Даже при бережном отношении к «его величеству» винилу, канавки пластинки
постепенно загрязняются и перед меломаном или коллекционером LP встает
остро вопрос о чистке.
Так как эта грязь утрамбована иглой, предполагается, что чистка будет влажной. Винил гигроскопичен, поэтому затягивать данный процесс не надо. И, самое главное, перед проигрыванием пластинку необходимо высушить. Влажное проигрывание смерти подобно.
Пожалуйста, никогда не пробуйте "мокрое" проигрывание пластинок. Это последнее проигрывание, перед тем как пластинка заживет другой жизнью: в качестве подставки, горшка для цветов и т.п. Тема эта неоднократно обсуждалась, объяснения давались разные, но то, что звук пропадает - это точно. Ну, может только - последняя перезапись на ленту. (Косвенным подтверждением этого служит то, что фирмы, выпускающие аппаратуру самого высокого класса, когда цена значения не имеет, а только звук, влажного воспроизведения не применяют).
Характер загрязнений
В основном это строительная пыль (штукатурки, побелки, а может и похуже), осевший сигаретный дым, притянутая наэлектризованная бытовая пыль, утрамбованная иглой. В последней пыли может завестись и кое-какая органика (в зависимости от условий). Эта пыль скапливается сначала в самых мелких изгибах канавки и ложится на дно. Ухудшается воспроизведение высоких частот, появляется характерный шип от соприкосновения иглы с дном канавки. А если пластинка попала во влажные условия и затем высохла, то это наиболее неприятный случай. Грязь «схватилась». Увеличилось потрескивание (костерок, песок), приводящее к более быстрому износу иглы и пластинки. Следует учитывать, что и новые пластинки также не идеальны. После штамповки на их поверхности присутствуют следы маслянистых веществ, которые, смешиваясь с пылью, быстро приводят к загрязнению и пластинку и иглу. Масляные примеси попадают на поверхность и во время эксплуатации (от рук, например).
Применяемые жидкости
Они должны хорошо растворять примеси, хорошо смачивать поверхность пластинки и легко удаляться при комнатной температуре. Моющий раствор, конечно, можно делать самому и на обычной чистой воде, но окончательная промывка только дистиллятом, да и не загрязните его используемой емкостью. Правда, такое качество мойки и получите. Как это делают экспериментаторы: применяют дистиллированную воду и изопропиловый спирт. Процентное содержание спирта - 25- 40%. Обычный спирт (этиловый, питьевой, ректификат, гидролизный) более вреден для винила. Для проверки, можете нанести используемый раствор на чистое стекло или зеркало и посмотреть, остались ли следы после высыхания. Желательно, чтобы состав содержал поверхностно активные вещества или вещества, уменьшающие поверхностное натяжение воды, так как задача моющей жидкости - проникнуть в мельчайшие полости канавки. Размер такой полости пионерам предлагается посчитать самостоятельно при условии, что радиус внутренней дорожки около 60 мм и частота сигнала около 15 кГц.
Но, зачем так рисковать со своей дорогой сердцу коллекцией винила? Все сейчас доступно и продается в магазинах.
Метод мойки
Здесь большое разнообразие: от мытья под струей воды из-под крана с дальнейшим споласкиванием и сушкой на не ворсистой гигроскопичной материи, до крутых аппаратов с использованием ультра звука Audio Desk systeme - Vinyl Cleaner. Задача – растворить загрязнения в канавках и затем убрать. Нельзя дать им засохнуть, тогда отчистить будет практически невозможно. Грязь по поверхности «ваткой» развозить не надо. Надо именно мыть и промывать канавки (кисточкой, щеткой, струей воды или воздуха). Простейшее приспособление – плоский сосуд по размерам половинки пластинки, куда наливается моющий раствор. Пластинка устанавливается сверху на оси, оставаясь погруженной в раствор на глубину записи. Механически или вручную вращается и моется. Промывается и сушится. Отсасывать моющий раствор с поверхности пластинки можно и вакуумом.
Результаты
После всей процедуры пластинка из сероватой становится смоль черной. Звучит чище и лучше, шипение меньше, потрескивания на 70% убрались, высокие прибавились. Остались только щелчки и звук царапин, но от этого никуда не деться. Если мытье было "по верхам", то пропадут верхи, т.к. грязь в самых мелких изгибах канавки осталась и засохла. А по большому счету, без хорошего вакуума здесь не обойтись. И если вы действительно являетесь коллекционером винила, стоит подумать о моющей машине типа VPI HW-17 Record Cleaning Machine или совсем Hi-End,- ультразвуковая мойка Audio Desk systeme - Vinyl Cleaner.
После процедуры мойки положите сухую пластинку в новый чистый антистатический внутренний пакет и на этом, все!
Подведем итог
Пластинки имеют загрязнение слишком разной степени и состава. Наносить раствор, промывать поверхность и удалять раствор надо (можно) вручную. Сейчас существует несколько вариантов чистки виниловых пластинок. Это сухая и влажная. Хороший результат для сухой чистки дадут карбоновые антистатические щетки: Tonar Nostatic Brush, Monacor, щетки с комбинированным ворсом (велюр + углеволокно) art. 3180 Tonar Dustaway Record Brush, art.4365 и велюровую Tonar Classic Brush, art. 3434.
Для влажной протирки, вместе с велюровой щеткой, существуют качественные антистатические жидкости: AM Record Cleaning, Tonar QS 0.5 Litre, art. 3514. Пользуйтесь и эксперементируйте!
Существуют и успешно справляются со своей задачей специальные ручные машинки для более тщательной очистки виниловых пластинок: Disco Antistatic Record Cleaner. Доступная роскошь для вашего винила.
И последнее: Не забывайте об уходе за стилусом звукоснимателя (иглой), ведь грязная игла лишает вас настоящего аналогового звука винила, изношенная или грязная игла легко может повредить пластинку. Используйте карбоновую щетку Tonar Clean Tip Carbon Fiber Stylus Cleaning Brush, art. 4250 с японским средством Nagaoka AM-801 Stylus Cleaner.
Так как эта грязь утрамбована иглой, предполагается, что чистка будет влажной. Винил гигроскопичен, поэтому затягивать данный процесс не надо. И, самое главное, перед проигрыванием пластинку необходимо высушить. Влажное проигрывание смерти подобно.
Пожалуйста, никогда не пробуйте "мокрое" проигрывание пластинок. Это последнее проигрывание, перед тем как пластинка заживет другой жизнью: в качестве подставки, горшка для цветов и т.п. Тема эта неоднократно обсуждалась, объяснения давались разные, но то, что звук пропадает - это точно. Ну, может только - последняя перезапись на ленту. (Косвенным подтверждением этого служит то, что фирмы, выпускающие аппаратуру самого высокого класса, когда цена значения не имеет, а только звук, влажного воспроизведения не применяют).
Характер загрязнений
В основном это строительная пыль (штукатурки, побелки, а может и похуже), осевший сигаретный дым, притянутая наэлектризованная бытовая пыль, утрамбованная иглой. В последней пыли может завестись и кое-какая органика (в зависимости от условий). Эта пыль скапливается сначала в самых мелких изгибах канавки и ложится на дно. Ухудшается воспроизведение высоких частот, появляется характерный шип от соприкосновения иглы с дном канавки. А если пластинка попала во влажные условия и затем высохла, то это наиболее неприятный случай. Грязь «схватилась». Увеличилось потрескивание (костерок, песок), приводящее к более быстрому износу иглы и пластинки. Следует учитывать, что и новые пластинки также не идеальны. После штамповки на их поверхности присутствуют следы маслянистых веществ, которые, смешиваясь с пылью, быстро приводят к загрязнению и пластинку и иглу. Масляные примеси попадают на поверхность и во время эксплуатации (от рук, например).
Применяемые жидкости
Они должны хорошо растворять примеси, хорошо смачивать поверхность пластинки и легко удаляться при комнатной температуре. Моющий раствор, конечно, можно делать самому и на обычной чистой воде, но окончательная промывка только дистиллятом, да и не загрязните его используемой емкостью. Правда, такое качество мойки и получите. Как это делают экспериментаторы: применяют дистиллированную воду и изопропиловый спирт. Процентное содержание спирта - 25- 40%. Обычный спирт (этиловый, питьевой, ректификат, гидролизный) более вреден для винила. Для проверки, можете нанести используемый раствор на чистое стекло или зеркало и посмотреть, остались ли следы после высыхания. Желательно, чтобы состав содержал поверхностно активные вещества или вещества, уменьшающие поверхностное натяжение воды, так как задача моющей жидкости - проникнуть в мельчайшие полости канавки. Размер такой полости пионерам предлагается посчитать самостоятельно при условии, что радиус внутренней дорожки около 60 мм и частота сигнала около 15 кГц.
Но, зачем так рисковать со своей дорогой сердцу коллекцией винила? Все сейчас доступно и продается в магазинах.
Метод мойки
Здесь большое разнообразие: от мытья под струей воды из-под крана с дальнейшим споласкиванием и сушкой на не ворсистой гигроскопичной материи, до крутых аппаратов с использованием ультра звука Audio Desk systeme - Vinyl Cleaner. Задача – растворить загрязнения в канавках и затем убрать. Нельзя дать им засохнуть, тогда отчистить будет практически невозможно. Грязь по поверхности «ваткой» развозить не надо. Надо именно мыть и промывать канавки (кисточкой, щеткой, струей воды или воздуха). Простейшее приспособление – плоский сосуд по размерам половинки пластинки, куда наливается моющий раствор. Пластинка устанавливается сверху на оси, оставаясь погруженной в раствор на глубину записи. Механически или вручную вращается и моется. Промывается и сушится. Отсасывать моющий раствор с поверхности пластинки можно и вакуумом.
Результаты
После всей процедуры пластинка из сероватой становится смоль черной. Звучит чище и лучше, шипение меньше, потрескивания на 70% убрались, высокие прибавились. Остались только щелчки и звук царапин, но от этого никуда не деться. Если мытье было "по верхам", то пропадут верхи, т.к. грязь в самых мелких изгибах канавки осталась и засохла. А по большому счету, без хорошего вакуума здесь не обойтись. И если вы действительно являетесь коллекционером винила, стоит подумать о моющей машине типа VPI HW-17 Record Cleaning Machine или совсем Hi-End,- ультразвуковая мойка Audio Desk systeme - Vinyl Cleaner.
После процедуры мойки положите сухую пластинку в новый чистый антистатический внутренний пакет и на этом, все!
Подведем итог
Пластинки имеют загрязнение слишком разной степени и состава. Наносить раствор, промывать поверхность и удалять раствор надо (можно) вручную. Сейчас существует несколько вариантов чистки виниловых пластинок. Это сухая и влажная. Хороший результат для сухой чистки дадут карбоновые антистатические щетки: Tonar Nostatic Brush, Monacor, щетки с комбинированным ворсом (велюр + углеволокно) art. 3180 Tonar Dustaway Record Brush, art.4365 и велюровую Tonar Classic Brush, art. 3434.
Для влажной протирки, вместе с велюровой щеткой, существуют качественные антистатические жидкости: AM Record Cleaning, Tonar QS 0.5 Litre, art. 3514. Пользуйтесь и эксперементируйте!
Существуют и успешно справляются со своей задачей специальные ручные машинки для более тщательной очистки виниловых пластинок: Disco Antistatic Record Cleaner. Доступная роскошь для вашего винила.
И последнее: Не забывайте об уходе за стилусом звукоснимателя (иглой), ведь грязная игла лишает вас настоящего аналогового звука винила, изношенная или грязная игла легко может повредить пластинку. Используйте карбоновую щетку Tonar Clean Tip Carbon Fiber Stylus Cleaning Brush, art. 4250 с японским средством Nagaoka AM-801 Stylus Cleaner.
Комментариев нет:
Отправить комментарий