вторник, 3 декабря 2013 г.

Van Der Graaf Generator - The Least We Can Do Is Wave To Each Other

The Least We Can Do Is Wave To Each Other - второй альбом английской группы прогрессивного рока Van Der Graaf Generator, вышедший в феврале 1970 года на Charisma Records (CAS 1007) в Великобритании, на Philips - в европейских странах, на Probe/ABC Records - в США (почему-то с другой обложкой). Вообще-то, вторым этот альбом стал считаться лишь многие годы спустя, уже из исторической перспективы, когда музыкальное наследие Van Der Graaf Generator обрело в том числе архивную ценность. Но современниками, а главное самими музыкантами группы The Least We Can Do Is Wave To Each Other назывался дебютным и от него вёлся отсчёт всей дискографии Van Der Graaf Generator

ИСТОРИЯ

Как известно, первый альбом под названием The Aerosol Grey Machine изначально записывался как сольная работа Питера Хэммила, но вышел под маркой группы Van Der Graaf Generator в силу технических причин, позволявших Хэммилу избавиться от контракта с фирмой грамзаписи Mercury Records. Группа в то время уже не существовала как таковая — о её распаде объявил известный радиодиджей Джон Пил после последнего её выступления 10 мая 1969 г. на Ноттингемском поп-блюз фестивале. Хью Бэнтон, Гай Эванс и Кит Эллис участвовали в записи как нанятые Хэммилом сессионные музыканты, но "аппетит приходит во время еды", и в процессе работы появилось желание возродить распавшуюся группу.

Кит Эллис к тому времени уже обязался присоединиться к группе Juicy Lucy, и его место на басу занял Ник Поттер, с которым Эванс играл когда-то в группе The Misunderstood. Музыкантам очень понравилась на записи альбома игра на флейте Джеффа Пича, и они решили добавить в группу, помимо традиционных для рока электроинструментов, какой-нибудь классический инструмент. "Нам всё время хотелось какой-нибудь ещё мелодичный инструмент," - вспоминал Эванс. - "Бэнтон конечно всегда мог сыграть соло, но ему не хотелось быть единственным солистом." Пичу предложили стать постоянным членом команды, но тот отказался после первой же репетиции.

И тогда нашёлся духовик Дэвид Джексон. Он играл в группе под названием Heebalob на саксофоне и флейте. Хэммил видел выступление этой группы на джазовом фестивале в Пламптоне и был сильно впечатлён игрой Джексона. Хэммил предложил ему вступить в группу, а заодно стать напарником по съёму квартиры в Лондоне.

В сентябре 1969 г. Van Der Graaf Generator начал репетировать в обновлённом составе из пяти человек и совершенствовать своё звучание. В то время Джими Хендрикс ввёл среди музыкантов (особенно гитаристов конечно) моду на всевозможные "примочки" для гитары, то есть педальные эффекты. Под его влиянием Бэнтон решил модернизировать таким образом и звучание своего органа. Он немного разбирался в электронике и напаял в своей итальянской "Фарфисе" дополнительные возможности для новых звуков. На Джексона как на духовика оказывал влияние прежде всего джаз, и он, под впечатлением от игры виртуозного мультиинструменталиста Расаана Рональда Кирка, научился играть одновременно на двух саксофонах - обычно это были альт и тенор.

Питер Хэммил работал над расширением диапазона своего вокала, а также вырабатывал в себе общепринятое английское произношение, которого придерживаются в Оксфордском университете. Дело в том, что в Великобритании очень много местных акцентов, порой настолько рознящихся друг от друга, что люди из соседних городков иногда с трудом понимают друг друга. Высокие требования, которые Хэммил предъявлял к себе и группе, требовали и высокого стиля языка. "У нас у всех была мания величия," - вспоминал Бэнтон. - "Мы старались охватить как можно больше пространства."

В ноябре 1969 Van Der Graaf Generator начал давать концерты. К тому времени менеджер группы Тони Стрэттон-Смит образовал собственную фирму грамзаписи Charisma Records и первой подписанной на неё группой стал, естественно, "Ван Дер Грааф Генерейтор". В декабре группа пришла в лондонскую студию Trident и за 3-4 дня (11 - 14 декабря 1969) записала весь альбом The Least We Can Do Is Wave To Each Other, который можно на самом деле считать первой коллективной работой группы.

Trident ("Трезубец") была в то время одной из самых продвинутых студий в Европе. Весь альбом писался на 8-дорожечный магнитофон, но к тому времени студия обзавелась новинкой — 16-канальным аппаратом, и последняя песня альбома "After The Flood" (После потопа) писалась на 16 дорожек. Это была одна из первых в Англии 16-дорожечных записей. Продюсировал как и первый альбом тот же Джон Энтони, один из ведущих продюсеров прогрессивного рока. Любовь "Ван Дер Грааф Генерейтора" к дополнительным инструментам привела к звучанию в альбоме виолончели (на ней играет сессионный музыкант Майк Гурвиц в песне "Refugees") и трубы-корнета (на ней играет сессионный музыкант Джерри Солсбери в песне "White Hammer").

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Название альбома The Least We Can Do Is Wave To Each Other взято из фразы, сказанной английским художником-неоромантиком Джоном Минтоном (1917-1957): "We're all awash in a sea of blood, and the least we can do is wave to each other." "Все мы плаваем в море крови, и единственное что мы можем — это колыхаться волнами друг о дружку". Ещё лучше было б перевести не "колыхаться волнами", а "волновать друг друга", если б в русском языке был глагол от слова "волна".

Первое английское издание вышло в конверте с разворотом и самый первый пресс шёл с плакатом в комплекте. Плакат был не традиционный с фотографиями участников группы, но представлял собой некий абстрактный рисунок, которыми грешил Питер Хэммил. В наше время это издание стоит несколько сот фунтов стерлингов даже не в лучшем состоянии. Особую ценность представляют самые первые экземпляры, какое-то количество которых было отштамповано с другого микса альбома. Этот микс вскоре забраковали, и все последующие экземпляры альбома штампованы с другого микса.

В США The Least We Can Do Is Wave To Each Other выпустили почему-то с другой обложкой. Эта необъяснимая практика была характерна для американских изданий многих английских альбомов многих групп, начиная с The Beatles и The Rolling Stones. Непонятно, чем не угодила американцам оригинальная обложка альбома, но утешает, что на обратной стороне представлена довольно забавная фотография "Ван Дер Грааф Генератора".
------------------------------
В специальном совместном выпуске двух британских музыкальных журналов Q и Mojo "Пинк Флойд и История прогрессивного рока" альбом The Least We Can Do Is Wave To Each Other внесён в список 40 лучших альбомов космического рока (№15). Альбом The Least We Can Do Is Wave To Each Other несомненно является классикой прогрессивного рока, который как раз начиная с 1970 года начал "прогрессировать" пышным цветом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий