

Многоголосье Choir of King’s College под управлением Дэвида Уиллкокса (концертная запись в King’s College Chapel, Кембридж) прозвучало воздушно и сбалансировано на «Lord, our redeemer» из первой части Страстей по Иоанну Баха (LP, Argo GOS 628-30). Philomusica of London я, казалось, слушал из середины зала, настолько силен был эффект присутствия, да и общий тональный баланс оказался исключительно безупречным. Это одна из наименее качественных, не блистающих разрешением записей в моей коллекции, и, тем не менее, я нашел ее звучание вполне удовлетворительным и когерентным благодаря Phoenix S. В одном из пассажей я даже различил голоса двух басов, тихонько подпевавших тенору Александру Янгу.  

При отличном обращении с акустической музыкой Phoenix S по первому времени меня озадачила, когда дело дошло до звучания скрипок, как соло, так и в составе оркестра. Но по мере разыгрывания головки скрипки начинали звучать все более открыто, пока наконец через 140 часов работы оркестры зазвучали именно так, как я ожидал, скрипки красочно раскрылись в своем среднем регистре и, когда это уместно, приобрели кипучую энергию в звуковой атаке. На самом деле, по своим необычайно длительным периодом разыгрывания, исключительной прозрачностью и динамикой новая головка Phoenix S схожа с выходными трансформаторами на аморфных сердечниках, которые присутствуют в некоторых лучших моделях однотактных триодных ламповых усилителей. В сборнике произведений Моцарта в исполнении Генрика Шеринга (LP, Philips Festivo 6570 024) соло скрипки звучало сладко, чисто, масштабно и даже с оттенком теплоты. Разрешение было высочайшим, Phoenix S продемонстрировала хорошую работу в верхнем частотном диапазоне и потрясающую детальность.

Скрипичные партии также удивили естественностью, непосредственностью и силой, но без налета стекла или резкости в первой части скрипичного концерта №3 в соль мажоре, K.216. Phoenix S показала естественную макродинамику в тутти, будучи в состоянии передать без потерь деликатность скрипичного пиццикато в аккомпанементе и замечательном, богатом нюансами соло Шеринга.

Сравнение

Моим референсным звукоснимателем около трех лет была головка ZYX Airy 3 ценой $3450. При уровне выхода 0,24 мВ, внутреннем сопротивлении 4 Ом и весе 7 г (с серебряным основанием) Airy 3 по основным параметрам весьма близка к Phoenix S и даже может похвастаться более широким частотным диапазоном: 10 Гц –100 кГц. Когда я сравнивал эти две японские головки напрямую, как в пассивном включении (через повышающий трансформатор EAR MC4 на вход ММ фонокорректора Herron), так и в активном (на вход МС фонокорректора Herron), я обнаружил ряд интересных различий.
Несмотря на декларируемый гораздо более широкий частотный диапазон, Airy 3 звучит более отстраненно, стабильно с большей степенью релаксации в звуке со сладковатым привкусом на скрипах в оркестре т обычно более мягко на вокале. В целом она мягче по звуку в сравнении с Phoenix S. На сольном фортепиано и скрипке, как и на скрипках в оркестре, Airy 3 звучит более округло, с более мягкими средними частотами и несколько меньшей детальностью. Трели Альфреда Бренделя на сонате Бетховена не имели такого кристаллического верха, как с Phoenix S. Оркестровые скрипки могли звучать легко и сладко на записях Шеригна, исполняющего скрипичный концерт №3 Моцарта, а в других местах форсировано и полнотело, и его исполнение в целом казалось таким же живым и прочувствованным, как и с Transfiguration, но менее подробным в плане детальности. На струнных и фортепиано Phoenix S демонстрирует более высокое разрешение.
Phoenix S оказалась также более быстрой и темпераментной на диске Клэптона Unplugged, его щипки и переборы гитарных струн звучали более смело и искренне, чем с Airy 3. На White Room (Cream) бас Джека Брюса звучал более отдаленно с Zyx, но его вибрирующий голос был почти таким же живым, как с Phoenix S. Барабаны Джинджера Бейкера немного выделялись в миксе, как и электрогитара Клэптона, хотя и в меньшей степени. А на «Ripple» (Grateful Dead) щипки и переборы струн акустической мандолины и гитар оказались не такими ошеломляюще прозрачными на Airy 3. И снова Phoenix S оказалась более динамичной и продемонстрировала более высокое разрешение.

Звучание большинства джазовых записей с Airy 3 было таким же чистым, сладким и прочувствованным, как и с Phoenix S, но в целом чуть приглаженным и менее драматичным в смысле динамических оттенков. Середина была великолепна, что подтвердил тенор-саксофон Стэна Гетца на Voices, но Phoenix Sснова оказалась более живой и создающей более явный эффект присутствия, и я мог лучше слышать темпераментное рубато медленных арпеджио Оскара Питерсона на «Sophisticated Lady» с диска the Duke Ellington Songbook.

Наконец, с Airy 3 Philomusica of London звучала прекрасно, особенно в «Lord, our Redeemer» из Страстей по Иоанну – не так напряженно и вместе с тем не анемично, а цветисто и в целом очень близко к тому, как получилось с Transfiguration.
Но хор все же оказался более напористым с ZYX, по-моему, по причине более деликатных, свободных и рафинированных высоких частот. Пульсирующий ритм басовых нот органа был более выраженным, и в целом исполнение лучше ложилось на слух с Transfiguration – с этой головкой оно казалось более органичным и сбалансированным.

Заключение

Transfiguration Phoenix S – великолепный звукосниматель с нейтральным тональным балансом. Головка обладает высоким разрешениеми способностью реалистично передавать как резкие динамические контрасты, так и деликатные нюансы, ей также свойственна удивительная детальность. Засомневавшись поначалу насчет формирования фактуры звучания оркестровых струнных, в конце я убедился в том, что именно струнные она воспроизводит великолепно, как и все остальное, и даже предпочел ее моей референсной головке ZYX Airy 3 на всех фрагментах музыки, за исключением хорового пения.

Если вы готовы приобрести новый звукосниматель, я искренне порекомендую рассмотреть кандидатуру Transfiguration Phoenix S. И не только за ее несомненные звуковые достоинства, но и потому, что за свою цену это очень выгодное приобретение и успешная усовершенствованная версия известного изделия знаменитой компании и уважаемого конструктора. Йошиока-Сан произвел на свет несомненного чемпиона-победителя

Комментариев нет:

Отправить комментарий