пятница, 20 июля 2012 г.

Hi-Fi аппаратура - как защитить от сбоев в электросети. Часть 2.


Сетевые фильтры для аудио                                                                                         

Безусловно, для борьбы с вышеуказанным типом помех сетевой фильтр просто необходим. В том, каким он должен быть, давайте попробуем разобраться. Как мне представляется, два важнейших требования к правильному устройству, прежде всего пригодному для питания аудиосистем, должны звучать так: 

  1. Спад характеристики должен начинаться с частоты 50 - 100 Гц (для некоторого упрощения - с "нуля") и иметь монотонный характер, достигая значения в 40 - 60 дБ уже на частоте 1 МГц.
  2. Фильтр ни коим образом не должен ограничивать аппетиты аудиосистемы. Если ей нужен большой ток и сразу, она должна его получать!

Требованиям малого проходного сопротивления, как правило, отвечают устройства, рассчитанные, в первую очередь, на большой потребляемый ток в 20 - 30 А. Да-да, не удивляйтесь, запас по току потребления получается более чем в 10 раз, и хотя такие приборы имеют немалые размеры и вес, именно при их применении ваш усилитель не будет испытывать никаких ограничений по питанию. Я намеренно, прежде всего, говорю об усилителе, т.к. он является самым прожорливым компонентом системы.

Некоторые приборы уничтожения сетевых помех спроектированы специально для аудио. Почти всегда они имеют “Rack Mount” дизайн и рассчитаны при базовой конфигурации (3 МОV и low-pass filter) на потребление около 15 А (примерно 1800 W при 120 V). С установленным автоматом защиты они могут обеспечить нормальную работу “среднеупакованного”, включающего в себя один-два усилителя мощности.

Среди других устройств, применяемых в этой области - сетевые секвенсоры. Они производят включение и выключение питания пошагово с задержкой между шагами. Это предотвращает щелчки в колонках, так как включение и выключение устройств происходит в то время, когда усилитель мощности находится в выключенном состоянии.

В мощных системах это предотвращает вероятное отключение автоматов в здании, так как одновременное включение большого количества приборов может привести к большому значению пускового тока. Высококачественные магнитные (не термические) автоматы защиты также могут предотвратить влияние “шипов”. Учитывая, что МОV могут выйти из строя, хорошо иметь индикацию их состояния для своевременной замены.


Включаем....

В результате мы имеем отдельную линию питания от распределительного щитка с "неограниченной" энергетикой, проложенную толстым проводом, с отдельным выключателем и сетевым фильтром с подобающими частотными и энергетическими характеристиками. Что происходит со звуком? А вот что: мы замечаем, что басы стали более плотными, энергичными, одновременно улучшилась их артикуляция, исчезла шероховатость, вокал стал более певучим и выразительным, лучше начала ощущаться перспектива, да и верхи на этом фоне теперь более органично вписываются в общую картину.

Для придания системе питания более завершенного вида также было бы логичным заменить и сетевые провода от розетки до аппарата. Качественные сетевые шнуры, являющиеся за счет своих свойств в некотором роде "кондиционером сети", выпускаются многими фирмами, все в них хорошо, кроме цены. Как альтернативный вариант можно предложить замену штатного шнура изготовленным самостоятельно из недорогого колоночного кабеля достаточного сечения, например Monster Cable Original в дюрафлексной изоляции. Еще более лучшие результаты получаются с дешевыми Audio Note (не забудьте о качественной вилке для шнура и разъема "мамы" для подключения к аппарату!).

Также хочу настоятельно напомнить о том, что любое вмешательство в электросеть без "знания предмета" может очень печально закончиться не только для вашей дорогой аппаратуры, но даже жизни и здоровья - музыку, ради прослушивания которой все это затевается, вы рискуете никогда не услышать.

Предложенный вариант улучшения сетевого питания, безусловно, не решает всех проблем, возникающих на пути к правильному питанию нашей техники. Пожалуй, это была попытка предложить оптимальный вариант по критерию затраты/эффективность, возможны и другие решения, причем метаморфозы, происходящие с нашей сетью, столь разнообразны географически, что решения, пригодные для улучшения качества сети применительно к звучанию нашей аппаратуры в одном месте, совершенно неэффективны в другом. В центре Москвы сеть, как правило, хуже, чем. например, в спальных районах. а если сетевое напряжение колеблется в интервале 180 - 210 В (обычный случай для сельской местности), решением проблемы может быть только стабилизатор сетевого напряжения (только ни в коем случае не феррорезонансный!), несмотря на его некоторые недостатки с "аудиофильской" точки зрения, потому что в данном случае "по системе приоритетов" номинал напряжения питания более важен, чем какие-то другие факторы, "портящие" сеть. 

Стабилизаторы напряжения для аудио

Чтобы защититься от падения напряжения в сети, необходимы трансформаторы или автотрансформаторы или иные устройства на их основе. Традиционным является ферро -резонансный стабилизатор напряжения. Он тяжел, сконструирован для работы только при одной частоте напряжения (50 либо 60 Гц) и создает сильные магнитные поля, вызывая аудиошум, не приемлемый в студии, имеет узкий (180-240) диапазон входного напряжения. Это недостатки.

Неоспоримые достоинства: держит на выходе идеальную синусоиду, сам по себе неплохой фильтр индустриальных высокочастотных помех. Обычно такой стабилизатор ставят в удаленном месте, а перед ним - стабилизатор дискретного типа. В стабилизаторах, ориентированных на работу с компьютерами, стоят более медленные реле, поэтому использование их в студии часто приводит к доступным слуху щелчкам и может даже повредить оборудование.

Решением проблем с переключателями является применение тиристоров вместо реле. Наиболее хорошие регуляторы напряжения имеют рейтинг 15 или 20 ампер и оснащены 8 или 12 тиристорными переключателями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий