суббота, 7 сентября 2013 г.

Santana - Santana (I)

Santana - дебютный альбом американской рок-группы Santana, выпущенный компанией Columbia в августе 1969 года.

ИСТОРИЯ

Основатель группы Карлос Сантана вырос в семье потомственных музыкантов из Мексики. Его прадедушка, дедушка и отец были профессиональными музыкантами - мариачо. Отец с 5 лет учил его игре на скрипке, однако Карлос, услыхав блюз, исполняемый на электрогитарах, особенно в исполнении Би Би Кинга, понял, что его инструмент - электрогитара. В 14 лет семья Сантаны переехала в США, в Сан Франциско, где Карлос в 1965 году закончил школу.

Залив Сан Франциско в то время был благоприятнейшим местом для развития рок-музыки. Карлос регулярно посещал все знаменитые площадки города - Fillmore, Winterland, Avalon, где уже выступали знаменитые сан-францисские группы - Jefferson Airplane, Big Brother & the Holding Company, Grateful Dead, Quicksilver Messenger Service. Их участники были всего на несколько лет старше Сантаны.

В 1966 Карлос собрал свою группу. В то время в сан-францисском профсоюзе музыкантов было требование, чтобы в названии группы было имя лидера, поэтому группу назвали The Santana Blues Band. Группа быстро привлекла к себе внимание, играя интересную смесь - соул Западного побережья под латинскую перкуссию, драйвовый орган и выразительную лидер-гитару Сантаны. К 1967 году их стали звать просто Santana.

Группу не мог не заметить главный босс рок-музыкальной индустрии Сан Франциско Билл Грэм, владелец самого большого в городе зала The Fillmore. В октябре 1968 он подписал Santana играть в своем зале на разогреве у гастролировавших тогда в Штатах The Who. Santana уверенно дебютировали, несмотря на славу британского хэдлайнера. Грэм с удовольствием стал менеджером Santana и часто ставил группу играть в поддержку различных заезжих гастролеров. Забавно, что Santana не только всегда завоевывала публику, но иногда даже отбирала себе все лавры у исполнителей, на разогреве которых играла. По приглашению Грэма, на Рождественскую неделю в Сан Франциско прилетел из Нью Йорка Клайв Дэвис - тогдашний президент компании Columbia Records. Посмотрев Santana на концерте, он тут же подписал с группой контракт.

В январе 1969 года начались первые сессии записи Santana в студиях Columbia Records. Потом в составе группы произошли некоторые изменения, пока они утряслись, запись продолжили уже в мае. В состав группы тогда входили: Карлос Сантана (гитара, вокал), Грегг Роли (орган, рояль, вокал), Дэвид Браун (бас-гитара), Майкл Шрив (ударные), Майкл Карабелло (цимбалы, конги, перкуссия) и Хосе "Чепито" Ареас (цимбалы, конги, перкуссия).

Альбом Santana состоит преимущественно из инструментальной музыки, даже в песнях с текстом музыка преобладает. Группа с самого начала отличалась тем, что играла обычно длинные импровизации, видоизменяя свои композиции на концертах до неузнаваемости. Билл Грэм предложил для гарантии успеха написать в альбом песни обычной формы, но исполнить их в обычной импровизационной манере.

Выход альбома был намечен на понедельник 18 августа 1969 года. А накануне -  в субботу 16 августа - состоялось историческое выступление Santana на фестивале в Вудстоке, где они покорили 500-тысячную толпу своими латинским ритмами, жестким органом и энергичной гитарой Карлоса. После этого альбом был просто обречен на успех. Правда, первый сингл с песней "Jingo" не привлек к себе внимание. Это был кавер песни "Jin-Go-Lo-Ba" нигерийского перкуссиониста Бабатунде Олатунджи. Этот негритянский мастер перкуссии записал в 1960 году альбом Drums of Passion -  один из первых в мире альбомов этно музыки, который имел невероятный успех и разошелся пятимиллионным тиражом. Песня в исполнении Сантаны такого успеха не имела.

Зато выпущенный в начале 1970-го второй сингл с альбома - "Evil Ways" попал на 9-ое место в Биллборде, после чего сам альбом скакнул на 4-ое место в Штатах (№26 в Великобритании), став со временем дважды платиновым. Как метко заметил критик из Allmusic.com: "Карлос Сантана занял свою оригинальную нишу в зале славы латин рока, не повторяя афро-кубанский рок Malo и не растворяясь в мэйнстриме как Chicago." Santana, действительно, с первого же альбома создала даже не смесь, но свой уникальный стиль.

"Evil Ways" песня Сонни Генри, впервые записанная джазовым перкуссионистом Уилли Бобо в 1968 году в альбоме с тем же названием. Santana не побоялись переиграть ее через год. В альбоме ее поет клавишник Грегг Роли, а в средней части исполняет соло на органе Хаммонд. В Вудстоке Роли и Сантана спели ее в унисон, не очень-то синхронно. На первых штамповках альбома и сорокопятки авторство песни было ошибочно приписано не S.Henry, а Jimmie Zack. Джимми Закк был средней популярности исполнителем рокабилли на Среднем Западе, и он записал в 1960 году на каком-то маленьком региональном лейбле песню с точно таким названием "Evil Ways", но это была совершенно другая песня. Закка поставили автором, вероятно, по принципу, что его исполнение оказалось самым ранним, хотя саму песню не удосужились послушать.

Последняя композиция в альбоме - "Soul Sacrifice" - снятая на концерте в Вудстоке, вошла в знаменитый документальный фильм о фестивале и запомнилась всем искусным соло на барабанах Майкла Шрива. Красавчик Шрив стал иконой для раннего периода группы Santana, после их выступления в Вудстоке. Впрочем, на этой кинозаписи отличились своими продолжительными соло и клавишник Грегг Роли и сам Карлос Сантана. В интервью телеканалу CBS Сантана сказал, что во время вудстокского выступления, он находился под воздействием ЛСД, гитарный гриф казался ему змеей, и ему стоило немалых усилий держать ее на расстоянии, чтобы не укусила.

Разъяренный лев на обложке альбома хорошо передает необузданность и дикий характер музыки Santana того периода.

В 2003 году журнал Rolling Stone занес альбом Santana в свой список 500 лучших альбомов всех времен, предоставив ему почетное 150-ое место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий