пятница, 14 декабря 2012 г.

Первый универсальный гид по выбору проигрывателя винила

По мнению Владимира СОЛОВЬЕВА

Очень важно, что Д.А.Медведев публично заявил о своей симпатии к винилу, к аналоговому аудио вообще и к «архаичной» рок-музыке, в частности. Напомню - он буквально сказал: «Винил действительно звучит лучше (информативнее) цифры». Рэп и другие современные урбанистские музыкальные жанры он в этой связи назвал «дребеденью». Неудивительно, что популярность винила взлетела, ведь карьеристы по всей стране должны «рапортовать наверх».  
 



Можно напомнить основной. Передавая вибрации звуковых волн вибрациями иглы в бороздке, винил по своей природе есть самый точный и благоприятный медиум, когда речь идет о воспроизведении музыки, звуков природы или голоса.
Как правильно выбрать проигрыватель винила? В общем, надо включить здравый смысл и исходить из природы, а не технологичности, звукоизвлечения. С этой точки зрения нецелесообразен, хотя и функционален, проигрыватель с встроенным АЦП. Нужно отбросить логику, с которой вы подходите к покупке флэшки или диджейского проигрыватееля для дискотеки или студии. Кстати, о драматических особенностях именно бытового домашнего проигрывателя винила -ниже.

К счастью или сожалению, данная статья первоначально написана по заявке компании РБК, но в силу неуправляемости тамошних «подводных течений» редакция их сайта статью отвергла. Между тем, я готов биться об заклад, что в «официальной» экспертизе в РФ нет компетентности по этой теме. Напомню факт: первая статья на эту тему написана мной для «Новой ежедневной газеты» (Москва) примерно в 1988 году, когда аудио-журналы были только западными. Не исключено, что эту статью и читал наш лидер, решая вопрос для себя. Как ни странно, с тех пор правила не изменились.

Масса проигрывателя


Облегченные модели экономичны, строги, элегантны, современны, но они на тот случай, когда «хвост вертит собакой». Сколь-нибудь достойному проигрывателю винила нужно исключительно стабильное основание или стол, как это правильно называется. Стол может включать в себя лишь (столь же массивный) литой диск. Тогда тонарм, схема питания, мотор с пассиковым приводом и тонарм с головкой - все это разносится по собственным блокам. Такая развязка - признак класса Hi End.

Частично или полностью все перечисленные элементы могут быть вмонтированы в стол. Тогда обратите внимание на развязку элементов. Она часто выполняется путем слоистой конструкции корпуса или в виде масляно-пружинных «ванночек» на сочленении или опорах разных уровней конструкции. Предпочтительный общий вес проигрывателя в сборе - килограмм 10 кг и выше.

Чем массивнее диск - тем стабильнее обороты и лучше все спецификации проигрывателя. Тем меньше нужда в кварцевой стабилизации скорости или стробоскопе.

Взаимозаменяемые части и аксессуары

С целью апгрейда, твика или вкусового предпочтения, в разных проигрывателях можно заменять:

  • унифицированную магнитную головку на паре винтов и ее иглу в сборе,
  • навинчивающийся держатель головки или шелл,
  • настил или резиновый мат диска,
  • съемный звуковой и (реже) сетевой провод,
  • пассик трансмиссии,
  • сам тонарм


Как правило, чем больше таких опций предусмотрено - тем выше класс базового комплекта. Однако, как и в авто, грамотный подбор опций - удел знатока. Это в частности касается сменного звукового провода. 

Внешне провод ничем не отличается от обычного межблочного, но сечение его проводника должно составлять 0,4-0,2 мм, дабы подхлестнуть сопротивление и тем самым усилить проходящий сигнал. Имейте это в виду.

Руководствуясь п.1, надежнее взять «готовый» проигрыватель «в сборе», но во всяком случае избегайте модели с несъемными, нестандартными: головкой и шеллом. Оптимально закупить несколько запасных шеллов, установить в них совершенно разные по классу и типу головки и менять их для проигрывания разных пластинок и для разного настроения.

Оснащенность

Если вы оцениваете проигрыватель «в первом приближении» - в салоне или в Интернете, то смотрите «в корень», а не поверхностно. Вот некоторые такие критерии. Иные Hi End модели комплектуются двумя съемными тонармами с целью еще более разнообразить их звук, используя разные головки. Эффектно, но непрактично. Велик риск нечаянно задеть и повредить одну из игл.

Автоматическое проигрывание пластинки и иные авто-функции проигрывателя означают несъемность тонарма, что исключает его апгрейд в дальнейшем. Лучшие модели предполагают, что вы все операции делаете вручную.

Помимо распространенных «статически» закрепленных или традиционных тонармов вам может повстречаться диковинка, тангенс -моторизованный тонарм или головка. Он «ползет» параллельно бороздке, постоянно сохраняя оптимальный угол слежения. Тангенс неизмеримо точнее традиционного тонарма. Он одинаково хорошо отыгрывает патефонные пластинки на 78 оборотов, миньоны на 45 и долгоиграющие на 33. Его музыка звучит несколько выхолощено, стерильно, холодно, но все прочее ошеломляет.

Немецкая фирма Clearaudio освоила и знает все тонкости по части тангенс-тонармов. На ее модели можно положиться. Модель Evolution - отличный проигрыватель в сборе: тонарм LS3, головка Clearaudio Alpha, скорости 33 и 45, «надежные» данные по детонации (0.08 %) и по уровню рокота (82 дБ) и «закаленный» подшипник диска из бронзы - самая «трудолюбивая» деталь в конструкции. Сам диск: - красивый акриловый с прецизионной балансировкой. Если наблюдать зазор между диском и столом в работе, то щель кажется неизменной, ровной. Этот нехитрый тест вы можете применить к другим проигрывателям и убедиться, что многие из них «врут». Вес данной модели - более 10 кг,

В этом отношении еще более показательна модель Clearaudio Statement Turntable, интегрированная в стойку. Это слепая концентрация всяческих высоких технологий по максимуму. Судите сами: бесконтактное вращение диска магнитным потоком, масляное демпфирование нескольких уровней и шасси конструкции, 80-кг противовес для устойчивости 350-кг конструкции, монтаж 4 тонармов, пуленепробиваемое дерево для гашения резонансов и, конечно, параллельное слежение головки с движком на высокоскоростном микропроцессоре, который якобы использовался в самодвижущейся платформе на Марсе.

Вернемся на Землю. Вы хотите, какой привод, прямой или пассиковый? Под граммофонные пластинки нужна редкая скорость 78 оборотов, которая сегодня реализуется только в прямом приводе. Как и интересная функция реверса (обнаружена соответствующая запись Pink Floyd).
В целом, пассик уступает прямому приводу в практичности и надежности, а «бытовой» прямой привод сегодня поставляют лишь Sony и Denon, статус и качество которых - сомнительны. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить проигрыватель, но вместо пластинки аккуратно опустить иглу на свой палец, оперев тот о корпус стола. Если на нормальном уровне громкости раздается гул, значит - привод реализован плохо и детонирует. Этим грешат нынешние прямые приводы, особенно - диджейские модели.

У проигрывателя очень сложные, амортизирующие и высокие «ноги»? Это признак высокого класса, так как в этом случае изготовитель явно заложил высокую чувствительность тонарма и головки. Он стремился получше оградить их от внешних резонансов. На хороших моделях еще и выведена земля - третьим проводом в вилке или контактом на задней панели.
SME 20/2 и его старшая модель - это практически один базовый дизайн плюс ценные улучшения в более дорогой версии. Перечислим их, ведь это все - в копилку вашего опыта при выборе аппарата. Прецизионный пассиковый виниловый проигрыватель от еще более заслуженной и подлинно эзотерической марки, чем «Клиараудио». Тонарм подвешен грамотно, изощренно и «дорого» - путем обруче-образных сочленений. Микролифт тонарма - классический, масляный. Это тоже важно для сохранности пластинки и иглы, для общей респектабельности и представительности. Как ни странно, есть скорость 78 оборотов.
Стол и диск - образцовой толщины, веса и, следовательно, стабильности.

Они формируют звук исключительной естественности и четкости, хотя и никак не участвуют в передаче электрического сигнала. Ноги массивные, пружинные и регулируются по высоте — классика жанра. На диске - завинчивающийся (!) прижим, который выравнивает искривления, характерные для винила и сообщает пластинке особую стабильность в работе. Подшипник и прочие изнашиваемые детали - из легированной стали, то есть практически вечные. Проигрыватель негромоздкий и при этом пленяет и обезоруживает своей строгой красотой, благородством линий и материалов. Материалы организованы слоями, причем центр тяжести модели находится внизу - все это эффективно убирает резонансы, возникающие в работе. Сложный мотор трехфазного тока и высокого момента вращения с электронной коммутацией... понимать необязательно - главное, что мотор не примитивен и не грохочет, как у многих. Стробоскоп регулирует скорость, что особенно пригодится для отстраивания «криво» записанных пластинок на 78 оборотов. Вес около 18,2 кг.

Тонарм

В силу собственной роли и инженерии, тонарм является самым «задающим» элементом в проигрывателе. Проверьте его на «прием» головок разной величины, пропорций и веса (от 2 до 16 грамм). Приличный тонарм должен прежде всего обладать соответствующим массивным противовесом для балансировки любой из головок. То есть на отметке давления 0 тонарм с головкой должен «висеть» в равновесии независимо от положения иглы по отношению к пластинке.

Далее, тонарм должен иметь подстройку своей высоты (как правило, это — винт вблизи тонарма), а головка должна достаточно свободно «ерзать» в шелле прежде, чем вы найдете и закрепите верный угол слежения. По давлению иглы можно также положиться на аптекарские весы, а по углу слежения - на тест, который обычно прилагается к проигрывателю. Впрочем, при покупке достаточно лишь убедиться в наличии оного. Отрегулировать все можно дома.
Камень преткновения в плохих (диджейских) проигрывателях - антискейтинг или подпружиненное колесико противоскатывающей силы по правую сторону тонарма. Пружины бывают и хорошо отрегулированные, но лучше антрискейтинг на магните или в виде отвеса - груза на нитке сбоку от тонарма. Уточняйте и смотрите при выборе. Поставив антискейтинг на 0 и уравновесив тонарм с головкой, подводите головку к разным точкам слежения.

При этом хороший тонарм должен оставаться «висеть», не отклоняясь в стороны и не «клюя» пластинку. Последний тест: схватите тонарм и попробуйте аккуратно пошатать его относительно крепления в столе. Если вместо свободы хода вы ощущаете некий люфт, грохотание тонарма или, напротив, оковы - это недостатки, которые неизбежно повлияют на звук.

У «Клиараудио» самая недорогая начальная модель имеет 3 точки опоры стола. 3 оказываются стабильнее, чем традиционные 4. При этом стол облегчен, и соответственно диктует использование облегченного тонарма в модели. Тонарм - на неметаллических материалах с целью исключить его влияние на звук вообще. С целью исключить особо опасные для такого подхода вибрации, мотор вынесен, отведен как можно дальше. Кстати, это невозможно осуществить в прямом приводе.

Многие бренды сегодня оспаривают звание лучшего по тонармам, но нельзя забывать, кому принадлежит исторический приоритет и кто здесь - своеобразный «Мерседес». Некогда все хай-эндные проигрыватели мира использовали лишь тонарм марки SME, чья «лебединая» грация свидетельствовала и о калибре звучания. Фирма Dual в этой связи пошла на колоссальные затраты для разработки диаметрально противоположного устройства тонарма, но была вынуждена признать в собственной рекламе: «Привод проигрывателя лишь вращает пластинку. Это тонарм ее озвучивает.» Тонармы SME сегодня устанавливаются на их собственных моделях. Они прекрасно сбалансированы, то есть их не будет заносить в стороны от центробежной или противоскатывающей сил, возникающих при вращении пластинок. Они имеют сложную систему поворота во всех плоскостях благодаря качественным шарнирам. Среди них есть и удлиненные модели 250 мм, что значит: если вы покупаете такой тонарм отдельно, то надо убедиться, что для него у вас на столе достаточно места.

Сказав все это, замечу: я убежденный сторонник металлических S-образных тонармов с навинчивающимся шеллом и с дугообразным сочленением (обруч в обруче) в месте подвеса, По правому борту тонарма должен быть (желательно магнитный) антискейтинг, по левому - его компенсатор в виде «бочки». Нитяные антискейтинги, пружинные или фиксированные противовесы в тылу тонарма, а также тангенсы я не люблю. Для меня в линейке «Клиараудио» существует пара приемлемых моделей, но ближе всего мне SME. Дорого?

Головка

Вы прочтете это впервые здесь. Не только магнитная, но и керамическая головка звукоснимателя в проигрывателе - оправдана и может быть к месту. Преимущество керамики - в более крупном, зримом, весомом звуковом образе. У нее высокий, громкий уровень сигнала, которому не нужен фонокорректор. Недостаток - небогатая проработка ВЧ и грубая заточка иглы, которая не проникает далеко в бороздку, но успешно разрушает ее края, словно мини-экскаватор по мини-карьеру. Если вас сие не пугает, но пленяет именно консервативный звук винила, то такая головка и соответственно упрощенный утяжеленный тонарм установлены в моделях проигрывателей TEAC GF 680 или 350. Все эти модели включают в себя еще и усилитель мощности, некий рекордер… Для ваших целей - получить консервативное звучание с пластинки без консервативного гула - прочее неважно.

Идем далее, к головке магнитной и к более сложному проигрывателю. ММ или МС-головка? Первая дешевле, обеспечена большим диапазоном сменных игл, лучше отрабатывает басы и настроена на большинство пластинок, включая столь желанные и модные ныне релизы Deep Purple 70-х. МС равнозначна hi-res аудио форматам и требует особой схемы корректора. Каждый изготовитель воплощает один и тот же принцип конструкции по-своему, формируя особый характер звука. Известны литые корпуса из титана, обработанные с точностью до микрона. По идее, это улучшает передачу сигнала и рассеивает вредные колебания с тонарма. Но поскольку масса головки неизмеримо мала, мал и эффект, а цена филигранных работ высока. Фирмы предпочитают упражняться в более прагматичной эзотерике, и в лучших головках применяются медь, рубин и эбонит. Это делается исключительно из соображений аристократизма и музыкальности, но не технологичности. И дает свои плоды. «Клиараудио» изощрилась еще больше, расширив этот список для своих головок Goldfinger, Titanium, Stradivari и Concerto: золото, титан, эбеновое дерево (!) и сэтин (!).

Немецкая фирма близка к наматыванию катушек из чистого 24-каратного золота не только на МС, но и на начальные ММ-модели. Что это дает? Динамика расширяется до 100 дБ, оспаривая цифру. Полоса частот раздвигается на 10-100 тысяч Гц, что намного превосходит нормы записи, которым традиционно подчиняется винил.

Очень распространена эллиптическая, остро заточенная игла (line contact), передающая вибрации на двойной магнит, по отдельной структуре на канал. Это очень популярная и эффективная технология, способствующая отличному разделению каналов (выше 30 дБ).
МС-модели Clearaudio отличаются строго симметричной конструкцией со сдвоенным магнитом. Впрочем, сегодня фирма изощряется и ставит по 4 магнита на канал для пущей точности. Тем самым создается исключительно сильное и стабильное магнитное поле, которое делает движения сердечника в катушке более «мощными» и подконтрольными. Число магнитов и катушек на канал - вот реальный действенный показатель качества звука. Попробуйте поискать соперника для «Клиараудио» на рынке… если времени не жаль. Чувствительность сигнала у этих головок - 0,9 мВ, что позволяет схеме корректора работать более «расслаблено». Большинство фонокорректоров позволяет сбалансировать сопротивление, емкость и индуктивность нагрузки в разных моделях головок. О выдающихся корректорах PS Audio из США мы тоже рассказывали.

Фирмы Shure, Сlearaudio (и по непроверенным мной данным начала даже SME) поставляют сменные иглы от простой круглой до сложной элипсоидной формы. «Клиараудио» называет свои лучшие и острейшие иглы c параболической заточкой 0,008 x 0,040 мм формой Микро-HD. Такая сложная форма позволяет острию иглы скользить по самому дну бороздки, где и лежат ВЧ. Чем сложнее игла, тем выше ее податливость (2 x 10 x 1/1000000 dyne) и меньше (0,75 грамма) давление на пластинку. Критерием согласования такой иглы с вашим проигрывателем служит высокая цена, узкая специализация брендов или, лучше всего, пробная установка.
Shure M97 ХE - вот практически все, что сегодня осталось на рынке от некогда славной и великой американской линейки, на которую равнялась вся индустрия. Тем не менее, 97 - достойный преемник. Это единственная головка с характером. Она звучит «в голос» с датской и немецкой техникой, а прочую пытается преобразить в оную. МС-тип с высоким выходом 4.0 мВ не требует особого корректора и подходит для любого гнезда с надписью Phono In. Заточка иглы: эллипс 0.2 x 0.7 мм. Иглодержатель легкий алюминиевый полый (осторожно при обращении!). Давление порядка 1,5 гр., вес головки 6 гр. - годится для любых тонармов.
В разделе «головки» я не мог дать достаточно общих методов выбора. Они разбросаны по индивидуальным моделям. 

Так или иначе, руководствоваться при подборе головок следует вкусовыми и эстетическими соображениями, а не многочисленными спецификациями.

ИТОГ

Вы выбрали себе готовый проигрыватель или же смонтировали по отдельности головку и тонарм на неком дорогом столе? Проверить, получилось ли хорошо - легко. Включите и правильно все подключите в системе. При помощи архитектурного уровня обеспечьте устойчивое и ровное положение стола проигрывателя. В конце пластинки опустите иглу на чистое поле и медленно увеличивайте громкость на усилителе. Если самовозбуждение иглы (обратная связь) в виде гула наступает только на последней трети полной громкости - проигрыватель вовсе не плох. Для минимизации возбуждения и уточнения звука нелишние - акриловые изоляторы вибраций QX Silencer Quadraspire. Материал и сам гаджет подсказаны проигрывателями нового поколения. Он «лечит» периферические вибрации.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий