Mr. Tambourine Man - дебютный альбом американской фолк-рок группы The Byrds, вышедший на Columbia Records в 1965 году. Mr. Tambourine Man - альбом и сингл с одноименной песней оказал ведущее влияние на зарождение музыкального стиля фолк-рок. Собственно, термин "фолк-рок" впервые появился в американской прессе для определения звучания The Byrds как раз в те дни, когда сингл Mr. Tambourine Man возглавил хит-парад США. Сингл и альбом Mr. Tambourine Man стал первым существенным ответом Америки на доминирование в ней в середине 1960-х музыки The Beatles и других исполнителей т.н. "Британского нашествия".
ИСТОРИЯ
Ядро The Byrds образовалось в начале 1964 года, когда Роджер МакГин, - известный также как Джим МакГинн, - Джин Кларк и Дэвид Кросби собрались в трио. Все трое имели за плечами определенный опыт в исполнении фолк-музыки, т.е. американской народной музыки. Все они начинали как фолк-барды с акустическими гитарами, подрабатывая в кофейнях, затем играли в различных фолк-группах.
МакГинн, кроме того работал штатным сочинителем песен у известного в то время фолк-певца и актера Бобби Дарина за 35 долларов в неделю - солидные деньги по тем временам, а за год до создания The Byrds - студийным музыкантом в Нью-Йорке и записывался с Джуди Коллинз и Саймоном и Гарфункелом. Услышав Битлз, после их первого американского турне в феврале 1964 года, МакГинн увлекся идеей скрещения американской фолк-музыки с рок-н-роллом британского пошиба. Перебравшись в Лос-Анджелес, МакГинн играл в знаменитом местном клубе "Трубадур", который в то время был еще только баром под названием Folk Den и включал в свой репертуар битловские песни наряду с народными. Таким образом, он привлек внимание другого любителя одновременно народной музыки и Битлз - Джина Кларка.
МакГинн и Кларк стали выступать дуэтом, исполняя народные песни, битловские песни в акустическом варианте и свои собственные песни. Вскоре в "Трубадуре" их приметил Дэвид Кросби, как-то раз он подошел к ним и спел третьим голосом в некоторых из их вещей. Раскладка на три голоса получилась настолько впечатляющей, что все трое тут же объединились, взяв себе название The Jet Set. Это из любви МакГинна к авиации, хотя сам термин относится не к самой авиации, а к ее частым потребителям. Jet Set дословно переводится как "реактивная публика" - так называли богатую прослойку, обычно молодых бездельников, которые легки на подъем и, не скованные средствами, часто летают, путешествуют по миру.
Кросби представил МакГинна и Кларка своему товарищу и компаньону Джиму Диксону, который сразу оценил высокий потенциал новой группы, и стал ее менеджером. А его партнер по бизнесу Эдди Тикнер взял на себя обязательства бухгалтера и финансового менеджера группы. Джим Диксон имел доступ на студию известной лос-анджелесской фирмы звукозаписи Pacific Jazz Records, где The Jet Set начал репетиции, а Диксон пробовал их записать. Именно здесь, в этой студии стал рождаться фирменный стиль группы, возникший из их стремления соединить интеллектуальный бардовский шарм Боба Дилана с живым рок-н-рольным звучанием The Beatles. Эта смесь возникла очень органично, а группа только стимулировала дальнейшее слияние фолк-музыки с роком.
В середине 1964 года в группу взяли барабанщиком Майкла Кларка (пишется Clarke в отличие от фамилии Джина - Clark). Самое забавное, что Майкла выбрали что называется "за красивые глаза" и за прическу как у гитариста Роллинг Стоунз Брайана Джонса, в то время как барабанщик из него был никакой. Майкл Кларк в 17 лет сбежал из дома и автостопом добрался до Калифорнии, мечтая стать музыкантом. Но до Byrds он играл только на бонгах по окрестностям Эл.Эй и Сан-Франциско, по одной из легенд Дэвид Кросби нашел его играющим на пляже. Майкл никогда не играл на ударной установке, у него ее не было, и вступив в группу, он первое время стучал по картонным коробкам и тамбурину.
The Jet Set продолжали репетировать, а Джим Диксон договорился с основателем фирмы звукозаписи Elektra Records Джеком Хольцманом на выпуск одного сингла. Сингл составили из двух песен собственного сочинения - "Please Let Me Love You" and "Don't Be Long", которые трио МакГинн-Джин Кларк-Кросби записало при поддержке сессионных музыкантов Рэя Полмана на басу и Эрла Палмера на ударных. В то время Америка буквально с ума сходила от групп "Британского нашествия", и чтобы сыграть на этом сингл выпустили от имени группы The Beefeaters - это название им показалось более английским. Но трюк не помог - сорокопятка, вышедшая в октябре 1964 года, успеха не имела и даже не засветилась в чартах. Сейчас за этой пластиночкой гоняются коллекционеры - оченно редкая вещь.
В августе 1964, посмотрев битловский фильм A Hard Day's Night, группа экипировалась такими же как у Битлз инструментами: МакГинн приобрел 12-струнный Rickenbacker, Джин Кларк - Gretsch Tennessean, а Майкл Кларк обзавелся ударной установкой Ludwig. И как раз в это время Диксон где-то раздобыл ацетатный диск с еще невыпускавшейся в то время песней Боба Дилана "Mr. Tambourine Man", которая показалась ему очень удачной для исполнения The Jet Set. Группа начала репетировать ее, хотя поначалу песня особо никому не понравилась. По ходу дела сменили ее родной размер 2/4 на более рок-н-рольный 4/4 и вошли во вкус. Работая над "Мистером Тамбурином" МакГинн, по его словам, совершенно случайно открыл свой собственный музыкальный прием игры на электрогитаре, который прозвали "джингл-джангл" (по словам из текста "Мистера Тамбурина") - звенящие арпеджио, воспроизводимые как на банджо щипковой манерой. Тут пригодилась его школа игры на народных инструментах, которую он прошел с детства.
Как вспоминал МакГинн: "Рик [имеется в виду гитара Rickenbacker] сам по себе глуховато звучит. Она не звенит. Но если добавить компрессор, можно добиться продолжительного сустейна. Если честно, я открыл это случайно. Наш звукооператор Рэй Герхардт всё пропускал через компрессоры, дабы оградить свою драгоценную аппаратуру от громкого рок-н-ролла. Когда он подключил компрессор к моей 12-струнке, это зазвучало так классно, что мы решили подключить ее через два компрессора (типа Teletronix LA-2As) прямо в пульт. Так у меня получился знаменитый звук "джингл-джангл". Я обнаружил, что с помощью компрессора можно растягивать ноту на три-четыре секунды, а звучание напоминало духовой инструмент... Без компрессии мне не удалось бы так растянуть первую ноту этого риффа."
"Я практиковался на своем Рике по восемь часов в день," - продолжает МакГинн. "В то время у акустических 12-струнок были широкие грифы и толстые струны, расположенные довольно далеко друг от друга, так что играть на них было трудновато. А у Рика гриф был потоньше, играть было полегче, что давало возможность играть в джазовой и блюзовой манере, бегая вверх-вниз по ладам вдоль всего грифа, а также использовать в своих соло такие приемчики как hammer-on и pull-off. Я также перенес технику игры на банджо на свою 12-струнку."
Чтобы подбодрить группу, Диксон однажды пригласил в студию World Pacific самого Боба Дилана, чтобы он послушал, как группа переделала его "Мистера Тамбурина". Дилану очень понравилось. Как бард, привыкший себе тихонько подыгрывать на акустической гитарке, он был впечатлен коллективным исполнением песни на электрических рок-инструментах. "Ого, да под нее можно танцевать!" - была его реплика. Такое одобрение от автора рассеяло у музыкантов остатки сомнений относительно того, подходит им эта песня или нет.
С помощью знакомства Джима Диксона с известным импрессарио Бенни Шапиро, а также благодаря дружественной рекомендации знаменитого джазмена Майлза Дэвиса, 10 ноября 1964 года группе удалось заключить договор на запись с крупной компанией Columbia Records. Две недели спустя, на День Благодарения за обедом в доме у своего финансового менеджера Эдди Тикнера, The Jet Set решили переименоваться в The Byrds. Название несло в себе, во-первых любимую ассоциацию МакГинна с полетами (Birds - "птицы" по-английски), а во-вторых имело такую же, как в названии The Beatles подмену буквы. Еще в октябре Диксон привел в группу бывшего игрока на мандолине Криса Хиллмана в качестве бас-гитариста. Хиллман играл до этого в группах, исполнявших американский стиль блуграсс, и был ориентирован не на фолк и рок, а скорее на музыку кантри.
20 января 1965 года The Byrds пришли в Columbia Studios в Голливуде, чтобы записать песню "Mr. Tambourine Man" для дебютного сингла на Columbia. Однако тамошний продюсер Терри Мелчер посчитал, что группа еще слабо играет и, оставив одного только МакГинна с его Риккенбекером, нанял для записи инструментальной основы песни группу The Wrecking Crew, которая состояла из лучших в то время сессионных музыкантов Лос-Анджелеса. Это были Хал Блейн (ударные), Ларри Нечтел (бас-гитара), Джерри Коул (ритм-гитара, известный аранжировщик и продюсер) и Леон Расселл (электропиано). Участие The Byrds в песне ограничилось знаменитой игрой МакГинна на Риккенбекере, его лидирующим вокалом и гармоническими подпевками Кросби и Джина Кларка. Отсюда пошли фирменные голосовые расклады The Byrds, в которых МакГинн и Джин Кларк обычно пели в унисон, а Кросби брал верхние ноты. Тот же состав: Джим МакГинн и The Wrecking Crew записали песню для второй стороны сингла - "I Knew I'd Want You".
Исполняя "Mr. Tambourine Man", МакГинн старался заполнить брешь, существовавшую между фолк и рок-музыкой, и пытался прозвучать где-то посредине между Джоном Ленноном и Бобом Диланом. Во время записи песни в студии МакГинн ощутил особое благоговение, о чем признался в 1997 году: "Я пел Богу, и обращался к Богу, называя Его Мистером Тамбурином, и говорил: "О Боже, возьми меня в свое путешествие, и я последую за Тобой". Это была смиренная молитва."
Эй мистер Тамбурин, сыграй песню мне
Я не сонный и никуда не собираюсь
Эй мистер Тамбурин, сыграй песню мне
В это перезвонное утро я последую за тобой
В отличие от дилановской версии, которая длится пять с половиной минут, Диксон предложил сократить песню до двух с половиной. У новоиспеченной группы стояла задача выпустить успешный сингл. Для этого требовалось раскрутить его на радио, а коммерческие радиостанции в то время неохотно брались играть песни длинее двух с половиной минут.
Расчет оказался верным. Песня, выпущенная 12 апреля 1965 года, выстрелила на самый верх хит-парадов в США и Великобритании и сразу оказала огромнейшее влияние на многих и многих музыкантов того времени, даже самых успешных, включая Битлз. Критики отмечают, в частности влияние фолк-рокового звучания The Byrds на вышедший в конце 1965 года альбом The Beatles - Rubber Soul, особенно в его песнях "Nowhere Man" и "If I Needed Someone". Заслуга "Mr. Tambourine Man" еще в том, что это был первый в поп-музыке хит с таким интеллектуальным и достаточно сложным по своей литературной структуре текстом. Кстати, это была первая песня Дилана, попавшая на 1-ое место в чартах поп-музыки. Интересно, что песня дважды фигурирует в списке 500 лучших песен всех времен журнала Rolling Stone: № 79 в исполнении The Byrds и № 106 в исполнении Боба Дилана.
В период между записью сингла в январе и его выпуском в апреле 1965 года The Byrds стали клубной командой ночного клуба Ciro's на Бульваре Заходящего Солнца в Голливуде. За март и апрель группа отточила не только свои инструментальные способности, но также и манеру уверенно держаться на сцене. Они собрали вокруг себя обширную массу поклонников из зарождавшейся тогда хипповской контркультуры, среди которых были продюсер и режиссер Ким Фоули, актеры Питер Фонда и Джек Николсон, певцы Маджор Ланс и Артур Ли (основатель группы Love).
26 марта в клуб случайно заглянул Боб Дилан и присоединился к The Byrds на сцене, исполняя песню Джимми Рида "Baby What You Want Me to Do". Этот момент запечатлел на фотоаппарат Джим Диксон, и его можно увидеть на обратной стороне обложки альбома Mr. Tambourine Man. В общем, в короткий период The Byrds стали настолько неотъемлемой частью лос-анджелесской музыкальной сцены и обязательными для посещения, что вокруг клуба Ciro's всякий раз скапливались толпы тинейджеров, жаждавших увидеть выступления группы. Позже многие историки контркультурного движения 1960-х отмечали, что толпы молодой богемы и хипстеров, собиравшиеся на концертах The Byrds в Ciro's, представляли собой первые ростки контркультуры хиппи Западного побережья.
АЛЬБОМ
Практика игры в клубе Ciro's существенно усовершенствовала игру The Byrds, и тем не менее, когда в марте 1965 пришло время для записи альбома, как Columbia Records, так и менеджер группы считали, что инструментальные болванки для песен лучше записать с сессионными музыкантами. Группа настаивала на самостоятельности. И тогда за них вступился тот самый придирчивый продюсер Терри Мелчер. Он заметил, что группа решительно прогрессировала и вполне способна самостоятельно записывать себе аккомпанемент. И все же известие о записи заглавной песни альбома с помощью сессионных музыкантов породило живучий миф, будто бы весь альбом записывался без участия музыкантов The Byrds. Путаница чаще всего происходила из-за одноименности сингла и альбома. Однако в альбоме только две песни - их инструментовка - записаны с помощью The Wrecking Crew - обе песни с того сингла: Mr. Tambourine Man/I Knew I'd Want You. Басист The Byrds Крис Хиллман заметил, что эти две песни сильно отличаются своим более мягким, отполированным звучанием, в сравнении с остальными вещами альбома.
Альбом Mr. Tambourine Man состоит в основном из двух типов песен: собственных песен, сочиненных преимущественно Джином Кларком, который был главным песнетворцем в первые восемнадцать месяцев существования The Byrds, и каверов современных им фолк-песен, авторства Боба Дилана. Обилие песен Дилана в альбоме вызвало обвинение группы в зависимости от него. Тем не менее, дилановские каверы "Chimes of Freedom", "All I Really Want to Do", "Spanish Harlem Incident" остаются наиболее известными и любимыми записями The Byrds. Еще одна запоминающаяся вещь альбома - "The Bells of Rhymney" - кавер песни Пита Сигера на слова уэллского поэта Идриса Дэвиса была одним из самых популярных номеров во время пребывания The Byrds в клубе Ciro's. Песня оказала также большое влияние на Битлз, особенно Джорджа Харрисона и отразилась в его композиции "If I Needed Someone" из альбома Rubber Soul.
Mr. Tambourine Man вышел в продажу 21 июня 1965 в США (CL 2372 моноверсия, CS 9172 стереоверсия) и 20 августа в Соединенном Королевстве (BPG 62571 моноверсия, SBPG 62571 стереоверсия). Он поднимался на 6-е место в Биллборде и держался в чартах 38 недель, на 7-е место в Великобритании и не выходил из чартов 12 недель. Критики почти единодушно хвалили альбом и говорили о рождении нового жанра - фолк-рок. Обложка с фотографией участников группы, сделанной с помощью объектива "рыбий глаз", стала иконической в своем роде и наверняка повлиявшей на обложку битловского альбома Rubber Soul того же года выпуска.
The Byrds имели очень короткий период всемирной славы: 1965-1966 гг., но их влияние на музыкальную среду отмечалось десятилетиями. Оно распространилось на множество американских команд, начиная с The Lovin' Spoonful, The Mamas & the Papas, Simon & Garfunkel, Love и др., но заметно и в более поздних группах, таких как Tom Petty and the Heartbreakers, R.E.M., The Long Ryders, The Smiths, The Bangles, The Stone Roses, Teenage Fanclub.
Альбом Mr. Tambourine Man отмечен номером 232 в списке 500 лучших альбомов всех времен и включен в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
ИСТОРИЯ
Ядро The Byrds образовалось в начале 1964 года, когда Роджер МакГин, - известный также как Джим МакГинн, - Джин Кларк и Дэвид Кросби собрались в трио. Все трое имели за плечами определенный опыт в исполнении фолк-музыки, т.е. американской народной музыки. Все они начинали как фолк-барды с акустическими гитарами, подрабатывая в кофейнях, затем играли в различных фолк-группах.
МакГинн, кроме того работал штатным сочинителем песен у известного в то время фолк-певца и актера Бобби Дарина за 35 долларов в неделю - солидные деньги по тем временам, а за год до создания The Byrds - студийным музыкантом в Нью-Йорке и записывался с Джуди Коллинз и Саймоном и Гарфункелом. Услышав Битлз, после их первого американского турне в феврале 1964 года, МакГинн увлекся идеей скрещения американской фолк-музыки с рок-н-роллом британского пошиба. Перебравшись в Лос-Анджелес, МакГинн играл в знаменитом местном клубе "Трубадур", который в то время был еще только баром под названием Folk Den и включал в свой репертуар битловские песни наряду с народными. Таким образом, он привлек внимание другого любителя одновременно народной музыки и Битлз - Джина Кларка.
МакГинн и Кларк стали выступать дуэтом, исполняя народные песни, битловские песни в акустическом варианте и свои собственные песни. Вскоре в "Трубадуре" их приметил Дэвид Кросби, как-то раз он подошел к ним и спел третьим голосом в некоторых из их вещей. Раскладка на три голоса получилась настолько впечатляющей, что все трое тут же объединились, взяв себе название The Jet Set. Это из любви МакГинна к авиации, хотя сам термин относится не к самой авиации, а к ее частым потребителям. Jet Set дословно переводится как "реактивная публика" - так называли богатую прослойку, обычно молодых бездельников, которые легки на подъем и, не скованные средствами, часто летают, путешествуют по миру.
Кросби представил МакГинна и Кларка своему товарищу и компаньону Джиму Диксону, который сразу оценил высокий потенциал новой группы, и стал ее менеджером. А его партнер по бизнесу Эдди Тикнер взял на себя обязательства бухгалтера и финансового менеджера группы. Джим Диксон имел доступ на студию известной лос-анджелесской фирмы звукозаписи Pacific Jazz Records, где The Jet Set начал репетиции, а Диксон пробовал их записать. Именно здесь, в этой студии стал рождаться фирменный стиль группы, возникший из их стремления соединить интеллектуальный бардовский шарм Боба Дилана с живым рок-н-рольным звучанием The Beatles. Эта смесь возникла очень органично, а группа только стимулировала дальнейшее слияние фолк-музыки с роком.
В середине 1964 года в группу взяли барабанщиком Майкла Кларка (пишется Clarke в отличие от фамилии Джина - Clark). Самое забавное, что Майкла выбрали что называется "за красивые глаза" и за прическу как у гитариста Роллинг Стоунз Брайана Джонса, в то время как барабанщик из него был никакой. Майкл Кларк в 17 лет сбежал из дома и автостопом добрался до Калифорнии, мечтая стать музыкантом. Но до Byrds он играл только на бонгах по окрестностям Эл.Эй и Сан-Франциско, по одной из легенд Дэвид Кросби нашел его играющим на пляже. Майкл никогда не играл на ударной установке, у него ее не было, и вступив в группу, он первое время стучал по картонным коробкам и тамбурину.
The Jet Set продолжали репетировать, а Джим Диксон договорился с основателем фирмы звукозаписи Elektra Records Джеком Хольцманом на выпуск одного сингла. Сингл составили из двух песен собственного сочинения - "Please Let Me Love You" and "Don't Be Long", которые трио МакГинн-Джин Кларк-Кросби записало при поддержке сессионных музыкантов Рэя Полмана на басу и Эрла Палмера на ударных. В то время Америка буквально с ума сходила от групп "Британского нашествия", и чтобы сыграть на этом сингл выпустили от имени группы The Beefeaters - это название им показалось более английским. Но трюк не помог - сорокопятка, вышедшая в октябре 1964 года, успеха не имела и даже не засветилась в чартах. Сейчас за этой пластиночкой гоняются коллекционеры - оченно редкая вещь.
В августе 1964, посмотрев битловский фильм A Hard Day's Night, группа экипировалась такими же как у Битлз инструментами: МакГинн приобрел 12-струнный Rickenbacker, Джин Кларк - Gretsch Tennessean, а Майкл Кларк обзавелся ударной установкой Ludwig. И как раз в это время Диксон где-то раздобыл ацетатный диск с еще невыпускавшейся в то время песней Боба Дилана "Mr. Tambourine Man", которая показалась ему очень удачной для исполнения The Jet Set. Группа начала репетировать ее, хотя поначалу песня особо никому не понравилась. По ходу дела сменили ее родной размер 2/4 на более рок-н-рольный 4/4 и вошли во вкус. Работая над "Мистером Тамбурином" МакГинн, по его словам, совершенно случайно открыл свой собственный музыкальный прием игры на электрогитаре, который прозвали "джингл-джангл" (по словам из текста "Мистера Тамбурина") - звенящие арпеджио, воспроизводимые как на банджо щипковой манерой. Тут пригодилась его школа игры на народных инструментах, которую он прошел с детства.
Как вспоминал МакГинн: "Рик [имеется в виду гитара Rickenbacker] сам по себе глуховато звучит. Она не звенит. Но если добавить компрессор, можно добиться продолжительного сустейна. Если честно, я открыл это случайно. Наш звукооператор Рэй Герхардт всё пропускал через компрессоры, дабы оградить свою драгоценную аппаратуру от громкого рок-н-ролла. Когда он подключил компрессор к моей 12-струнке, это зазвучало так классно, что мы решили подключить ее через два компрессора (типа Teletronix LA-2As) прямо в пульт. Так у меня получился знаменитый звук "джингл-джангл". Я обнаружил, что с помощью компрессора можно растягивать ноту на три-четыре секунды, а звучание напоминало духовой инструмент... Без компрессии мне не удалось бы так растянуть первую ноту этого риффа."
"Я практиковался на своем Рике по восемь часов в день," - продолжает МакГинн. "В то время у акустических 12-струнок были широкие грифы и толстые струны, расположенные довольно далеко друг от друга, так что играть на них было трудновато. А у Рика гриф был потоньше, играть было полегче, что давало возможность играть в джазовой и блюзовой манере, бегая вверх-вниз по ладам вдоль всего грифа, а также использовать в своих соло такие приемчики как hammer-on и pull-off. Я также перенес технику игры на банджо на свою 12-струнку."
Чтобы подбодрить группу, Диксон однажды пригласил в студию World Pacific самого Боба Дилана, чтобы он послушал, как группа переделала его "Мистера Тамбурина". Дилану очень понравилось. Как бард, привыкший себе тихонько подыгрывать на акустической гитарке, он был впечатлен коллективным исполнением песни на электрических рок-инструментах. "Ого, да под нее можно танцевать!" - была его реплика. Такое одобрение от автора рассеяло у музыкантов остатки сомнений относительно того, подходит им эта песня или нет.
С помощью знакомства Джима Диксона с известным импрессарио Бенни Шапиро, а также благодаря дружественной рекомендации знаменитого джазмена Майлза Дэвиса, 10 ноября 1964 года группе удалось заключить договор на запись с крупной компанией Columbia Records. Две недели спустя, на День Благодарения за обедом в доме у своего финансового менеджера Эдди Тикнера, The Jet Set решили переименоваться в The Byrds. Название несло в себе, во-первых любимую ассоциацию МакГинна с полетами (Birds - "птицы" по-английски), а во-вторых имело такую же, как в названии The Beatles подмену буквы. Еще в октябре Диксон привел в группу бывшего игрока на мандолине Криса Хиллмана в качестве бас-гитариста. Хиллман играл до этого в группах, исполнявших американский стиль блуграсс, и был ориентирован не на фолк и рок, а скорее на музыку кантри.
20 января 1965 года The Byrds пришли в Columbia Studios в Голливуде, чтобы записать песню "Mr. Tambourine Man" для дебютного сингла на Columbia. Однако тамошний продюсер Терри Мелчер посчитал, что группа еще слабо играет и, оставив одного только МакГинна с его Риккенбекером, нанял для записи инструментальной основы песни группу The Wrecking Crew, которая состояла из лучших в то время сессионных музыкантов Лос-Анджелеса. Это были Хал Блейн (ударные), Ларри Нечтел (бас-гитара), Джерри Коул (ритм-гитара, известный аранжировщик и продюсер) и Леон Расселл (электропиано). Участие The Byrds в песне ограничилось знаменитой игрой МакГинна на Риккенбекере, его лидирующим вокалом и гармоническими подпевками Кросби и Джина Кларка. Отсюда пошли фирменные голосовые расклады The Byrds, в которых МакГинн и Джин Кларк обычно пели в унисон, а Кросби брал верхние ноты. Тот же состав: Джим МакГинн и The Wrecking Crew записали песню для второй стороны сингла - "I Knew I'd Want You".
Исполняя "Mr. Tambourine Man", МакГинн старался заполнить брешь, существовавшую между фолк и рок-музыкой, и пытался прозвучать где-то посредине между Джоном Ленноном и Бобом Диланом. Во время записи песни в студии МакГинн ощутил особое благоговение, о чем признался в 1997 году: "Я пел Богу, и обращался к Богу, называя Его Мистером Тамбурином, и говорил: "О Боже, возьми меня в свое путешествие, и я последую за Тобой". Это была смиренная молитва."
Эй мистер Тамбурин, сыграй песню мне
Я не сонный и никуда не собираюсь
Эй мистер Тамбурин, сыграй песню мне
В это перезвонное утро я последую за тобой
В отличие от дилановской версии, которая длится пять с половиной минут, Диксон предложил сократить песню до двух с половиной. У новоиспеченной группы стояла задача выпустить успешный сингл. Для этого требовалось раскрутить его на радио, а коммерческие радиостанции в то время неохотно брались играть песни длинее двух с половиной минут.
Расчет оказался верным. Песня, выпущенная 12 апреля 1965 года, выстрелила на самый верх хит-парадов в США и Великобритании и сразу оказала огромнейшее влияние на многих и многих музыкантов того времени, даже самых успешных, включая Битлз. Критики отмечают, в частности влияние фолк-рокового звучания The Byrds на вышедший в конце 1965 года альбом The Beatles - Rubber Soul, особенно в его песнях "Nowhere Man" и "If I Needed Someone". Заслуга "Mr. Tambourine Man" еще в том, что это был первый в поп-музыке хит с таким интеллектуальным и достаточно сложным по своей литературной структуре текстом. Кстати, это была первая песня Дилана, попавшая на 1-ое место в чартах поп-музыки. Интересно, что песня дважды фигурирует в списке 500 лучших песен всех времен журнала Rolling Stone: № 79 в исполнении The Byrds и № 106 в исполнении Боба Дилана.
В период между записью сингла в январе и его выпуском в апреле 1965 года The Byrds стали клубной командой ночного клуба Ciro's на Бульваре Заходящего Солнца в Голливуде. За март и апрель группа отточила не только свои инструментальные способности, но также и манеру уверенно держаться на сцене. Они собрали вокруг себя обширную массу поклонников из зарождавшейся тогда хипповской контркультуры, среди которых были продюсер и режиссер Ким Фоули, актеры Питер Фонда и Джек Николсон, певцы Маджор Ланс и Артур Ли (основатель группы Love).
26 марта в клуб случайно заглянул Боб Дилан и присоединился к The Byrds на сцене, исполняя песню Джимми Рида "Baby What You Want Me to Do". Этот момент запечатлел на фотоаппарат Джим Диксон, и его можно увидеть на обратной стороне обложки альбома Mr. Tambourine Man. В общем, в короткий период The Byrds стали настолько неотъемлемой частью лос-анджелесской музыкальной сцены и обязательными для посещения, что вокруг клуба Ciro's всякий раз скапливались толпы тинейджеров, жаждавших увидеть выступления группы. Позже многие историки контркультурного движения 1960-х отмечали, что толпы молодой богемы и хипстеров, собиравшиеся на концертах The Byrds в Ciro's, представляли собой первые ростки контркультуры хиппи Западного побережья.
АЛЬБОМ
Практика игры в клубе Ciro's существенно усовершенствовала игру The Byrds, и тем не менее, когда в марте 1965 пришло время для записи альбома, как Columbia Records, так и менеджер группы считали, что инструментальные болванки для песен лучше записать с сессионными музыкантами. Группа настаивала на самостоятельности. И тогда за них вступился тот самый придирчивый продюсер Терри Мелчер. Он заметил, что группа решительно прогрессировала и вполне способна самостоятельно записывать себе аккомпанемент. И все же известие о записи заглавной песни альбома с помощью сессионных музыкантов породило живучий миф, будто бы весь альбом записывался без участия музыкантов The Byrds. Путаница чаще всего происходила из-за одноименности сингла и альбома. Однако в альбоме только две песни - их инструментовка - записаны с помощью The Wrecking Crew - обе песни с того сингла: Mr. Tambourine Man/I Knew I'd Want You. Басист The Byrds Крис Хиллман заметил, что эти две песни сильно отличаются своим более мягким, отполированным звучанием, в сравнении с остальными вещами альбома.
Альбом Mr. Tambourine Man состоит в основном из двух типов песен: собственных песен, сочиненных преимущественно Джином Кларком, который был главным песнетворцем в первые восемнадцать месяцев существования The Byrds, и каверов современных им фолк-песен, авторства Боба Дилана. Обилие песен Дилана в альбоме вызвало обвинение группы в зависимости от него. Тем не менее, дилановские каверы "Chimes of Freedom", "All I Really Want to Do", "Spanish Harlem Incident" остаются наиболее известными и любимыми записями The Byrds. Еще одна запоминающаяся вещь альбома - "The Bells of Rhymney" - кавер песни Пита Сигера на слова уэллского поэта Идриса Дэвиса была одним из самых популярных номеров во время пребывания The Byrds в клубе Ciro's. Песня оказала также большое влияние на Битлз, особенно Джорджа Харрисона и отразилась в его композиции "If I Needed Someone" из альбома Rubber Soul.
Mr. Tambourine Man вышел в продажу 21 июня 1965 в США (CL 2372 моноверсия, CS 9172 стереоверсия) и 20 августа в Соединенном Королевстве (BPG 62571 моноверсия, SBPG 62571 стереоверсия). Он поднимался на 6-е место в Биллборде и держался в чартах 38 недель, на 7-е место в Великобритании и не выходил из чартов 12 недель. Критики почти единодушно хвалили альбом и говорили о рождении нового жанра - фолк-рок. Обложка с фотографией участников группы, сделанной с помощью объектива "рыбий глаз", стала иконической в своем роде и наверняка повлиявшей на обложку битловского альбома Rubber Soul того же года выпуска.
The Byrds имели очень короткий период всемирной славы: 1965-1966 гг., но их влияние на музыкальную среду отмечалось десятилетиями. Оно распространилось на множество американских команд, начиная с The Lovin' Spoonful, The Mamas & the Papas, Simon & Garfunkel, Love и др., но заметно и в более поздних группах, таких как Tom Petty and the Heartbreakers, R.E.M., The Long Ryders, The Smiths, The Bangles, The Stone Roses, Teenage Fanclub.
Альбом Mr. Tambourine Man отмечен номером 232 в списке 500 лучших альбомов всех времен и включен в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий