вторник, 24 сентября 2013 г.

Emerson, Lake & Palmer - Tarkus

Tarkus - второй альбом британской группы прогрессив-рока Emerson, Lake & Palmer, вышедший в июне 1971 на Island Records в Британии, в августе 1971 - на Cotillion в США. Tarkus принес ELP огромный успех у себя на родине - альбом стал №1 в британских чартах, и достаточно высокого успеха достиг в США - №9 в Биллборде. Tarkus дал значительный толчок дальнейшему развитию группы, а многими любителями расценивается лучшим у ELP, наряду с Brain Salad Surgery (1973).

МИФ О ТАРКУСЕ

Альбом назван по одноименной сюите "Таркус", которая заполняет всю первую сторону пластинки и длится 20:35. Это самое длинное произведение ELP до появившегося позже "Karn Evil 9" (1973). Впрочем, на концертах группа делала более длинными и другие композиции.

Tarkus - некое фантастическое существо, представляющее собой смесь животного броненосец и танка на гусеничном ходу. Его живописно изобразил на обложке альбома художник и график Уильям Нил. Художник объяснил само название 'Tarkus' производным от двух слов: Tartarus - то есть Тартар - известное место в аду, упоминаемое в 1-м Послании Апостола Петра 2:4, отличающееся вечным холодом и 'carcass' - то же что и по-русски, то есть "каркасс", а для живых существ - "скелет", "тушка". В общем, получается эдакий "Адский каркас" или "Адская тушка", что вполне соответствует сюжету произведения. Слово "Tarkus" вообще-то означает на эстонском "мудрость", но вряд ли Эмерсон, или Лэйк, или Палмер знали об этом, изобретая свое воинственное существо.

Говорят, первоначально задумывалось использовать для обложки альбома какую-то картину Сальвадора Дали, но художник, известный своими высокими ставками, заломил непосильную цену. Обошлись своим родным, кондовым и сермяжным англичанином Уильямом Нилом. На внутреннем развороте конверта Нил проиллюстрировал изобретенный ELP миф об этом Таркусе, по которому и развивается сюжет сюиты. Она разбита на семь частей, которые плавно, без пауз, переходят одна в другую и поочередно перемежаются: то инструментальная, то с вокалом и текстом.

В первой части -  инструментальной пьесе "Eruption" (Извержение) - показывается, как в результате извержения вулкана откуда ни возьмись возникает яйцо, из которого и рождается полуорганическое - полумеханическое существо Таркус. Кит Эмерсон - главный изобретатель Таркуса - превосходно имитирует вулканическое извержение яркими каскадами на Хаммонде и Муге в необычном размере 10/8 (4+3+3) при "огневом" прикрытии барабанов Карла Палмера.

В последующих частях Tarkus сражается с другими полумеханическими животными, о чем свидетельствуют батальные картинки Уильяма Нила. Первым его атакует нелепое существо с хвостом крокодила, лапками кузнечика и бронированной башней, вооруженное ракетами класса "земля - земля", но Tarkus как-то легко отправляет это чучело в нокаут. Битва происходит в части под названием "Stones of Years" (Камни лет). Глубокомысленный текст этой песни никоим образом не касается кровавой битвы. За ней идет опять инструментальная вещь под названием Иконокласт - это прозвище очередного милитаристского биомутанта, представляющего собой смесь доисторического птеродактиля с современным боевым истребителем. Эмерсон опять активизирует клавишную баталию. Врагу не сдается наш гордый Таркус и поражает его, как ковбой, стреляя сразу из двух стволов. Несчастный Иконокласт умирает, истекая одновременно горючим и кровью.

Тогда против Таркуса выступает новый монстр по имени Mass, что означает, во-первых то же что и по-русски - Масса, однако носит еще и смысл Месса - т.е. церковная служба у католиков. Судя по тексту, Месса ближе по смыслу, ибо там постоянно упоминаются то священник, то паломник, то епископ, то проповедник. Но сам текст неудобоварим для понимания, это набор фраз, удобных для мелодекламации. Само существо Масс можно в принципе описать известным эпиграфом из Радищева: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй." Однако все эти монстры, будучи велики сами по себе, выглядят ничтожно, став на пути у могучего Таркуса. Судьба Масса повторяет судьбу других повстанцев. На конверте, кстати, картинки с Иконопластом и Массом поменялись местами -  сначала Mass, потом - Iconoclast. В музыке - наоборот.

Но и на старуху бывает проруха. А на Таркуса - Мантикор. Это единственное, чисто биологическое существо, без всякой примеси железа и софта, но изрядно смешанное по своей генеалогии: туловище с головой и гривой льва, но человекообразным лицом, драконьими лапами и гигантским скорпионьим хвостом. Этот монстр и по размерам составил наконец достойного соперника непобедимому Таркусу, и сотворил с ним что-то неприличное, поскольку на последней картинке мы видим крупным планом глаз Таркуса, из которого выделяется не то пар, не то слезы. Скорее всего, Мантикор ужалил его своим скорпионьим хвостом прямо в глаз. Все это происходит в части, естественно называющейся "Manticore", которая целиком инструментальная. В честь этого существа-победителя, Emerson, Lake & Palmer назовут организованный позже свой собственный лейбл (фирму записи) - Manticore Records.

После "Manticore" идет песня "Battlefield" (Поле битвы), целиком написанная Лэйком с проникновенным антивоенным текстом. И довольно редкое для Лэйка соло на электрогитаре. На концертах Грег иногда вставлял в "Battlefield" выдержки из старой доброй песни "Epitaph" (Эпитафия) с первого альбома King Crimson, которую он написал в соавторстве с первой инкарнацией Короля Кримсона.

Последняя часть сюиты "Tarkus" - инструментальная "Aquatarkus" соответствует последней картинке на внутреннем развороте, где мы видим смиренного Таркуса, покидающим грешную землю и уходящим в водные глубины. Пришлось переквалифицироваться в Акватаркуса.

Грег Лэйк в ранних интервью говорил, что видит в Таркусе олицетворение военно-промышленного комплекса, а все тексты пьесы - о бессмысленности войн и всякой вражды. Немного позже он расширил это трактование: "Эти слова - о произошедшей революции. Вот она пришла, свершилась. Ну и что? К чему она привела? Ни к чему."  На концертах группа часто исполняла "Stones of Years" и "Mass" без вокала, чисто в инструментальном виде, а Лэйк пел только свою подводящую итог "Battlefield". Хотя сам позже признавался, что "Stones of Years" - его любимая часть в Таркусе. Правда, он и сам не до конца понимает, о чем она. Но, говорит, это о "внимании, слушании, понимании". "Stones of Years" даже выходила на сорокопятке.

Вся сюита "Tarkus" давно признана класикой жанра, одной из лучших органных работ в прогрессивном роке, и непременным номером концертных программ ELP. Любопытно, что часть ее использовалась в качестве фоновой музыки в советском фильме "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975) - ныне почти забытой фантасмагорической кинокартине Михаила Швейцера с участием Д. Баниониса, В. Высоцкого и др. Неизвестно, насколько лицензионно было ее применение, но "Tarkus" звучит там очень "в жилу".

Вторая сторона пластинки представляет собой сборку несвязанных между собой песен, хотя по звучанию и динамике они вполне согласуются с "Таркусом" - например, "A Time and a Place" или "Bitches Crystal" и "Infinite Space", где Эмерсон явил виртуозную игру на электропианино. "The Only Way" (Единственный путь) с подзаголовком "Гимн" являет собой действительно гимн. Это гимн атеизма Грега Лэйка с наивными рассуждениями, типа "Как ты можешь верить, что Бог подарил тебе дыхание? Почему же он допустил потерю шести миллионов евреев?" Гимн завершается пафосными утверждениями: "Не боись: человек сам сделал себя... Делай все по-своему. Это единственный путь." Забавно, что в подтверждение этим безбожным заявлениям, Эмерсон использовал фрагменты из музыки Иоганна Себастьяна Баха, вся музыка которого, как известно, проникнута глубоким христианским чувством.

В конце альбома оставался хвостик, который группа заполнила с юмором, скорее всего, с ходу, когда все вероятно уже устали, хотелось наконец поставить точку. А заодно развеять перебор с преобладающей на пластинке "сурьезностью".  Эта песенка "Are You Ready Eddy?" - стандартный номер рокабилли с авангардистскими проездами Эмерсона на пианино и смешным текстом, обращающимся к звукоинженеру альбома - Эдди Оффорду. "Ты готов, Эдди, включить все свои шестнадцать каналов? ... Ты готов, Эдди, двигать эти фейдеры вниз?" - на фоне каламбурной подпевки: "Eddie edit, Eddie, Eddie edit" - "Редактируй Эдди, редактируй!" А в конце Карл Палмер, вероятно, пародируя манеру Эдди, произносит фразу: "They've only got 'am or cheese!" (У них там только с сыром или ветчиной!), сообщая, какие сэндвичи остались в меню буфета при студии Advision. Судя по этой песенке, неплохая у них там сложилась атмосфера для записи альбома "Tarkus" - немаловажный фактор для создания великих альбомов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий