Азимут.
Настроив головку и протерев вертушку от пота :), самое время установить азимут иглы, т.е. перпендикулярность вертикальной оси иглы к плоскости пластинки. Без правильной установки азимута выходные токи с двух генераторов головки будут неравны (при воспроизводстве сигнала с равной амплитудой в обоих каналах), что приведет к дисбалансу по каналам и сдвиге звуковой сцены влево или вправо. Тем не менее, имейте в виду, что не все тонармы позволяют изменения азимута, и здесь ярким примером является Rega RB300. Другие тонармы, например, из семейства Audioquest PT допускают грубую настройку азимута при помощи настроечного винта в основании площадки крепления головки. Более дорогие тонармы, типа unipivot от Graham, VPI, Immedia, имеют на борту изощренные системы настройки азимута, посредством одного или более грузов, превращающими установку и получение правильного азимута в определенное удовольствие.
Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет, находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений.
Оптимально настроенный азимут - это тот, который обеспечивает электрические сигналы равной амплитуды от генераторов головки (т.е. от её катушек), когда сигналы равной амплитуды представлены в обоих каналах записи. Таким образом, если мы проигрываем запись с одинаковыми сигналами на обоих каналах (например, монофоническая запись), но подключаем один канал в противофазе, то точная установка азимута - это такая, которая даст нулевой (или почти нулевой) выходной сигнал при суммировании двух каналов (помните, что суммирование двух сигналов, из которых один находится не в фазе по отношению к другому, приводит к отсутствию сигнала вследствие ослабляющей интерференции).
Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review, то вы можете просто использовать трек проверки азимута. На этот тестовый трек записан моно сигнал, где каналы записаны в противофазе. Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках.
Если тестовой записи с треком «не в фазе» нет, можно сделать таким образом: проиграть моно запись через инвертирующий фазу кабель производства компании «Очумелые Ручки». Для его изготовления купите дешевый кабель в ближайшем магазине радиотоваров, возьмите один провод от стерео пары и перекусите его пополам, и немного оголите медные проводки от изоляции. Потом припаяйте перекушенный провод «наискосок» - плюсовую жилу к минусовой жиле и наоборот. Результат замотайте изолентой и у Вас получится кабель, который инвертирует фазу одного канала. Подсоедините этот кабель к разъему вашего тонарма, а другой конец кабеля - к входу фонокорректора или фоно входу вашего предусилителя. Поставьте монофоническую запись), и переключите ваш предусилитель в режим моно. Теперь можно настраивать азимут головки до тех пор, пока ваши колонки не дадут нулевой (или хотя бы минимальный) сигнал.
Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает), то вы можете общаться с азимутом вашей головки используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз».
Настроив головку и протерев вертушку от пота :), самое время установить азимут иглы, т.е. перпендикулярность вертикальной оси иглы к плоскости пластинки. Без правильной установки азимута выходные токи с двух генераторов головки будут неравны (при воспроизводстве сигнала с равной амплитудой в обоих каналах), что приведет к дисбалансу по каналам и сдвиге звуковой сцены влево или вправо. Тем не менее, имейте в виду, что не все тонармы позволяют изменения азимута, и здесь ярким примером является Rega RB300. Другие тонармы, например, из семейства Audioquest PT допускают грубую настройку азимута при помощи настроечного винта в основании площадки крепления головки. Более дорогие тонармы, типа unipivot от Graham, VPI, Immedia, имеют на борту изощренные системы настройки азимута, посредством одного или более грузов, превращающими установку и получение правильного азимута в определенное удовольствие.
Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет, находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений.
Оптимально настроенный азимут - это тот, который обеспечивает электрические сигналы равной амплитуды от генераторов головки (т.е. от её катушек), когда сигналы равной амплитуды представлены в обоих каналах записи. Таким образом, если мы проигрываем запись с одинаковыми сигналами на обоих каналах (например, монофоническая запись), но подключаем один канал в противофазе, то точная установка азимута - это такая, которая даст нулевой (или почти нулевой) выходной сигнал при суммировании двух каналов (помните, что суммирование двух сигналов, из которых один находится не в фазе по отношению к другому, приводит к отсутствию сигнала вследствие ослабляющей интерференции).
Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review, то вы можете просто использовать трек проверки азимута. На этот тестовый трек записан моно сигнал, где каналы записаны в противофазе. Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках.
Если тестовой записи с треком «не в фазе» нет, можно сделать таким образом: проиграть моно запись через инвертирующий фазу кабель производства компании «Очумелые Ручки». Для его изготовления купите дешевый кабель в ближайшем магазине радиотоваров, возьмите один провод от стерео пары и перекусите его пополам, и немного оголите медные проводки от изоляции. Потом припаяйте перекушенный провод «наискосок» - плюсовую жилу к минусовой жиле и наоборот. Результат замотайте изолентой и у Вас получится кабель, который инвертирует фазу одного канала. Подсоедините этот кабель к разъему вашего тонарма, а другой конец кабеля - к входу фонокорректора или фоно входу вашего предусилителя. Поставьте монофоническую запись), и переключите ваш предусилитель в режим моно. Теперь можно настраивать азимут головки до тех пор, пока ваши колонки не дадут нулевой (или хотя бы минимальный) сигнал.
Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает), то вы можете общаться с азимутом вашей головки используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз».
Комментариев нет:
Отправить комментарий